30 апр в 20:40 (OFF) Lesnik41 (G) :

Фильм 1934 года "Чапаев". Награды в США, Франции, Италии



Сцена, ставшая легендарной: Чапай на картошке объясняет, как на поле боя должен вести себя командир.


Картина «взорвала» прокат: всего за несколько лет ее посмотрели в общей сложности больше 3 000 000 миллионов человек. Прокат шел в в США, Италии, Германии, Дании и других странах по всему миру.................................................................................................................................... 5 ноября 1934 года в ленинградском кинотеатре «Титан» состоялась премьера фильма.
Афиш к новому фильму не было, только рукописные объявления, так как съёмки фильма и его монтаж были закончены всего за две недели до премьеры и афиши просто не успели подготовить.
На утреннем сеансе зрителей в зале кинотеатра было немного, но уже на вечерний просмотр собралась очередь, затем же фильм вызвал ажиотаж. В связи с этим его показывали одновременно во многих кинотеатрах Ленинграда на протяжении нескольких недель.
В ленинградском кинотеатре «Сатурн» фильм шёл каждый день на протяжении двух лет.......................................................................................................................................................
Слава «Чапаева» разошлась далеко за пределы Советского союза. Картину братьев Васильевых показывали, например, в США, Италии, Чехословакии, Испании и странах Азии.

Изначально идея снять полнометражное кино о герое Гражданской войны, начальнике 25-й дивизии Красной армии Василии Чапаеве появилась благодаря двум людям: писателю и революционеру Дмитрию Фурманову и его жене Анне. Сам Фурманов в качестве политработника служил вместе с Чапаевым в Туркестане и по возвращении с фронта написал о легендарном комдиве целый роман. А его супруга немногим позже, в 1932 году, на основе этого романа создала сценарий и сумела сделать так, чтобы им заинтересовались на самом верху – в партийном руководстве. Снимать фильм поручили режиссерам Георгию и Сергею Васильеву (к слову, братьями они, несмотря на расхожее заблуждение, не были – зато были великолепным творческим дуэтом). Те прочитали творение Фурмановой… и пришли в ужас – настолько кондово и «плакатно» сценарий был написан.

- Тем не менее идея снять картину о легендарном комдиве их очень захватила, - рассказывает историк кино Александр Поздняков. – Васильевы с головой погрузились в работу. Они встречались с теми, кто служил с Чапаевым, с ветеранами Гражданской войны – причем не только с «красными», но и с «белыми» - изучали документы в архивах.


На съемках Георгий и Сергей Васильевы использовали новаторские на тот момент методы. Динамичные кадры сражений, например, снимались при помощи вот такой специальной тележки, которую тянули по специальным деревянным рельсам.

Сослуживцев комдива Васильевы искали по всему Союзу. А найдя – засыпали сотнями вопросов о том, как Чапаев выглядел, как он носил бурку, как смотрел и говорил. Один из невольных «консультантов», Иван Кутяков, после гибели Чапаева возглавивший 25-ю стрелковую дивизию, вспоминал:

«Первое время я им рассказывал с удовольствием, а потом все это надоело, и я не раз залпом отвечал, что Чапаев картавил, не выговаривал букв «л» и «ф», не пил и не курил, но был, мол, увлекающейся и вспыльчивой натурой. Меня больше всего бесило, когда Васильевы упрашивали меня точно воспроизводить ругань Чапаева, похожую на его голос и интонацию».

Васильевы с самого начала решили не делать «житие» народного героя. Им хотелось снять фильм, напоминающий по духу «Броненосец Потемкин» Сергея Эйзенштейна. А сам Чапаев в нем должен был стать этаким рыцарем без страха и упрека, почти что мифологической фигурой. Папаха, бурка, шашка и «конь-огонь», который несет его на землей, раздираемой распрями Гражданской войны.

Фурманов описывал комдива как человека среднего роста, сухощавого и не очень сильного. В фильме же Чапай предстает настоящим великаном, могучим и грозным.

Одной из самых сильных сцен картины стала «психическая атака» белых офицеров (в фильме их называют каппелевцами, хотя на самом деле художники по костюмам создали скорее собирательный образ) - когда они в парадных мундирах, под бой барабанов, печатая шаг, наступают на главных героев. На самом деле части Чапаева и Каппеля никогда в боях не встречались друг с другом — противником Волжского корпуса Каппеля в июне 1919 года была не 25-я дивизия Чапаева, а 24-я стрелковая дивизия.


Анки-пулеметчицы - героини, сыгранной очаровательной Варвары Мясниковой - изначально ни в книги, ни в сценарии не было. По одной из версий, ее включили в повествование по требованию лично Сталина.

А вот Петька - отважный ординарец Чапая - появлялся еще в книге Фурманова, но только в эпизодической роли. Для фильма она была существенно расширена.

На «Чапаева» советские люди ходили целыми делегациями.
Для съемок было подготовлено несколько сотен костюмов. Что-то пошили на студии, что-то взяли из старых «запасов» - благо, Гражданская закончилась не так давно. В музее «Ленфильма» до сих пор хранятся два уникальны экспоната – бурки, которые в кадре носил Борис Бабочкин, исполнявший роль Чапая. Правда, увидеть пока можно только одну – вторая за минувшие годы оказалась сильно побита молью и теперь находится на реставрации.

Забавный казус вышел с оружием, которое использовалось в фильме. Специально для Анки, героини актрисы Варвары Мясниковой, реквизиторы достали настоящий «фронтовой» пулемет Максима. Перед съемками его «обезопасили» - приварили к стволу стальную втулку, чтобы исключить возможность стрельбы боевыми патронами. По какому-то недосмотру эта втулка попала не только в кадр, но и на афиши. Так с тех пор и рисуют на афишах и плакатах – Чапай стоит, простирая руку вперед, а рядом с ним Петька «палит» из не стреляющего пулемета.


Немногие знают, что изначально «Чапаев» существовал в двух версиях. Помимо всем хорошо известной озвученной была и немая – ее создавали специально для кинотеатров, в которых не было возможности воспроизводить на экране звук. В архивах «Ленфильма» до сих пор хранятся сохранившиеся от обеих версий монтажные листы.

Форма белых бойцов, показанная в фильме, была характерна не для каппелевцев, а для подразделений Марковской дивизии Добровольческой армии, действовавшей в составе Вооружённых сил Юга России. Противостоявшие Чапаеву войска, по-видимому, не имели единообразного обмундирования.

Чапай в бурке, с шашкой, на лихом коне — такой образ закрепился в массовом сознании и в искусстве, посвящённом реальному Чапаеву, в частности в скульптуре. Чапаев «на лихом коне» не ездил, так как имел в своём распоряжении, как и другие начдивы, американский автомобиль «Форд» модели T. По мнению некоторых историков ездить верхом на коне он вообще не мог физически из-за ранения руки. Более того, реальный Чапаев (как, впрочем, и противостоявшие им «белые» из Уральской казачьей армии) использовал авиацию — 4 самолёта — для разведки и связи. Бурка так же является артефактом, добавленным кинематографистами.

https://www.youtube.com/watch?v=AmjJ7YaSpYc.Андрей Николаевич Апсолон советский актёр театра и кино, поэт-песенник. Играет роль красноармейца.
В 1941—1942 годах — участник Великой Отечественной войны, командовал взводом на Ленинградском фронте. Был тяжело ранен в руку...................................................................................................................................................Виктор Петрович Яблонский российский советский актёр театра и кино, поэт. Играет роль казака-пластуна(нет в титрах). По анонимному сообщению о «неправильной трактовке убийства Кирова» в феврале 1935 года он был исключён из партии и выслан из Ленинграда.
В конце 30х годов Яблонский был реабилитирован и смог вернуться в Ленинград.

В начале Великой Отечественной войны В. Яблонский, несмотря на бронь (он мог эвакуироваться с «Ленфильмом» на Урал), ушёл добровольцем в народное ополчение и погиб в первых боях недалеко от Гдова.

Комментарии (8)

Классика мирового кино! В армии нам его много раз показывали, чтоб хорошо запомнилось.
Замечательный фильм!
В детстве очень любил этот фильм.
Но, к реальности никакого отношения не имеет. В те годы такое кино было нужно...
Кстати, в интервью , дочь Василия Ивановича сказала "первый анекдот про моего отца - фильм про него".
Климатический фейк вдалбливали потребителям телевидения много лет назад.

40 лет назад и четыре года назад они предсказывали нам то же самое в своем апокалиптическом репортаже: «До климатической катастрофы осталось всего 8-9 лет».
Класный фильм шедевр
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Разрушители
Новая эпическая онлайн-игра от Овермобайл. Битвы...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play