11 мая в 08:15 Православное :

РАДОСТИЮ ДРУГ ДРУГА ОБЫМЕМ! ПАСХА! СВЯТАЯ ПАСХА!

Стихиры Пасхи
Впереди у нас 40 пасхальных дней, когда ликует Церковь, вся оживающая весенняя природа, поём мы и наша душа.
Сегодня хотелось бы обратить внимание на одну, небольшую, но очень известную часть Пасхального богослужения: стихиры Пасхи. Эти стихиры поются, начиная с Пасхальной утрени и заканчивая отданием Пасхи.

☦ Стихиры Пасхи, глас 5
Стих: Да воскре́снет Бог, / и расточа́тся врази́ Его́.
Па́сха / свяще́нная нам днесь показа́ся; / Па́сха но́ва свята́я; / Па́сха та́инственная; / Па́сха всечестна́я. / Па́сха Христо́с Изба́витель; / Па́сха непоро́чная; / Па́сха вели́кая; / Па́сха ве́рных. / Па́сха две́ри ра́йския нам отверза́ющая. / Па́сха всех освяща́ющая ве́рных.

Стих: Я́ко исчеза́ет дым, / да исче́знут.
Прииди́те / от виде́ния жены́ благове́стницы, / и Сио́ну рцы́те: / приими́ / от нас ра́дости благове́щения, Воскресе́ния Христо́ва: / красу́йся, лику́й / и ра́дуйся, Иерусали́ме, / Царя́ Христа́ узре́в из гро́ба, / я́ко жениха́ происходя́ща.

Стих: Та́ко да поги́бнут гре́шницы от Лица́ Бо́жия, / а пра́ведницы да возвеселя́тся.
Мироно́сицы жены́, / у́тру глубоку́, / предста́вша гро́бу Живода́вца, / обрето́ша А́нгела / на ка́мени седя́ща, / и той провеща́в им, / си́це глаго́лаше: / что и́щете Жива́го с ме́ртвыми; / что пла́чете Нетле́ннаго во тли? / Ше́дше, пропове́дите ученико́м Его́.

Стих: Сей день, его́же сотвори Госпо́дь, / возра́дуемся и возвесели́мся в онь.
Па́сха кра́сная, / Па́сха, Госпо́дня Па́сха! / Па́сха всечестна́я / нам возсия́. Па́сха, / ра́достию друг дру́га обы́мем. / О Па́сха! / Избавле́ние ско́рби, / и́бо из гро́ба днесь, / я́ко от черто́га / возсия́в Христо́с, / жены́ ра́дости испо́лни, глаго́ля: / пропове́дите апо́столом.

Слава, и ныне, глас 5: Воскресе́ния день, / и просвети́мся торжество́м, / и друг дру́га обы́мем. / Рцем бра́тие, / и ненави́дящим нас, / прости́м вся Воскресе́нием, / и та́ко возопии́м: / Христо́с воскре́се из ме́ртвых, / сме́ртию смерть попра́в, / и су́щим во гробе́х живо́т дарова́в.

[Расточатся — рассеются; показася — явилась; отверзающая- открывающая; рцыте — скажите; красуйся — радуйся; узрев — увидев; происходяща — выходящего; представша — представ; обретоша — нашли; провещав — обратившись; сице — так, таким образом; в онь — в нём; исполни — исполнил; обымем — обнимем].

О чём говорят стихиры Пасхи

Стихиры Пасхи состоят из стихов - отрывков из псалмов - и из текстов, посвящённых празднику. Стихи взяты из 67 псалма царя Давида - главного пророчества о воскресении Христа:

"Да воскреснет Бог, и расточатся врази Еro, и да бежат от лица Его ненавидящии Его. Яко исчезает дым, да исчезнут, яко тает воск от лица огня, тако да погибнут грешницы от лица Божия, а праведницы да возвеселятся..."

Между каждой фразой-стихом следует хвалебный гимн празднику.

Особо следует отметить, как часто в тексте встречается слово "Пасха". Это название праздника отсылает нас к истории Ветхого Завета. Слово Пасха имеет древний смысл (перевод - "прошёл мимо") и изначально связано с еврейским праздником освобождения народа от 430-летнего египетского рабства. Пророк Моисей приходит к фараону, чтобы упросить его отпустить израильтян на свободу, и получает отказ, за что Бог посылает на страну "десять казней египетских": мор, язву, источники наполняются кровью вместо воды (книга Исхода) и другие. Но фараон не вразумляется этими знамениями и не даёт своего разрешения. Тогда Господь посылает самую страшную казнь - в ночь на Египет спускается ангел смерти, который уносит с собой каждого первенца египетского. Израильтянам же было сказано Господом:

"Агнец у вас должен быть без порока, мужеского пола, однолетний; возьмите его от овец, или от коз, и пусть он хранится у вас до четырнадцатого дня сего месяца: тогда пусть заколет его все собрание общества Израильского вечером, и пусть возьмут от крови его и помажут на обоих косяках и на перекладине дверей в домах, где будут есть его; пусть съедят мясо его в сию самую ночь, испеченное на огне; с пресным хлебом и с горькими травами пусть съедят его; не ешьте от него недопеченного, или сваренного в воде, но ешьте испеченное на огне, голову с ногами и внутренностями; не оставляйте от него до утра [и кости его не сокрушайте], но оставшееся от него до утра сожгите на огне. Ешьте же его так: пусть будут чресла ваши препоясаны, обувь ваша на ногах ваших и посохи ваши в руках ваших, и ешьте его с поспешностью: это - Пасха Господня".

Так, первенцы Израиля были спасены от смерти, и каждый год иудеи праздновали этот день.
Эти древние события имеют пророческой смысл - агнец, которого потребили израильтяне в ту ночь - есть прообраз Спасителя, убиенный за весь человеческий род.
Кроме того, события Страстной седмицы — предательство Иуды, арест Христа, Страсти Христовы и распятие — произошли накануне еврейской Пасхи. А Воскресение Христово — в ночь на Пасху.
Потому название еврейского праздника стало названием и Воскресения Христова как исполнения всех пророчеств.

В дальнейшем тексте идёт речь об евангельских событиях - встречи жён-мироносиц с Ангелами и со Христом - "Приидите от видения жены благовестницы и Сиону рцыте". Жены-благовестницы - это одни из ближайших учениц Христа, жены-мироносицы (Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Саломия, Сусанна и другие). "Сиону рцыте": Сион - место, где скрывались от иудеев в то время апостолы. Вместе с ангелом-благовестником мы говорим жёнам идти к ним и сообщить радостную новость о Воскресении, восклицаем всему Иерусалиму, чтобы он встречал Спасителя, как невеста встречает своего жениха ("...красуйся, ликуй и радуйся Иерусалиме, царя Христа узрев из гроба, яко жениха происходяща"). Сравнение Спасителя с женихом следует из Его Евангельской притчи о десяти девах ("Тогда подобно будет Царство Небесное десяти девам, которые, взяв светильники свои, вышли навстречу жениху..." Мф 25:1-13).

Третий текст стихир по своему содержанию подобен второму, он так же повествует об явлении ангела мироносицам. "Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете нетленного во тли? Шедше проповедите учеником Его" - такой фразой встречает их Вестник. Этими словами он являет им, что Бог есть "путь, истина и жизнь" (Ин 14:6), и смерть не имеет власти над Ним.

Четвёртая стихира, как и первая, - гимн светлому празднику, он - "залог мира, источник примирения, истребления врагов, разрушение смерти, погибель диавола" (свт. Иоанн Златоуст).

Стихира на "слава и ныне" - смысловая и эмоциональная кульминация всего "цикла". В этот день мы прощаем своих ненавистников, как и учил в нагорной проповеди Христос: "Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас" (Мф 5:44). И завершает стихиры пение тропаря "Христос Воскресе" - центральное песнопение пасхальной службы.

Все тексты гармонируют между собой в едином эмоциональном порыве, потому и музыка, которая вошла в обиход церковного пения на Пасху, представляет собой целый хоровой концерт.
Сообщество: Православное

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play