.ιllСубкультуры и стили
(OFF) DlSTEMPER (B) 4 мар 2015

Progressive metal

Прогрессивный метал
Направление:
Метал
Истоки:
Прогрессивный рок, метал
Место и время возникновения:
Середина 80-х годов, США
Годы расцвета:
Начало 90-х годов
Родственные:
Авангард-метал
Хеви-метал
Неоклассический метал
Производные:
Прогрессивный металкор
Прогрессивный дэт-метал
Прогрессивный блэк-метал
Мат-метал
Прогресси́вный ме́тал или прогре́ссив-ме́тал
( англ. Progressive Metal) — подстиль
метала. Этот жанр основывается на
прогрессивном роке и включает в себя
сложные композиционные структуры,
причудливые музыкальные размеры и
интригующую технику игры на
музыкальных инструментах. Высокий
уровень профессионализма музыкантов
часто комбинируется с лирическим в форме
концептуальных эпических текстов,
результатом которых являются довольно
длинные песни и концептуальные альбомы.
История
Происхождение прогрессив-метала можно
проследить в таких прогрессив-рок группах
1960-х и 1970-х как Yes, Uriah Heep,
Genesis, Black Sabbath, Deep Purple, King
Crimson, Rush, High Tide. Этот стиль
сформировался как отдельный,
самодостаточный стиль лишь к середине
80-х. Первым в истории крупным
музыкальным произведением в стиле
прогрессив-метал следует считать
концептуальный альбом The Plague (1983)
британской группы Demon; их по праву
можно назвать основателями стиля
[источник не указан 2080 дней]. Группы
Queensrÿche, Dream Theater и Fates Warning
взяли элементы прог-рок групп —
инструментальную и композиционную
структуру песен и скрестили её с металом.
Наибольшую популярность прогрессив-
метал приобрёл в начале 1990-х годов,
когда песня группы Queensrÿche «Silent
Lucidity» (1990 Empire) неожиданно стала
хитом на радио и MTV. Нельзя отнести эту
песню к «типичной» прогрессив-
металической, но именно благодаря ей
музыка группы Queensrÿche стала
доступна для фанатов и, помимо этого,
дала толчок к развитию других
прогрессив-метал-групп во всём мире. В
1993 году Dream Theater с песней «Pull Me
Under» (из 1992 Images and Words) также
приобретает мировую популярность.
Разнообразие
Прогрессив-метал можно разбить на
бесчисленное множество подстилей,
соответствующих другим направлениям
музыки, которые оказали влияние на
конкретные музыкальные коллективы. К
примеру, две группы, которые вполне
можно отнести к обсуждаемому жанру, —
King's X и Opeth, находятся на
противоположных концах звукового
спектра. King's X более подвержены
влиянию мейнстрима и гранжа.
Парадоксально, но бас-гитарист группы
Pearl Jam, Джефф Амент однажды сказал:
«King’s X изобрели гранж как стиль», имея
в виду то, что влияние этой группы на весь
гранж было очень велико. И в то же время
гроулинг вокалиста группы Opeth и
тяжёлый звук гитар (частично
разбавленный готическими акустическими
пассажами) вполне можно отнести к стилю
дэт-метал.
Европейская академическая музыка
также оказала весьма значительное
влияние на весь жанр прогрессив-метала.
Такие группы, как Symphony X и Spock's
Beard успешно смешивают этот стиль с той
сложностью и великолепием, что присуща
барочным и классическим произведениям,
что в итоге привело к возникновению
нового стиля Neoclassical Metal. Кроме
того, такие проекты, как Liquid Tension
Experiment (создан участниками группы
Dream Theater) и группы, как Planet X
(проект бывшего клавишника Dream
Theater Дэрека Шириньяна), имеют в своём
творчестве джазовое влияние с
полиметрическими ритмами и
переменными/смешанными метрами,
характерной для джаз/рока гармонией и
фразировкой. Сам Дэрек Шириньян
характеризует свой стиль как Fusion Metal.
Более того, Liquid Tension Experiment
представляют в своей музыке элементы
импровизации, которые не так редко
встречаются в хеви-метале, но не в такой
высокой форме как у Liquid Tension
Experiment. Известные дэт-метал-группы,
такие как Death и Cynic, в своих альбомах
скрестили прогрессив с дэт-металом, а
Cynic и Atheist добавили ещё джаз и
фьюжн.
Одной из самых популярных[1]
прогрессивных команд является группа
Tool. Tool приобрели известность в середине
90-х годов, выпустив свой второй по счёту
альбом Ænima, который и принёс им
мировую известность. Их электрический
коктейль из хеви-метала, случайных
музыкальных размеров, комплексных
структур и сложной лирики натолкнул
многих на мысль о классификации их как
прогрессив-метал группы, хотя и с
существенными отличиями от многих
традиционных команд. Тем не менее,
следующий альбом группы Tool 2001 года
Lateralus упрочил положение группы на
прогрессивной сцене с их комплексными
структурами и высоко концептуальным
стилем, несмотря на то, что группа стала
более родственной к индустриальной
музыке, нежели к прогрессивной. В Италии
особняком стоит группа Presence — её
ранний стиль (1990—1996) может быть
охарактеризован как клавишный прог-
метал с женским вокалом, а нынешний
настолько усложнился, что от
традиционного метала там почти ничего не
осталось. Своеобразна французская школа
— прогрессив-метал в привычном виде во
Франции не особенно распространен, зато
много представителей так называемого
«мелодик-метала», среди которых,
пожалуй, наиболее интересна группа
Manigance, ярко дебютировавшая в 1998 г.
В скандинавских странах прогрессив-метал
получил гораздо меньшее распространение,
чем тёмный прогрессив (dark progressive),
а самая популярная группа — шведский
Therion — столь явно тяготеет к
хоральности, особенно в позднем
творчестве, что стилистически оказывается
ближе к Devil Doll, Malombra, Il Segno Del
Comando и даже Halloween, чем к
традиционному Heavy Metal'у.
Заслуживает внимания югославская
группа Tornado, непринуждённо
сочетающая типично «металлические»
приёмы и средневековую пасторальность.
Наконец, весьма самобытная школа прог-
метала возникла в 1990-е годы в Германии:
единственная в своем роде группа
Cromwell, стилистически балансирующая
(как ни парадоксально) между двумя
итальянскими командами —
вышеупомянутой Presence и Tale Cue
(тёмный прогрессив с женским вокалом), и
ряд групп, чей стиль занимает
промежуточное положение между прог-
металом и неопрогрессивом a la Pendragon
или Jadis. К последним относятся,
например, Ziff, Sylvan, Last Turion; к ним
примыкает и люксембургская группа No
Name.
В России и Белоруссии, так также в
Казахстане имеются исполнители
прогрессив-метала, например, московская
группа Salvador (примеси
латиноамериканской музыки),
красноярская группа Alley, иркутская
группа Extrovert, новосибирская группа
Glass Reason, ярославские группы Santerno
и Tumulus (синтез прогрессива с фолком),
ярославская группа Neophron (Мелодичный
дэт-метал с элементами Progressive Death
metal), амурская команда Azazello,
алматинская группа Kadar, приморская
группа Gebeth Arts и минская группа
Asymmetry. Также первые два альбома
группы Mechanical Poet можно отнести к
данному стилю.

Комментарии (3)

Queensryche и Ewigkeit с етого жанра нравиться и как не странно и Queen тоже,хоть последние progressive rock играют
Тема перенесена Eric_Draven из .ιllRock-news в .ιllСубкультуры и стили (23 мая 2018)
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
.ιllСубкультуры и стили
Небоскреб мечты
Построй свой город мечты, создай свой бизнес и стань...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play