27 апр в 13:57 (OFF) Sliko700 (P) :

ЖИЛЬБЕР ДЕ ЛАННУА, ПУТЕШЕСТВИЕ В ВЕЛИКИЙ НОВГОРОД В НАЧАЛЕ XV ВЕКА

Записки франко-фламандского рыцаря Жильбера де Ланнуа о путешествии на Восток Европы уже в XIX веке заинтересовали наших историков. Разумеется, с известными необходимыми оговорками, но об этом ниже.

Жильбер происходил из старой и знатной нижне-германской фамилии, к его рождению владевшей замками во Фландрии под властью герцогов Бургундских – нового, недавно сформировавшегося дома младших Валуа-Капетингов. В седле Жильбер де Ланнуа был с 13 лет, ко времени своего путешествия в Балтию и на Русь он уже поучаствовал в войнах арманьяков и бургундцев, на стороне последних, разумеется, будучи их вассалом. В период затишья Жильбер посетил родной замок, пожил с семьей (всего он был женат трижды, и оставил многочисленное потомство) и отправился на Северо-Восток Европы.

«В 1412 году (путешествие на самом деле состоялось в 1413 г.), в месяце марте, я выехал из Эклюза, для того, чтобы отправиться в Пруссию против неверных для вступления в армию, которую собирали против неверных прусские сеньоры.»

де Ланнуа, образно выражаясь, был одним из последних западных рыцарей- «мотыльков», летящих на обманчивый свет орденской свечи – призывающий всю «просвещенную» Европу, помочь Ордену нести христианство туда… куда оно уже давно пришло. После поражения Немецкого Ордена под Грюнвальдом до Западной Европы «внезапно» дошло, что они сражаются не с «язычниками», а с самыми настоящими христианами, да еще и в большей части католиками. Таким образом, коллективный, массовый приток рыцарей на борьбу с «язычниками» иссяк, Орден был предоставлен самому себе и ему на помощь являлись уже не отряды, а одиночки – слишком наивные или как наш фламандский рыцарь – склонные к приключениям и наживе хоть где-нибудь.

Де Ланнуа называет литвинов даже «сарацинами», в контексте того, что это не христиане, в любом случае для этого года и уж тем более для записок, составленных позже – весьма наивное оправдание. Поход в Польшу и Померанию для тевтонцев начинается удачно – де Ланнуа описывает разорение 50 селений, захват скота, но честно упоминает о сорвавшейся осаде мазовецкого польского города, по-видимому, Пултуска. При этой осаде Ланнуа был ранен и что самое примечательное, посвящен в рыцари.

«Приступ к городу повели очень храбро, так что силою оружия из трех ворот города были взяты двое; но жители города защищались столь храбро, что многих из наших убили и ранили, и, в заключение, пришлось нашим людям удалиться, не взявши города. Во время этой осады, мне было дано звание рыцаря рукою одного знатного рыцаря, по имени Ruffe de Palleu»

Этот факт служит еще одним подтверждением того, что рыцарство как таковое, было большой ценностью в Европе. Даже такой довольно знатный человек, как Ланнуа, воевавший с 13 лет – с 1399 года, целых 14 лет шел к званию рыцаря. С улыбкой вспоминаешь «Игру престолов», где рыцарство буквально валяется на дороге и Дункан Высокий производит в рыцари сам себя.

Но, по-видимому только это и приобрел Ланнуа в грабительском тевтонском походе – жажда приключений не была удовлетворена, торбы пустоваты и Жильбер пускается дальше – в Лифляндию, попытать счастье в Ливонском орденском филиале с надеждой похода на Новгород и Псков. На его несчастье, между русскими республиками и Орденов в это время был мир. Но в Великом Новгороде и в Пскове Жильбер де Ланнуа все же побывал,

«В Риге я нашел магистра Лифляндского, государя Курляндии, который подчиняется магистру Прусскому и вовсе не нашел там похода. Отсюда я предпринял, при содействии упомянутого магистра, отправиться в Новгород, в Русь.»

Цель визита не раскрывается в записках, скорее всего это было исполнение некоторого дипломатического поручения, другие варианты вряд ли возможны: торговое дело - не по чину, а для шпиона де Ланнуа был слишком не сведущ регионально.

Одно из самых спорных наблюдений, составленных де Ланнуа – обычай новгородцев торговать женами:

«Sy ont en leur ville ung marchie, ou ilz vendent et achatent leurs femmes, eulz de leur loy, mais nous les francs cristiens nе l’oserions faire sur la vie. Et changent leurs femmes, l’une pour l’autre, pour une keucelle d’argent ou deux, ainsy comme ilz sont d’acord que l’un donne de saulte a l’autre».

«Они имеют в своем городе рынок, на котором продают и покупают себе женщин, имея на это право, (но мы, истинные христиане, (francs сristiens) не осмелились бы сделать этого никогда в жизни) и покупают своих женщин одну вместо другой за кусок или за два серебра как сойдутся — так, чтобы один дал достаточно другому»

Как справедливо замечает автор предисловия к изданию записок де Ланнуа в 1850 году, П. С. Савельев, никакими фактами и иными записями (в том числе и иностранными) данное сообщение де Ланнуа не подтверждается. Но учитывая, что в целом «Путешествие» представляет собой хоть и велеречивое, но согласующееся с другими источниками повествование, можно предположить, что Жильбер де Ланнуа, искренне чего-то не понял и в отличии от других иностранцев посещавших Средневековую Русь не был злонамерен. Например, буквально истолковал слова «у нас купец, у вас товар», или был свидетелем еще-какого-либо свадебного обряда, связанного, скажем, с выкупом невесты.

Можно, кстати, отметить, что автор предисловия П.С. Савельев (сотрудник Императорского Русского географического общества), критикуя этот эпизод «Путешествия», сравнивает его с популярными в то время газетными заметками об английском обычае «продажи жен с аукциона» - считая его просто байками. Что, интересно, это оказалось правдой.

Наиболее раннее упоминание о подобной двусмысленной традиции в Англии датируется началом XIV века (хотя стало наиболее распространенным с конца XVII века) – исходя из этого, рискну сделать, возможно, слишком смелое предположение: де Ланнуа, позднее побывавший и в Англии, мог наблюдать «продажу жен», как раз там. И сопоставить увиденное со своими более ранними наблюдениями в Великом Новгороде, решив, что это одно и то же.

Но, повторюсь, в целом, записки о Путешествии Жильбера де Ланнуа, представляют собой довольно интересный, и в общем не ангажированный средневековый источник.

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Повелители стихий
Первая коллекционная карточная игра с уникальной...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play