15 июн в 15:24 (OFF) Sliko700 (P) :

НЕТРИВИАЛЬНОЕ О «ЦАРЬ-ВАЗЕ»

Большая Колыванская ваза, или «царица ваз» – находящийся ныне в Эрмитаже артефакт, изготовленный из цельного куска яшмы. Размеры крупнейшей из когда-либо созданных ваз 5 на 3.2 метра. Весит же она 19 тонн. С вазой, наверняка связана какая-то альтернативная мифология, – чего-то там не могли, или могли, но только литьём. Однако, мне такие мифы не попадались.

И прежде чем перейти к нетривиальному, необходим, всё-таки, краткий экскурс в историю появления этого произведения искусства. Огромный, – с поперечником 11 метров, – яшмовый монолит был найден в одной из каменоломен Алтая в 1815 году. Его попытались выломать, но – не преуспели. Либо по неосторожности рабочих, – хотя при таких операциях и использовался самый «мягкий» из методов, поливаемые водой деревянные клинья, – либо из-за внутренних дефектов, глыба раскололась. Но самый большой из обломков, всё-таки, весил 100 тонн.



Усилиями 550 рабочих монолит был перемещён на расстояние 30 километров на камнерезную фабрику в селе Колывань. Там и была изготовлена ваза. Причём, обтёсывание и шлифовка, в процессе которой использовалась в том числе и машина с водяным приводом, заняли 13 лет – с 1830 по 1843 годы. Транспортные операции, по результату которых ваза оказалась в Эрмитаже, потребовали ещё двух лет.



...И теперь о том, на что стоит обратить внимание.

Во-первых, ваза так велика – 19 тонн – лишь потому, что её не удалось сделать ещё большей. Если бы монолит не раскололся, «царь-ваза» весила бы, может быть, тонн 40-50. По этой же причине, «Гром-камень» послуживший постаментом памятнику Петру I, имеет массу всего 1600 тонн. Это был просто самый большой из валунов, которые удалось найти… То есть, сложности с подъёмом, транспортировкой глыб и с их обработкой никого не смущали.



Во-вторых… а что было между 1815 и 1830 годом? Согласовывался проект. В Петербурге эскиз вазы утверждался царём лично. Изготовление самой большой вазы из цельного массива камня представлялось делом государственного значения. Вопросом престижа.

На дворе уже был XIX век. Мастерство камнерезов несравненно превосходило античный уровень. Можно было бы сделать гигантскую вазу из множества кусков яшмы, подогнав их и подобрав цвета так, чтобы не было видно швов. Но это было бы – не то.

Огромная длительность работ и малая скорость перевозки связаны именно с необходимостью соблюдать предельную осторожность. Обработка ударами была сведена к минимуму, ввиду риска образования трещин. Форма вазе придавалась почти исключительно шлифовкой.

Комментарии (5)

:chit3 оч интересно
Интересно раньше при помощи говна и палок делали шедевры и размеры и вес пофиг было. Теперь авторитетные инженера заявляют что в наше время это сделать мол невозможно. Так кто из них врёт ? Сама история или наши светочи наук.
Часто бываю в Колывани и на заводе камнерезном тоже был красивейшие там места, даже не представляю как они её тащили там подъемы и спуски а как без дорог это пипец
Это сделали не люди а бесы
-2
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Мир Теней
Народ Тьмы, мастерски владеющий магией или народ...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play