6 авг 2020 Союз Казаков России. :

Казачья черкеска.

Черкеска - признак принадлежности к военной касте, к благородному воинскому сословию. Носить черкеску имеет право только достойный носить оружие. Черкеска имеет тюркское (хазарское) происхождение. Покрой северокавказских кафтанов соответствовал крою тюркской плечевой одежды. Особенно наглядно это иллюстрирует кафтан, найденный в Мощевой Балке. Наиболее раннее изображение черкески (или ее прообраза) имеется на хазарских серебряных блюдах. (Источник: З. В. Доде, «Средневековый костюм народов Северного Кавказа: очерки истории», 2001) Слово «чуха», применяемое для мужской верхней одежды типа черкески у народов Кавказа, в переводе из тюркских языков означает «сукно». Черкеску постоянно носили терские и кубанские казаки. В 1705 г. атаман Савва Кочетов, будучи в Москве, говорил, что некоторые донские казаки одеваются «черкесом». Возможно, он имел в виду черкАсский костюм, тем не менее, кавказская черкеска с газырями любимое одеяние казаков и в наши дни. В настоящее время черкеска сохранила статус парадной, праздничной и народной одежды. Из описания справы кубанских казаков, сделанного атаманом генерал-майором В. Г. Науменко в 1944 г., с дополнениями: ЧЕРКЕСКА шьется из фабричного или кавказского (дачка) сукна. Цвет произвольный. Чаще носили черные, серые, темно-синие, темно-вишневые, белые и коричневые; реже темно-зеленые, оранжевые и верблюжьего цвета. Во время Великой войны приказом по В. В. от 18.10.1915 г. предписывался защитный цвет. Остальные цвета, как-то: голубой, розовый, фиолетовый и пр. никогда не носились. Красные парадные черкески были только у казаков С.Е.И.В. Конвоя. Черкеска шилась в талию и свободной в груди. Однако она должна быть сшита так, чтобы под нее можно было зимою поддевать теплый бешмет или полушубок. Хотя длина ее регламентировалась Правилом о форме одежды, но этого строго не придерживались. Перед войной 1914-1918 гг. длина ее значительно уменьшилась и достигла почти колена. Вызвано это было отчасти удобством при движении и посадке на коня, отчасти в целях красоты, так как длинная черкеска придавала фигуре казака вид неуклюжий. Но понятие о красоте условно и в 80–90-х годах XIX столетия в моде были черкески длинные, достигавшие у многих почти каблука. Однако особенно увлекаться укорачиванием черкески не следует. Надо, чтобы она закрывала колени казака, сидящего на коне. Вырез на груди черкески не должен быть глубоким и должен иметь прямые, а не закругленные стороны, как это было одно время в моде у казаков. Черкеска шьется на подкладке от пояса вверх. В рукавах ее нет, и подшивать нижнюю часть их подкладкой считается плохим тоном (впрочем, для генералов это допускалось). По вырезу, полам и по низу она обшивается шнурком, черным или в цвет материала, из которого сшита. Застегивается она на внутренние крючки и петли, или на узелки и петельки, завязываемые из шнурка, которым она обшита. Такие застежки казаки называли «гудзыками». Иногда эти гудзыки делались ложными, а черкеска, застегивалась на крючки. Зимою некоторые казаки носили черкески на меху или же, так называемые, «бекирки» или черкески с закрытой грудью и высоким меховым воротником и такою же меховою полосою от него до пояса. Впервые такие черкески появились в сотне юнкеров Николаевского кавалерийского училища, на Кавказ же завезены бывшим юнкером, а затем сменным офицером его терским казаком Бекиром Тургиевым. Хотя выбор цвета вседневной черкески и бешмета предоставлялся вкусу каждого казака, но ко времени Великой войны каждый казак имел для строя серую черкеску и черный бешмет. В большинстве строевых частей офицеры имели для вечеров и других случаев однообразного цвета черкески и бешметы, чаще всего темно-синюю или темно-вишневую черкеску и черный или белый бешмет. Некоторые любители пестроты обшивали черкески и бешметы разного рода галунами, цветными тесемками и такими же шнурками, но казак, умеющий хорошо одеться, никогда этого не делал. Итак, казачья черкеска партикулярная, со слов атамана Науменко (кстати, всегда очень хорошо одевавшегося): - единого, строго регламентированного покроя не имела; - шилась из качественного сукна; - черного, серого, темно-синего, темно-вишневого, белого и коричневого цветов; - на подкладке от пояса вверх, но в рукавах и в нижней части черкески подкладку не подшивали; - имела длину, закрывающую колени казака, сидящего на коне; - имела на подоле два разреза снизу вверх 14-20 см., связанных петлями или декоративными узелками; - имела не глубокий прямой, не закругленный, вырез на груди; - по вырезу, полам и по низу обшивался шнурком, черным или в цвет материала, из которого была сшита; - застегивалась от выреза до пояса на внутренние крючки и петли, или на узелки и петельки, завязываемые из шнурка, которым она была обшита; - имела количество газырей, зависящее от колибра оружия; - имела рукава, не обшитые цветным обшлагом; - не обшивалась различной тесьмой, галунами и прочими декоративными элементами; - выглядела скромно и благородно. Черкеска строевая кубанская: Отзыв Войскового Штаба Куб. каз. Войска 31 октября 1898 г. за 3060: Мундир (черкеска) П.В.В. 1871 г. 380 и 1903 г. 330. Черного фабричного сукна черкесского покроя, длиной не короче семи вершков от земли. На мундире на груди,по обеим сторонам бортов нашиваются напатронники (газы) из 14- ти гнезд с каждой стороны, длиной 5 вершков Пришивка напатронника делается так ,чтобы расстояние от плечевого шва до напатронников было: у борта мундира 5 ½ вершка, а у руки 5 3/4 вершка. Напатронники изготовляются из того же сукна, из которого построен мундир, с подкладкой из плотной непромокаемой парусины делаемой по длине гильзы 3-х линейного патрона в один ряд, а по длине пули до шейки гильзы в два ряда. Длина каждого гнезда напатронников полагается в 1 5/8 вершка, так чтобы вложенный в него 3-х линейный патрон выступал из него на ¼ вершка. Под напатронниками с каждой стороны делаются прорезные карманы. Носимые в обыкновенное время в напатронниках гильзы, заменяющие собой боевые патроны, иметь из металла белого ил желтого (латуни) безразлично, но тем, чтобы в каждой части гильзы были одинакового цвета. Мундир застегивается крючками от нижней части напатронников до пояса. У казаков нижние края рукавов обшиваются белевой тесьмой в 1/4 вершка шириной (ВЫСОЧАЙШИЙ приказ от 6 декабря 1908 г. И надпись: Войск. Шт. Куб. каз. войска от 29 февраля 1912 г.за 899.) У урядников кроме того края рукавов обшиваются серебряным унтер-офицерским галуном кавалерийского образца. В зимнее время по борту верхней части мундира допускается иметь оторочку из черного курпея, причем допускается носить под мундир полушубок. В виду того, что мундир в военное время не берется в поход, при выкомандировании казаков в Кубанском войске в действующие строевые части, разрешено не требовать пригонки мундиров на полушубки. Пластунских батальонов. По описанию такой же как в конных полках длиной не короче 7-ми вершков от земли (отз. Войскового Штаба Кубанск. казач. войска 1895 г. 3690), по бортам до пояса вшивается выпушка малинового сукна, у урядников края рукавов обшиваются галуном золоченым, пехотного образца. Конно-Артиллерийских батарей. Такой же как и конных полках, только с красной выпушкой, по бортам до конца пол и по краю рукавов. По краю рукавов у урядников нашивается золоченый галун кавалерийского образца а у бомбардиров красная тесьма. Примечание. Войск. Штаб Кубанск. каз. войска в отзыве от 19-го марта 1900 года 773 разъяснил ,что артиллеристы должны иметь газыри старого образца. Местных команд. П.В.В. 1884 г. 181. Такой же и у пластунов с алой выпушкой по борту и до пояса. У урядников края рукавов обшиваются золоченым галуном пехотного образца. Трубачам и горнистам иметь по обще-узаконенной форме наплечники из сукна по цвету погонов, с нашивками из белой тесьмы. Черкеска должна сидеть по фигуре, обтягивая стан. Черкеску нужно уметь носить. К
азак должен следить за осанкой и талией, чтобы выглядеть достойно в черкеске.
Настоящего казака видать издалека!
«Черкеска» - это свита с патронташами на груди (газырями), а свита - древнейшая русская одежда, которой тысячи лет. Когда потребовалось охотиться (и воевать) в горах - к ней стали пришивать патронташи на груди - так появилась «черкеска». К слову, черкесы, в т.ч. «древние» - также одевались в «русские» свиты, как и прочие народы некогда единой общности, лишь затем разрубленной и разделённой общим Врагом.
Вон, даже на картине про запорожцев - все (кто не голые - одеты в свиты).

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Битва танков
Управляй многотонной боевой машиной, участвуй...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play