.ιllСубкультуры и стили
(OFF) DlSTEMPER (B) 19 апр 2015

Готическая скульптура

Основным видом изобразительного
искусства в готический период была
скульптура. Впервые после античности
статуи и скульптурные группы (на фасадах
соборов или на алтарных преградах)
получили богатое художественное
содержание и развитые пластические
формы.
Готические соборы
похожи на леса. И эти
леса населены разной
тварью и реальной, и
фантастической. Тут и
задумчивые химеры,
барашки, ослики, волы в
евангельских сценах,
рыбы, птицы, бобры, собаки, белки, дятлы,
ящерицы, черепахи, змеи и водостоки в
виде зверей с разинутой пастью. И над всем
этим главенствует человек. Скульптура
царит в соборных порталах,
распространяется по всему фасаду,
причудливо используя каждый выступ,
чуть ли не каждую архитектурную деталь.
Такие соборы, как Парижский, Амьенский
и Шартрский насчитывают каждый до 2
тысяч скульптур.
Готическая скульптура - явление
огромного значения в мировом
художественном творчестве. Она
значительно отличается от скульптуры
романского периода. Во-первых, в период
готики господствует круглая пластика, а
не рельеф. Во-вторых, застылость и
замкнутость столпообразных романских
статуй сменилась подвижностью фигур, они
обращены друг к другу и к зрителю.
Образы религиозной тематики наделяются
чертами глубокой человечности. Вновь
возник интерес к реальным природным
формам, к физической красоте и чувствам
человека. В искусство вошли темы
материнства, нравственного страдания,
мученичества, душевной стойкости
человека - жертвы насилия.
В-третьих, увеличивается роль светских
сюжетов, важное место начинает играть
портрет. Первые памятники круглой
пластики появляются еще в середине 12 в.
Однако, лишь с началом 13 в. готическая
скульптура вступает в пору зрелости. В
30-40-х гг. начинается период ее
наивысшего расцвета.
Скульптура собора была расположена в
соответствии теологической (религиозной)
наукой, по которой собор - это собранная в
фокусе структура вселенной. На западе
(сторона заката) обычно находились сцены
"страшного суда". Вверху Христос
указывал на свои раны, по сторонам Мария
и евангелист Иоанн, вокруг ангелы с
орудиями страданий Христа и апостолы.
Под ними - взвешивающий добрые и
дурные дела архангел Михаил. Слева от
зрителя - праведники, вступающие в рай.
Справа - демоны, завладевающие
грешниками и сцены мучений в аду. Еще
ниже - разверзающиеся гробницы и
воскресение мертвых. По сторонам входов
посетителей собора встречают статуи
Христа и апостолов.
Правый портал (вход) посвящался обычно
Марии, здесь изображались сцены
"Успения", "Воскресения",
"Коронования" (собор в Страсбурге 1230 г.).
Левый портал - чтимому местному святому
, и на нем изображались сцены из легенд
его жизни. Южная сторона была
посвящена сюжетам Нового завета,
северная сторона посвящалась персонажам
из Ветхого завета. Как система
мироздания готический собор включал
изображения реального мира и его понятий:
времена года в виде знаков зодиака или
сцен сельскохозяйственных работ,
аллегорические фигуры "свободных
искусств" - грамматика, диалектика,
риторика, арифметика, геометрия,
астрономия и музыка.
Многочисленные
изображения королей,
рыцарей, прелатов,
ремесленников,
крестьян отражали
иерархичную структуру
феодального общества.
Шедевры французской
готической скульптуры: "Реймская улыбка"
- улыбающийся ангел (статуя западного
фасада собора в Реймсе, 1230-1233 гг.). Эта
улыбка ангела еще робка, чуть смущенная,
жеманная, но уже пленительная, истинно
весенняя. Она очаровательна своей
недоговоренностью.
"Встреча Марии с
Елизаветой" (скульптурная группа собора в
Реймсе, 1230-1233 гг.). Мы видим
конкретные личности, конкретные судьбы,
конкретную красоту этих двух
замечательных женщин (Мария родила
Христа, Елизавета - Иоанна Предтечу).
Реймский собор занимает значительное
место в истории средневекового искусства,
его иногда называют готическим
Парфеноном.
Самобытна германская скульптура. Немцы
часто учились у французов, но были
оригинальны. Германский мир это
переплетение "варварского" начала и
наследия античной цивилизации. Если
французская скульптура украшала
интерьер и фасады (украшательная
функция), то германская скульптура
фантастична, остро выразительна,
гиперболизирована. Ее образы
индивидуализированы, даже портретны. К
шедеврам германской готической пластики
принадлежат в первую очередь
скульптурные циклы соборов в Бамберге и
Наумбурге, созданные в 13 в. Бамбергский
Всадник, несомненно, лучшая конная
статуя средневековья.
Перед нами идеальный образ борца за
правое дело, героя, каким себе его
представляли в ту пору (скульптурный
образ перекликается с образом Зигфрида,
"Песнь о Нибелунгах"). Мы верим, что такие
мужи коленопреклоненно славили своих
дам и сражались с их именем на рыцарских
турнирах. Нам кажется, что этот сеньор не
способен на насилие, на притеснение
обездоленных. Замечательны 12
величественных статуй в хоре
Наумбургского собора. Это феодальные
властители, при которых был заложен
собор. Неизвестный великий художник
создал типичные образы, но в то же время
сугубо индивидуализированные и
конкретные.
Индивидуализированы и прекрасны образы
супружеской четы маркграфа Эккегарда с
женой Утой (маркграф - граф, правитель
области - марки с правами императорского
князя). Эти образы захватывают нас своей
правдивостью (ил.87). По-детски
выразителен взгляд Уты, очарователен
жест ее руки, прижавшей к шее воротник
длинного плаща, спадающего
гармоничными складками. Ее супруг
пожилой, с невозмутимым видом, с
большим мечом.
В период готики также был распространен
культ богоматери. Если романский
скульптурный образ Богоматери - это чаще
всего лишь символ, религиозная идея,
запечатленная в камне, то готическая
богоматерь уже юная мать, которую
ваятель любит изображать играющей с
младенцем.
Средневековый ваятель обычно происходил
из народа и считал себя и считался
ремесленником. Поэтому готическая
скульптура глубоко народна, несмотря на
то, что церковь требовала от
изобразительного искусства наглядной
картины богословного истолкования
мироздания. В народном стиле изображен
реймский "Христос - странник", - в простой
широкополой крестьянской шляпе, а также
грандиозный рельеф собора в Наумбурге
"Тайная вечеря". И Христос, и собравшиеся
вокруг него ученики - это крестьяне, люди
физического труда, с видным
удовольствием подкрепляющиеся в час
отдыха какими-то очень простыми
кушаньями.
Народность проявляется и в немецкой
фантазии, далекой от культа, благочестие
нередко сочетается в готическом искусстве
с самым озорным гротеском. На рельефах
Руанского собора мы видим кентавра в
монашеском капюшоне, философа с головой
свиньи, учителя музыки - полупетуха и т.д.
Народное начало нашло, пожалуй, самое
цельное отражение в календарных циклах
- аллегориях месяцев. Это небольшие
рельефы, украшающие соборы в Париже,
Амьене, Санлисе и многие скромные
сельские церкви готической поры. Эти
аллегории отражают каждодневную жизнь
простых людей, что собирались под их
сводами.
Источник: http://gothictemple.net

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
.ιllСубкультуры и стили
Марс
После ошеломляющей новости о находке воды на Марсе...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play