1 апр в 14:48 (OFF) Graf_f (P) :

«Калина красная»

«Калина красная» - фильм о воле и тоске, разбередивший всю Россию
Премьера картины Василия Шукшина состоялась 25 марта 1974 года




Известно, что Василий Шукшин мечтал снять фильм о Степане Разине. Эта тема и этот герой стали для него практически наваждением. Но фильм о Разине должен был стать масштабным и очень дорогим. Ради него Шукшин перешел со студии им. Горького, где снимал всю жизнь, на «Мосфильм» с его огромными производственными мощностями, - но даже там запустить фильм «Я пришел дать вам волю» было трудно. В результате Шукшин решил снять что-нибудь «полегче», на современную тему - и быстро, за год, сделал самую главную свою картину, «Калину красную».

Он сам говорил, что «как-то не мучался с ней, сдавая». Но все равно нельзя сказать, что «Калина» далась Шукшину просто. "Есть правда жизни и правда искусства. Правда жизни в материале набрана, а вот есть ли искусство, надо еще разобраться" - объявил Сергей Бондарчук по поводу отснятого материала. У Шукшина во время этого обсуждения «прыгали руки по столу», как вспоминал его оператор Анатолий Заболоцкий. Бондарчук потом объяснился с автором, но киноначальники уже начали проходить по материалу граблями, зачищая его от всего сомнительного. Тюремные мотивы в советском кино считались нехорошими, неподходящими, а уж в исполнении Шукшина, человека неудобного, не идеально благонадежного... («Его как-то боялись, от него ожидали чего-то такого опасного, взрывчатого» - вспоминал потом Андрей Тарковский).

Переделка «Калины красной» началась с первой же фразы: вышедший из тюрьмы Егор Прокудин говорит «Хорошо, что весной сел. Надо всегда весной садиться». Это выкинули. Егору говорят, что он со своей суровостью «чисто комиссар какой» - это тоже выкинули. Разговоры про раскулачивание и голод - вон, со всей безжалостностью.




Шукшин монтировал картину, внося многочисленные «исправления», когда у него обострилась язва (некоторые считают, что на нервной почве, именно из-за придирок руководства). Приходилось сбегать из больницы. «Через каждые два-три часа у Василия Макаровича начинался очередной приступ терзавшей его болезни, - вспоминал историк кино Валерий Фомин. - Он становился бледным, а потом и белым как полотно, сжимался в комок и ложился вниз лицом прямо на стулья. И так лежал неподвижно и страшно, пока боль не отступала. Он стеснялся показать свою слабость, и его помощники, зная это, обычно уходили из павильона, оставляя его одного. Тушили свет и уходили. Сидели в курилке молча. Проходило минут двадцать - тридцать. Из павильона выходил Шукшин. Все еще бледный как смерть...»

Финал киноначальники оставили - после чего на студию пошли письма от отсидевших уголовников: мол, все в картине хорошо, только, воля ваша, в конце вы наврали. Если бывший зек хочет начать честную жизнь, его за это не убивают. Сегодняшний зритель, насмотревшийся, в отличие от советского, криминальных драм, тоже чувствует в этом финале мелодраматический подвох: могут убить за предательство, за долги, но за нежелание возвращаться к прошлому?.. Нет, не видели такого.

И тем не менее, «Калина красная» обернулась для Шукшина триумфом. «Калину» посмотрело шестьдесят с лишним миллионов человек - 14-й результат за всю историю советского проката. История Егора Прокудина, вернувшегося из тюрьмы на волю и не нашедшего себе места в обычной жизни, разбередила всю Россию. И автор лучшей биографии Шукшина, писатель Алексей Варламов, не зря считает, что без этого фильма его герой не стал бы легендой и мифом.

Шукшин коснулся в этой картине двух ключевых для России тем - деревни и тюрьмы. Первой он занимался всю жизнь, вторую в «официальной» советской культуре мало кто разрабатывал - между тем как в реальности многие, очень многие за годы советской власти с ней соприкоснулись, не впрямую, так опосредованно. Слишком у многих сидели родственники и знакомые, слишком уверенно тюремная культура протянулась в городскую (даже ругательство «козел» пришло с зоны). Киновед Денис Горелов подробно разобрал все это в брошюре, написанной для коллекции «КП» «Великие советские фильмы» - и все-таки одного этого мало для такой оглушительной всенародной любви.

Наверное, правильнее будет сказать, что «Калина красная» - фильм о двух других ключевых русских темах - воле и тоске. Егор Прокудин погибает от руки бывших подельников - а мог погибнуть от чего угодно другого: он идет к смерти. Пытается уцепиться за жизнь - но пальцы соскальзывают. Ни долгожданная свобода, ни любовь, ни мирный уютный быт не дают ему забыть о том, что было раньше. То ли мрачное прошлое, то ли общая неустроенность, то ли какой-то рок толкают к гибели. Его простое имя -такая же простая анаграмма слова «горе», и это - его прозвище, которое липнет к нему очень естественно. «Он сам неосознанно (а может, и осознанно) ищет смерти» - говорил Шукшин, который, возможно, и сам не понимал до конца, что происходит с Прокудиным, но прекрасно это чувствовал. Как прекрасно почувствовали зрители в очень неровной, угловатой картине, которая посыпется, если анализировать ее логически, но будет безупречна, если воспринимать ее сердцем.

Сейчас-то, конечно, любой с железобетонной уверенностью скажет, что (пред)чувствовал Шукшин в 1973-74 годах и почему его герой в глубине души знает, что должен умереть. Через несколько месяцев после премьеры «Калины красной» ее автор скончался от инфаркта миокарда. Его обнаружил мертвым коллега и друг Георгий Бурков - тот самый, который убивает Прокудина в фильме. Смерть Шукшина намертво зарифмовалась со смертью героя, - так, что даже те, кто собирался ее критиковать, резко замолчали.

Никакого фильма о Степане Разине Шукшин, как известно, не снял. А фильм его до сих пор рвет душу зрителям, на которых, как часто бывает в России, накатывает иногда жажда воли и едва ли объяснимое рационально чувство тоски.

ПЯТЬ ИНТЕРЕСНЫХ ФАКТОВ О ФИЛЬМЕ

1. Лидия Федосеева вспоминала, что во время первого знакомства с Шукшиным, в поезде по дороге на съемки, запела песню «Калина красная, калина вызрела...» «Он вдруг странно посмотрел на меня и подхватил...» - рассказывала актриса. Потом они всю ночь проговорили. А потом Шукшин подарил Лидии маленький букет цветов - оказалось, он в первый раз в жизни дарит цветы женщине. Так и началась их любовь.
2. Роль матери Егора должна была играть знаменитая актриса Вера Марецкая. Она отказалась в последний момент. Съемки должны были проходить в избе одинокой пожилой женщины Ефимьи Ефимьевны Быстровой; посмотрев на нее и послушав ее рассказы, члены съемочной группы предложили Шукшину снять ее саму в роли матери. Шукшин колебался (как пишет в воспоминаниях оператор Анатолий Заболоцкий, он, в частности, опасался, что старушка со своей жизненной правдой переиграет всех профессиональных актеров). Но в итоге снял Быстрову и не пожалел об этом.
3. На Всесоюзном кинофестивале в Баку «Калина красная» получила главный приз, хотя, как говорят, председатель жюри, режиссер Станислав Ростоцкий, был категорически против. По одной версии, остальные члены жюри были «за», и пообещали публично заявить о своем несогласии - поэтому Ростоцкий был вынужден уступить. По другой, более красочной версии, изложенной Федором Раззаковым в книге «Гибель советского кино», Ростоцкий хотел отдать главный приз картине «В бой идут одни старики» Леонида Быкова. Но на стороне Шукшина выступил сам Быков, сказавший: «В списке, где Василий Шукшин на первом месте, я почту за честь быть хоть сотым. Ведь моя картина - это рядовой фильм о войне, а его - это настоящий прорыв в запретную зону, прорыв в сферу, о чем раньше и думать-то не позволялось».
4. Воспоминания о съемках оставили писатели Василий Белов и Виктор Астафьев - оба во время работы над «Калиной» общались с Шукшиным. Алексей Варламов в своей книге «Шукшин» цитирует обоих.

Белов: «Картина, видимо, совсем его вымотала. В штабе съемочной группы в Доме колхозника он поспешно распорядился, кому что делать, раздраженно объяснился с нерадивым мосфильмовским работником. <...> Ощущалась не только физическая усталость Макарыча, но и моральная. Он был раздражен политикой "Мосфильма" в отношении "Калины красной". То пленку дают второсортную, то плохую аппаратуру. То слишком долго не проявляют отснятый материал, а затем торопят снимать и требуют план. Кое-кто из актеров не приехал. Саботажники проявлялись внутри сложившегося съемочного коллектива. <...> На другом берегу озерка стояла заброшенная церковка. Мы съездили туда на лодке. Макарыч выбрал для этого время. Вот и тот пригорок, на котором пластался от горя шукшинский герой. Пластался, по сути, не персонаж "Калины", а сам Шукшин...»
Астафьев: «Во время съемок "Калины красной" [Шукшин] бывал у меня дома в Вологде. Сидел он за столом, пил кофе, много курил. И меня поразило некоторое несоответствие того, как о нем писали... Его изображали таким мужичком... Есть такое, как только сибиряк - так или головорез или мужичок такой... И сами сибирячки еще любят подыграть... Так вот, за столом передо мной сидел интеллигент, не только в манерах своих, в способах общения, но и по облику... Очень утонченное лицо... В нем все было как-то соответственно. Он говорил немного, но был как-то активно общителен... У меня было ощущение огромного счастья от общения с человеком очень интересным... Вот такой облик во мне запечатлелся и таким запечатлелся навсегда...»
5. Немецкий режиссер Райнер Вернер Фассбиндер включил «Калину красную» в числе 10 своих самых любимых фильмов. Также в него вошли «Гибель богов» Лукино Висконти, «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини и «Джентльмены предпочитают блондинок» Говарда Хоукса.

Источник: сеть

Комментарии (13)

Суперский фильм🎥🎬👀
Великий человек Великой эпохи. Раньше были Шукшины и Высоцкие, а сейчас Зайка-моя и Голубая -луна сплошные.
Сколько раз смотрела, всегда плакала. Хороший фильм.
Отличный фильм, актуальная тема на все времена!
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Битва танков
Управляй многотонной боевой машиной, участвуй...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play