.ιllСубкультуры и стили
(OFF) DlSTEMPER (B) 21 апр 2015

«Свободные выборы господ не ликвидируют деление на господ или рабов»

Благодаря увековечиванию опасности ката­
строфы индустриальное общество становит­
ся богаче и лучше. Защитная структура об­
легчает жизнь всё большему количеству
людей и расширяет власть человека над
природой. В этих условиях средствам мас­
совой информации нетрудно выдать част­
ные интересы за интересы всех людей. Воз­
можности (духовные и материальные) со­
временного общества стали больше, что
привело к возрождению господства обще­
ства над индивидом.
Буржуазия и пролетариат, похоже, больше
не являются носителями исторических пре­
образований.
Отсутствуют явные движущие силы обще­
ственных изменений, и поэтому критика пе­
ремещается на высокий уровень абстрак­
ции. Нет почвы, на которой бы сошлись тео­
рия и практика (изъяны связующего звена).
Люди должны обрести истинное сознание
вместо ложного, вместо непосредственного
интереса — настоящий. Они смогут сде­
лать это, только почувствовав потреб­
ность изменить свой образ жизни, отказать­
ся от того, что даёт им общество.
В этом обществе производственный аппа­
рат сглаживает противоречие между част­
ным и общественным существованием. Тех­
ника служит для того, чтобы ввести новые,
эффективные и удобные формы социального
контроля и социальной интеграции. Про­
гресс расширяется до системы господства и
унификации, усмиряет силы, борющиеся с
системой, подавляет протест якобы во имя
исторической надежды на освобождение
от тяжёлого труда и принуждения.
Производительность и потенциал роста
этой системы стабилизирует общество и
превращает технический прогресс в сред­
ство господства. Технологическая рацио­
нальность становится политической. Техни­
ческий порядок принёс с собой политиче­
скую и духовную унификацию общества.
Права и свободы утратили своё значение.
Независимость мышления, автономия,
право на политическую оппозицию в настоя­
щее время лишены своей основной, критиче­
ской функции в обществе.
В условиях растущего уровня жизни несо­
гласие с системой является общественно
бессмысленным, влечёт за собой ощутимые
хозяйственные и политические убытки и
угрожает спокойному развитию целого.
Если бы производственный аппарат был ор­
ганизован и направлен на удовлетворение
жизненных потребностей, то он мог бы
быть чрезвычайно централизованным: тако­
го рода контроль не мешал бы индивиду­
альной автономии, а содействовал бы ей.
Однако фактически действует другая тен­
денция: аппарат предъявляет к рабочему и
свободному времени, к материальной и ду­
ховной культуре как экономические, так и
политические требования своей защиты.
Современное индустриальное общество дви­
жется к тотальности. Манипулируя потреб­
ностями при помощи насущных интересов,
оно предотвращает возникновение дей­
ственной оппозиции целому (тоталитаризм
вполне уживается с «плюрализмом» пар­
тий, газет, «управляющих сил» и т.п.). Сво­
бодные выборы господ не ликвидируют де­
ление на господ или рабов. Выравнивание
классовых различий — идеологическая
функция средств массовой коммуникации.
Люди узнают себя в своих товарах, начина­
ют подчиняться законом, диктуемым
этими вещами. На современном этапе тех­
нологический контроль выступает в каче­
стве воплощения разума, любое противоре­
чие ему кажется иррациональным, а любое
сопротивление — невозможным. Индивиду­
альный протест задыхается уже в зароды­
ше.
Герберт Маркузе. Отрывок из книги "Одно­
мерный человек"

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
.ιllСубкультуры и стили
Интерны
Увлекательная игра в больничку
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play