22 мая в 07:18 (OFF) KOSTIYN77 (G) :

Озерянский храм Харькова

История
Ее история началась за долго до появления часовни на Холодной горе там, где заканчивалась харьковская черта. На страницах летописей она незримо появилась вместе с почти мистическим обретением слобожанской землей чудотворного лика Озерянской Богородицы теряются где-то в середине XVIII столетия.
И хотя пристанище чудотворной иконы не раз был на грани исчезновения, она каждый раз своим светом спасала его от небытия, что в середине XIX столетия возвело ее народным почитанием в наивысший ранг церковных реликвий и послужило началом традиции Крестного хода из Куряжского монастыря в харьковский Покровский собор и обратно (на зимний период святой лик оставался в городских стенах), заложенной 16 апреля 1843 года архиепископом Иннокентием Борисовым (1800 — 1857).
Передача святыни между куряжской братией и харьковскими архиереями происходила именно на том самом месте на Холодной горе, где спустя четыре года после установления традиции для удобства священнослужителей появилась часовня в честь Озерянской иконы Божией Матери, в которой по этому случаю проходил молебен.
Ввиду ежегодного увеличения численности Кресного хода святого лика в 1874 году часовня силами харьковской епархии была перестроена в небольшую церквушку вместимостью до полтораста человек. И хотя она официально носила статус храма, богослужений святые стены не слышали до конца 1880-х, когда были переданы под опеку Свято-Покровского монастыря.
Экономический бум конца XIX столетия принес слобожанской столице бурный рост и, как следствие, значительное расширение территории, так что ее границы отодвинулись далеко за Лопань и Холодную гору. Это в свою очередь в разы увеличило приход Холодногорского храма, который физически не мог дать пристанище всем своим прихожанам. Да и само строение укрыла сеть трещин.
Так что в 1890-ом был разработан и утвержден проект новой церкви Озерянской Божьей Матери. Ее возведение рядом с прежней святыней на месте хлебного магазина Харьковского общества государственных крестьян началось 24 июня 1892 года. Причем стоимость строительства оценивалась в сорок пять тысяч рублей, а попечительское общество, в руках которого с 1889 года находился приход, на момент закладки первого камня располагало лишь третью вышеназванной суммы. Недостачу было решено покрывать за счет частных пожертвований, а крупнейшему из меценатов предоставить право выбрать имя святого для правого придела.
Брошенный клич не остался не услышанным — со всех уголков империи на строительство харьковской святыни начали стекаться немалые суммы пожертвований, так что в итоге сумма израсходованная на строительство, облагораживание и церковный инвентарь превысила первоначальную более чем в три раза, достигнув ста пятидесяти тысяч. Холодногорская церковь по проекту Владимира Немкина (1857 – 1908) на полторы тысячи человек при освящении 23 сентября 1901 года стала достойной жемчужиной в короне православия Харькова.
Пожертвованной земли для приходского комплекса (общая площадь более двух тысяч семиста квадратных метров) хватило не только на строительство самой церкви, но и для сооружения приходской школы открытой через год 1 сентября 1902-ого. К середине 1900-х комплекс пополнился двумя деревянными обложенными кирпичом зданиями притча, причем полутора этажный дом священника спустя шесть лет был перестроен полностью из кирпича.
После кровавого переворота 1917-го и силового захвата большевиками власти на восточно-украинских землях существование церкви на Холодной горе в числе прочих культовых сооружений было поставлено под вопрос красными атеистами, но благодаря стараниям преданной общины она, в отличии от прочих своих сестер по несчастью, выстояла и продолжала дарить надежду (с небольшими перерывами, когда здесь правили службу обновленцы) своим прихожанам на всем протяжении периода советского безбожия.
В 1933-ем Озерянский храм даже стал на пять лет кафедральным собором Харьковской епархии, чтобы с переносом кафедры на Лысую гору пережить первые годы войны в тишине и покое, а после освобождения в 1943 — 1945 быть капитально отреставрированным.
После обретения Украиной долгожданной независимости в 1991-ом, получил полную свободу и храм на одной из самых высоких харьковских точек — его община официально была зарегистрирована 6 октября того же года. С тех пор сама Холодногорская святыня и ее традиции стали возрождаться (29 июня и 12 ноября празднуются престольные праздники), оставаясь актуальной и на заре третьего тысячелетия, что с каждым годом все больше увеличивает ряды ее почитателей.
Архитектура
Давно потемневшие медные купола трехнефного крестоподобного (45м х 30м) в плане центральнокупольного храма в ранневизантийском стиле на вершине Холодной горы Харькова с высокой черехъярусной сорокаметровой колокольней над притвором подернуты благородной патиной времени.
Ковер его внешнего декора, выполненный техникой фигурной кладки, богат и разнообразен: французский руст стен, перемежаюшийся с рельефным напоминанием о религиозной сущности здания, широкий опоясывающий подоконное пространство цоколь с геометрическим рисунком, архивольты на полуколоннах высоких оконных арок, сложнопрофильный карниз на декоративных кронштейнах, пояс закомор, глубокая аркатура фриза куполов, ниши под треугольными фронтонами и наслоение геометрических объемов рисуют неповторимый его узор.
Внутреннее четырехстолптное пространство с изящной стенной росписью устремлено ввысь благодаря высокому световому барабану центрального полусферического купола. Главной его ценностью служит сохранившийся с прежних времен керамический барочный двухсторонний иконостас. Его три престола освящены в честь Озерянской иконы Божьей Матреи (центральный), во имя Всех Святых (северный), а южный носит имя равноапостольного князя Владимира.

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play