26 июн в 10:01 **РАДУГА**
«Всё! Кина не будет!» Что заставило Савелия Крамарова эмигрировать в США.

Говорят, на съёмках «Джентль­менов удачи» Евгений Леонов бросил Савелию Крамарову: «Да что тебе играть? Зрителю достаточно увидеть твоё лицо... »

Крамаров виду не подал, но обиделся. Ему было уже 37 лет, а примириться со своим обликом («моё лицо похоже на противогаз») он так и не смог – мучился с детства. Дворовые мальчишки дразнили его Косым – Данелии и придумывать ничего не пришлось. Девчонки подсмеивались. Но вот так случилось, что во многом благодаря чуднОй внешности Савелию Крамарову удалось стать едва ли не самым популярным и любимым актёром 1970-х.

«Я не знаю, как попали в кино Жан Габен или Вячеслав Тихонов, а я, Савелий Крамаров, попал в кино... по несчастью. Из-за своей внешности.
Уже потом я узнал: то самое, что вы видите на этой фотографии, называется фактурой. Вот это страшное слово и определило мою творческую жизнь. И не только творческую...»

Его знали все – от мала до велика. А фразы из фильмов моментально уходили в народ и становились крылатыми. Хотя не играл он ни вождей, ни маршалов, ни положительных до мозга костей трудяг.
Участью артиста стали эпизоды, иногда в полминуты экранного времени. И это был один из парадоксов жизни Савелия Крамарова, которых у него хватало с лихвой...

Его отец был молодым успешным адвокатом. Он переехал с женой из Украины в столицу после того, как его пригласили в Московскую коллегию адвокатов. Перед ним открывались блестящие перспективы, он был талантливым, честолюбивым и хватким. Наверное, в любое другое время это гарантировало бы ему стабильный доход, уважение и процветание, но в конце 1930-х годов привело к полному краху.

Адвокат Виктор Крамаров был участником процессов против «врагов народа» и вместо того, чтобы смиренно выслушивать обвинительные речи прокурора и в финале робко просить о снисхождении, он ловко парировал каждый удар, приводил факты в пользу невиновности своих подзащитных и ставил под сомнение справедливость приговоров. Председатель Коллегии дважды намекал ему на то, что не нужно так рьяно защищать тех, кто обречен понести наказание, но он не прислушался к советам. За что и поплатился...

После очередного пламенного выступления в суде в антисоветской деятельности и вредительстве обвинили уже самого адвоката, после чего его арестовали, выбили из него признательные показания и осудили на 8 лет лагерей. И в 1939 году он отправился трудиться на лесоповале в одном из лагерей Алтайского края. Чтобы его семья не попала под каток репрессий, Крамаров развёлся с женой, но ей с детьми ещё долго пришлось жить с клеймом семьи врага народа. Соседи по коммуналке их сторонились, на улицах смотрели косо, семья жила впроголодь...

Во время войны семью эвакуировали на Урал, и в Москву они вернулись только в 1944-м. Отцу путь в столицу был закрыт, он жил сначала в Барнауле, потом в Бийске. А в 1950-м его снова арестовали по ложному обвинению – за участие в меньшевистско-эсеровской организации – и на 5 лет выслали в Красноярский край. В Туруханске, где Крамаров поселился, он смог устроиться только дворником. Через год его нашли повешенным. До своей полной реабилитации он не дожил всего несколько лет…

Детство и юность Савелия были очень тяжёлыми. Ему было 16, когда отца арестовали во второй раз, а мать ушла из жизни после тяжёлого заболевания. Заботы о подростке взял на себя брат матери, но по сути он был предоставлен сам себе. Главной отдушиной для него стал кинотеатр, куда его пропускала без билетов контролёрша, соседка по коммуналке.

Ещё в школьные годы Савелий начал заниматься в драмкружке. Уже тогда он мечтал о серьёзных драматических ролях, но таких ему не предлагали – ни одна девочка не хотела играть Джульетту в паре с таким нелепым Ромео. Одноклассники дразнили его «косым» и не воспринимали всерьёз. А впоследствии к нему так же стали относиться и зрители.

«Я помню, ещё в школе, - рассказывал актёр, - если кто-нибудь нахулиганил, учителя даже не пытались найти виновного, директор сразу говорил: «Крамаров! Завтра приведёшь отца или мать!» ...

Когда в пионерский лагерь по воскресным дням приезжали родители, мамаши обычно говорили своим детям:
«Сыночек! Дай мне слово, что с этим, - тут мамаши указывали на меня, - ты водиться не будешь. От него хорошему не научишься»...

Для сына врага народа путь в лучшие вузы страны был закрыт, и после школы Савелий поступил в Московский лесотехнический институт и получил специальность озеленителя, по которой проработал год. Но в студенческие годы его главным увлечением по-прежнему был театр, он посещал студию при Центральном доме работников искусств и рассылал свои фотографии по киностудиям. И только после 40 лет он окончил ГИТИС.

В 25 лет Крамаров сыграл свою первую роль в короткометражке, после чего на него обратили внимание режиссёры ю. Актёр получал много предложений, но все они были однотипными – незадачливые, недалёкие и нелепые комические персонажи, балбесы и хулиганы, которые выглядели ещё комичнее на фоне положительных серьёзных главных героев-красавцев. Но именно такие роли и принесли актёру всесоюзную популярность.

«Мой первый режиссёр никогда не служил в милиции, но стоило ему взглянуть на меня, как он сразу определил мое амплуа, - вспоминал Крамаров. - Я сыграл хулигана и бездельника, владельца злополучного мотоцикла в фильме «Прощайте, голуби!» А потом так и пошло... Трудно было работать над той первой ролью. Ведь как это ни парадоксально, я с самого детства не был знаком ни с одним хулиганом. Если когда-нибудь подозрительный тип появлялся на одной стороне улицы, я всегда переходил на другую. Но, попадая на съёмочные площадки, я становился рабом своей фактуры. И мой актёрский альбом становился похожим на пособие для начинающего дружинника».

«Друг мой, Колька!», «Ход конём», «Город мастеров», «Неуловимые мстители», «12 стульев», «Джентльмены удачи», «Большая перемена», «Иван Васильевич меняет профессию», «Афоня», «Не может быть!», «Мимино» – эти киноработы принесли Савелию Крамарову славу одного из лучших советских комических артистов. Вот только он по-прежнему мечтал о больших драматических ролях. «А ведь знаете, как обидно актёру, которому внушили, что никогда он не сыграет ничего патетическо-героическо - трагического! Неужели я не могу сказать: «Быть или не быть?» Могу! Ещё как могу! Да фактура не та... И не играть мне Гамлета... И Отелло — тоже не играть... Думаете, слабо мне Дездемону задушить? Да я могу это одной левой сделать. Скажет режиссёр: - «Задуши!» — я мигом.
Но никогда не сбыться этим мечтам, потому что моя творческая биография написана на моём лице...»

Интересно, что за кадром Савелий Крамаров совсем не был похож на своих персонажей, шумным компаниям предпочитал спокойные домашние вечера с книжкой в руках, вёл здоровый образ жизни, увлекался йогой и вегетарианством и был намного серьёзнее и глубже своих экранных героев. Он тщательно следил за здоровьем, всерьёз рассчитывая прожить до 120 лет. Не пил, не курил. Регулярно плавал. И даже на съёмки отправлялся с чемоданом, набитым правильной едой...

Леонид Гайдай называл его одним из самых любимых своих артистов и позже сожалел о том, что так и не снял его в главной роли. А после того, как дядя актёра эмигрировал в Израиль, он и вовсе попал в «чёрный список» и лишился даже эпизодических ролей. Крамарову заявили о том, что его игра «оглупляет» образ советского человека, а потому в его услугах больше не нуждаются.

Разуверившись в том, что на Родине он сможет в полной мере реализовать свой актерский потенциал и выйти за рамки сложившегося амплуа, Крамаров решил эмигрировать в США. Из страны его не выпускали – в этом случае нужно было бы изъять из эфирной сетки более 40 фильмов с его участием. И тогда актёр пошёл на отчаянный шаг: в 1981 году он написал письмо самому президенту США Рональду Рейгану «как артист артисту» с просьбой помочь ему найти работу по специальности в Америке и перекинул конверт через забор американского посольства.

Это письмо несколько раз зачитали на радио «Голос Америки», оно стало достоянием общественности, и Крамарова пришлось выпустить из СССР. Он обосновался в Лос-Анджелесе и начал сниматься в американском кино. В 1983 году актёр получил роль в фильме «Москва на Гудзоне», где его партнёром по съёмочной площадке стал Робин Уильямс. Однако на родине успехов Крамарова не только не оценили, но заклеймили позором и высмеяли в СМИ.

В «Литературной газете» опубликовали фельетон «Савелий в джинсах», где были такие строки: «В фильме мелькает бывший советский комик. На родине его звали Савелием. С безумным видом он мечется по экрану, отпуская трехэтажные непечатности. Ничего другого по части творческой свободы Савелий не получил. К главной роли его не подпустили. Савелий довольствуется воссозданием отнюдь не гамлетовского образа – уличного продавца сосисок. Не удивлюсь, если завтра действительно встречу Савелия на улице с тележкой. Это ещё будет для него большой удачей».

После этого на родине его считали изменником и предателем, и только ленивый не злорадствовал и не упражнялся в остроумии по поводу его голливудской карьеры. Конечно, ему не доставалось главных ролей, по американским меркам он жил скромно, но при этом снялся в 11 фильмах, вступил в Гильдию киноактеров и обзавёлся собственным жильём.
Чтобы избавиться от штампа комического актёра, Крамаров даже решился на операцию и устранил косоглазие, но при этом утратил свой неповторимый шарм, ту изюминку, которая отличала его от других актёров. К тому же он так и не смог избавиться от акцента, что мешало в США получать большие роли, о которых он мечтал.

При этом роли он выбирал придирчиво. Так, к примеру, отказался от работы в фильме «2010», где должен был сыграть советского лётчика-космонавта, простоватого и глуповатого. «Советские космонавты никогда не были идиотами», — заявил Крамаров продюсеру.

Что касается личной жизни, то Савелию Крамарову в этом плане не повезло: он был женат трижды, но так и не обрёл семейного счастья. Ещё в ГИТИСе Крамаров увлёкся однокурсницей по имени Людмила и сделал ей предложение. Их брак оказался коротким, и жениться актёр больше не планировал, решив полностью посвятить себя карьере. Но в марте 1964 года он познакомился с Марией Шатинской, архитектором по образованию и очень красивой и умной женщиной. Крамаров так и не отвёл свою возлюбленную в ЗАГС, но они прожили вместе более десяти лет. У пары родился ребёнок, но так случилось, что он умер в младенческом возрасте. С этого момента отношения стали портиться.

В 1986 году, уже в США Савелий Викторович снова женился – на Фаине Зборовской, уроженке Одессы. Бизнес-леди предпочитала, чтобы её называли Мариной. Через два года после свадьбы в их семье появилась дочь, которую 53-летний отец назвал в честь своей мамы – Басей, Бенедиктой. Однако несмотря на бесконечно обожаемую дочку, Крамаров развёлся с женой, как он сам говорил, из-за непримиримых разногласий.

Последней супругой знаменитого советского комика стала Наталья Сирадзе, внешне очень напоминавшая ему маму, чей прах он тайно увёз из Москвы в Америку в 1993 году. Свадьба с Натальей состоялась в октябре 1994 года, а всего через 7 месяцев актёра не стало. Всю свою жизнь Савелий Викторович боялся заболеть раком и умереть в самом расцвете лет, как и его мама. Так и случилось. Его жизнь рухнула в один миг, когда на плановом обследовании актёру вынесли приговор: онкология. Теперь, когда начинался новый счастливый этап его жизни, всё должно было закончиться...

В марте 1995 года Крамаров лёг в госпиталь в Сан-Франциско, чтобы сделать операцию по удалению раковой опухоли. Операция была несложной, и врачи надеялись, что Савелий Викторович скоро пойдет на поправку. Однако у него внезапно произошло осложнение - Крамарова парализовало. Его не стало 6 июня 1995 года, а похоронили некогда знаменитого актёра на еврейском мемориальном кладбище в Сан-Франциско, название которого переводится как Холмы забвения.

В октябре 1997-го на могиле актёра появился памятник авторства Михаила Шемякина и Вячеслава Бухаева. Скульпторы изобразили гримёрный столик, на котором лежит раскрытая книга с названиями фильмов, где снимался актёр. Слева — занавес, справа — портрет Крамарова. А в середине - разбросаны маски несыгранных трагических ролей. «Я играю дураков, поэтому меня везде воспринимают как родного», — не без горечи замечал Савелий Крамаров, обозревая свою биографию. Действительно, не воплотил он ни Гамлета, ни Макбета, ни короля Лира. Но Гамлетов и Макбетов у нас было и есть много, а Крамаров по сей день остается единственным.
Сообщество: **РАДУГА**

Комментарии (2)

У нас его никогда не считали предателем. Любили и до эмиграции, и после. А советской пропаганде, обсирающей людей, только глупец мог верить.
-1
Комментарий скрыт
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Марс
После ошеломляющей новости о находке воды на Марсе...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play