.ιllСубкультуры и стили
.ιllСубкультуры и стили
Благодаря увековечиванию опасности ката
строфы индустриальное общество становит
ся богаче и лучше. Защитная структура об
легчает жизнь всё большему количеству
людей и расширяет власть человека над
природой. В этих условиях средствам мас
совой информации нетрудно выдать част
ные интересы за интересы всех людей. Воз
можности (духовные и материальные) со
временного общества стали больше, что
привело к возрождению господства обще
ства над индивидом.
Буржуазия и пролетариат, похоже, больше
не являются носителями исторических пре
образований.
Отсутствуют явные движущие силы обще
ственных изменений, и поэтому критика пе
ремещается на высокий уровень абстрак
ции. Нет почвы, на которой бы сошлись тео
рия и практика (изъяны связующего звена).
Люди должны обрести истинное сознание
вместо ложного, вместо непосредственного
интереса — настоящий. Они смогут сде
лать это, только почувствовав потреб
ность изменить свой образ жизни, отказать
ся от того, что даёт им общество.
В этом обществе производственный аппа
рат сглаживает противоречие между част
ным и общественным существованием. Тех
ника служит для того, чтобы ввести новые,
эффективные и удобные формы социального
контроля и социальной интеграции. Про
гресс расширяется до системы господства и
унификации, усмиряет силы, борющиеся с
системой, подавляет протест якобы во имя
исторической надежды на освобождение
от тяжёлого труда и принуждения.
Производительность и потенциал роста
этой системы стабилизирует общество и
превращает технический прогресс в сред
ство господства. Технологическая рацио
нальность становится политической. Техни
ческий порядок принёс с собой политиче
скую и духовную унификацию общества.
Права и свободы утратили своё значение.
Независимость мышления, автономия,
право на политическую оппозицию в настоя
щее время лишены своей основной, критиче
ской функции в обществе.
В условиях растущего уровня жизни несо
гласие с системой является общественно
бессмысленным, влечёт за собой ощутимые
хозяйственные и политические убытки и
угрожает спокойному развитию целого.
Если бы производственный аппарат был ор
ганизован и направлен на удовлетворение
жизненных потребностей, то он мог бы
быть чрезвычайно централизованным: тако
го рода контроль не мешал бы индивиду
альной автономии, а содействовал бы ей.
Однако фактически действует другая тен
денция: аппарат предъявляет к рабочему и
свободному времени, к материальной и ду
ховной культуре как экономические, так и
политические требования своей защиты.
Современное индустриальное общество дви
жется к тотальности. Манипулируя потреб
ностями при помощи насущных интересов,
оно предотвращает возникновение дей
ственной оппозиции целому (тоталитаризм
вполне уживается с «плюрализмом» пар
тий, газет, «управляющих сил» и т.п.). Сво
бодные выборы господ не ликвидируют де
ление на господ или рабов. Выравнивание
классовых различий — идеологическая
функция средств массовой коммуникации.
Люди узнают себя в своих товарах, начина
ют подчиняться законом, диктуемым
этими вещами. На современном этапе тех
нологический контроль выступает в каче
стве воплощения разума, любое противоре
чие ему кажется иррациональным, а любое
сопротивление — невозможным. Индивиду
альный протест задыхается уже в зароды
ше.
Герберт Маркузе. Отрывок из книги "Одно
мерный человек"
строфы индустриальное общество становит
ся богаче и лучше. Защитная структура об
легчает жизнь всё большему количеству
людей и расширяет власть человека над
природой. В этих условиях средствам мас
совой информации нетрудно выдать част
ные интересы за интересы всех людей. Воз
можности (духовные и материальные) со
временного общества стали больше, что
привело к возрождению господства обще
ства над индивидом.
Буржуазия и пролетариат, похоже, больше
не являются носителями исторических пре
образований.
Отсутствуют явные движущие силы обще
ственных изменений, и поэтому критика пе
ремещается на высокий уровень абстрак
ции. Нет почвы, на которой бы сошлись тео
рия и практика (изъяны связующего звена).
Люди должны обрести истинное сознание
вместо ложного, вместо непосредственного
интереса — настоящий. Они смогут сде
лать это, только почувствовав потреб
ность изменить свой образ жизни, отказать
ся от того, что даёт им общество.
В этом обществе производственный аппа
рат сглаживает противоречие между част
ным и общественным существованием. Тех
ника служит для того, чтобы ввести новые,
эффективные и удобные формы социального
контроля и социальной интеграции. Про
гресс расширяется до системы господства и
унификации, усмиряет силы, борющиеся с
системой, подавляет протест якобы во имя
исторической надежды на освобождение
от тяжёлого труда и принуждения.
Производительность и потенциал роста
этой системы стабилизирует общество и
превращает технический прогресс в сред
ство господства. Технологическая рацио
нальность становится политической. Техни
ческий порядок принёс с собой политиче
скую и духовную унификацию общества.
Права и свободы утратили своё значение.
Независимость мышления, автономия,
право на политическую оппозицию в настоя
щее время лишены своей основной, критиче
ской функции в обществе.
В условиях растущего уровня жизни несо
гласие с системой является общественно
бессмысленным, влечёт за собой ощутимые
хозяйственные и политические убытки и
угрожает спокойному развитию целого.
Если бы производственный аппарат был ор
ганизован и направлен на удовлетворение
жизненных потребностей, то он мог бы
быть чрезвычайно централизованным: тако
го рода контроль не мешал бы индивиду
альной автономии, а содействовал бы ей.
Однако фактически действует другая тен
денция: аппарат предъявляет к рабочему и
свободному времени, к материальной и ду
ховной культуре как экономические, так и
политические требования своей защиты.
Современное индустриальное общество дви
жется к тотальности. Манипулируя потреб
ностями при помощи насущных интересов,
оно предотвращает возникновение дей
ственной оппозиции целому (тоталитаризм
вполне уживается с «плюрализмом» пар
тий, газет, «управляющих сил» и т.п.). Сво
бодные выборы господ не ликвидируют де
ление на господ или рабов. Выравнивание
классовых различий — идеологическая
функция средств массовой коммуникации.
Люди узнают себя в своих товарах, начина
ют подчиняться законом, диктуемым
этими вещами. На современном этапе тех
нологический контроль выступает в каче
стве воплощения разума, любое противоре
чие ему кажется иррациональным, а любое
сопротивление — невозможным. Индивиду
альный протест задыхается уже в зароды
ше.
Герберт Маркузе. Отрывок из книги "Одно
мерный человек"
0 0 0
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Интерны
Увлекательная игра в больничку