12 мая в 08:11 (ON) KOSTIYN77 (G) :

Успенский собор в Харькове

Итория
Первое сохранившееся документальное упоминание о строительстве деревянной церкви в честь Успения Богородицы для соборных целей в городе Харькове при активном содействии местной паствы и городского воеводы относится к 1658 году в связи с отчетом о завершении ее строительства.
Построенный на скорую руку храм в скором времени пришел в негодность. Городу потребовалось новое более просторное здание соборной церкви, которую было решено возводить из камня в пятидесяти метрах от предыдущей. Освящена новопостроенная церковь Успения Пресвятой Богородицы была в год 1688 от Рождества Христова, при этом на месте старого храма еще более столетия стояла деревянная часовня в память о первом оплоте христианства на харьковской земле.
Пожар 1733 года оставил от соборной городской церкви лишь голое пепелище меж обгоревших стен. Но стараниями прихода во главе с протоиереем Григорием Александровым уже через год храм вновь засиял всеми лучами своей первозданной красоты: свой пьедестал заняли маковки с золочеными крестами, полностью восстановлено внутреннее убранство, крыша крыта жестью.
Во второй половине XVIII века стало ясно, что пожар и время не прошли бесследно для каменных стен храма — дом Божий начал разрушаться, не смотря на все старания его сохранить. Поэтому было принято решение о сооружении нового Успенского собора на прежнем месте, и в 1771 году 14 мая при закладке первого камня строительство было освящено. Деньги на богоугодное дело собирали всем миром — здесь и жертвования прихожан, и подаяния, и церковные средства.
Строительство было благополучно завершено в 1777 году, но освящен первый престол во имя казанской иконы Божией Матери лишь весной следующего года. Освящение же главного церковного престола состоялось лишь в 1780 году, приуроченное к учреждению Харьковской губернии. Внутренние отделочные работы в храме велись еще три года.
Дорога строительства самой высокой колокольни Российской империи в честь победы в войне 1812 года длинною в двадцать семь лет началась в 1821 году после решения собрания харьковского прихода. Имя же ей решено было дать в честь царя-победителя — Александровская, а проектирование и надзор за ведением строительных работ – поручены профессору архитектуры Харьковского университета Евгению Алексеевичу Васильеву (1778 — 1833), дело которого продолжил профессор того же университета, а позднее и первый городской архитектор Харькова, Андрей Андреевич Тон (1800 — 1858).
Главный престол колокольни Успенского собора в честь Богоявления был освящен 5 ноября 1833 года, чуть позднее в том же году — придел в честь Святой Параскевы-Пятницы. После крестного хода от являвшегося на то время соборным Покровского храма к Успенскому было совершено окропление и поднятие венца колокольни — пятиметрового креста весом четыреста килограммов.
Во удовлетворение ходатайства архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (1800 — 1857) от 1846 года Священный синод принял решение о возвращении статуса кафедрального православного храма Харькова Успенскому собору.
Летом 1862 года самая высокая архитектурная доминанта города — успенская колокольня — получила новое украшение — четыре циферблата французского производства. А годом позднее место самого большого колокола на ней занял шестнадцатитонный гигант — подарок завода братьев Рыжовых.
В конце XIX века харьковский Успенский собор обзаводится часовней, посвященной наследнику престола и освященной в честь Святого Николая, с иконостасом и серебряным колоколом весом триста килограммов.
Первые годы советской власти ознаменовались для бывшего кафедрального собора эпохой упадка: собор закрыт (1924); в здании размещается радиостанционное оборудование, при установке которого уничтожены уникальные фрески (первая половина 1920-х), церковное имущество конфисковано (1920-е), купола разрушены (1929).
Военные годы, не нанесшие значительного ущерба Успенскому собору, сменились перестуком швейных машин и запахами краски цехов, которые разместились в его стенах в первые послевоенные годы.
50-е ознаменовались для оплота православия началом возрождения: проводятся ремонтные работы самого храмового комплекса (отделка внешних стен, замена кровли), частичные реставрационные работы Александровской колокольни (перекрыт позолотой купол, заменены часы).
Но во всей своей красе памятник архитектуры заблистал в середине семидесятых после комплексной реставрации 1972 — 1975 года, в ходе которой были укреплены фундамент и стены, восстановлены ранее уничтоженные купола, свое место заняла внешняя отделка фасадов, частично выполнены работы по воссозданию внутренней планировки и декору.
В первый день зимы 1986 года в стенах Успенского собора распахнул двери Дом камерной музыки с залом на 472 посадочных места, а четырьмя годами позднее (1990 год) в храм вернулись богослужения, которые однако носили периодический нерегулярный характер. Лишь в 2004-ом харьковская городская администрация передала храмовый комплекс во владение Украинской православной церкви. Решение было выполнено частично – с оговоркой о использовании помещений собора по согласованному графику для концертов органной музыки Харьковской филармонии.
Архитектура
Храм
Первоначально деревянная харьковская церковь в честь Успения Богородицы, построенная в 1658 году, представляла собой однопрестольный небольшой храм с минимальной декоративной отделкой.
Каменный храм, сооруженный по соседству в 1688 году уже являл собой пятикупольный крестоподобный дом Божий под гонтовой (деревянное подобие черепицы) крышей, которая была заменена жестяным покрытием после пожара 1733-го, с каменной же колокольней. Купола уже в то время были крыты червленым золотом.
В нынешнем восстановленном аутентичном виде постройки 1771 — 1777 годов Успенский собор в Харькове представляет собой кирпичное оштукатуренное здание прямоугольное в периметре. С точки зрения организации планировки — это пятиглавый, четыре малые из которых в перспективе повторяют высокий барабан и полусферическое оформление с фонарем и луковичным завершением центрального из них, трехнефный на подпружиненных арках храм, соединенный в западной части с Александровской колокольней.
Внутреннее убранство, освобожденное от более поздних наслоений, предстает во всей красе отделки из искусственного мрамора и росписи полуциркульных сводов.
Выдержанный в стиле барокко внешний декор подчеркнут характерными элементами отделки: крептовка фасадов, пилястровое членение, арочные окна с лучковым на первом и треугольным — на втором этажах сандриком, использование наличников в обрамление оконных объемов, межъярусные карнизы, рустовка контрфорсов, скошенные углы, барельефная отделка.
Деревянная изгородь, которой был изначально храмовый комплекс при строительстве, была заменена на кованную на высоком кирпичном постаменте, членованную столбиками с капителями коринфского ордера, в 1791 году.
Колокольня
Для поддержания объема кирпичной оштукатуренной с использованием крошки белого доломита Александровской колокольни высотой 88,9м потребовался каменный фундамент шириной 6,5м.
Классический стиль оформления ее пятиярусного объема выражен с помощью использования разных объемов каждого яруса: двухэтажный первый ярус с глухими окнами и пилястрами тосканского ордера в периметре прямоуголен, второй с черырехколонным портиком по осям – квадратен, верхние три — круглы, но у каждого из них своя декоровая отделка — третий имеет двухколонный портик, четвертый — членен полуколоннами, пятый — карниз над циферблатами часов.
Кроме того, нижние три яруса над полукруглым объемом арочных проемов украшены треугольным сандриком. Завершением этого великолепия же служит маковка с чешуйчатым золоченым покрытием.

Комментарии (2)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play