ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ ПСИХОЛОГИЯ ОТНОШЕНИЙ
Наша жизнь состоит из множества сюжетов, которые складываются в один большой сценарий. Мы начинаем «с чистого листа», открываем «новую главу» и заканчиваем «романы». Отношения с другими людьми – это отдельные эссе, повести и сериалы, в которых каждому отводится своя роль.
И это не просто сравнение. Это наш способ восприятия происходящих событий. Когда человеку показывают незаконченный рисунок – несколько точек или линий на бумаге – его воображение тут же соединяет отдельные фрагменты и «дорисовывает» целую картинку. Точно так же отдельные сцены контакта с другим человеком – встречи, беседы, действия по отношению друг к другу – складываются в единое целое, которое мы воспринимаем как отношения.
Они развиваются, обрастают деталями, обретают новые оттенки смысла. Иногда доигрываются до финала и заканчиваются. Но, бывает, обрываются посреди сюжета – как будто кто-то выдернул из книги страницы и оставил историю без финала и без смысла.
Это могут быть отношения влюбленной пары, разорванные без объяснений в одностороннем порядке. Или внезапно прерванная дружба – мелким недоразумением или конфликтом, вылившимся в обиду. А часто вследствие развода родителей обрываются отношения ребенка с отцом.
В любом случае история, не получившая внятного финала в реальности, остается психологически незавершенной. И – продолжается: во снах, в воображении, в подсознательном конструировании схожих ситуаций в других отношениях. Потому что мы не можем оставить книгу недописанной.
Иногда достаточно одного-единственного разговора по душам, расставляющего все точки над i, чтобы закончить главу и пойти дальше – без взаимных обид и упреков, без вынужденно надуманного контекста, без комка невыраженных чувств. Но он не всегда оказывается возможен…
Например, если отношения были прерваны внезапной смертью человека или встреча с ним невозможна по другим причинам – завершить их реальным действием гораздо сложнее. Ведь никакое реальное действие не даст обратной реакции.
Именно поэтому мы воспроизводим прошлое в новых отношениях. Проецируем свои невыраженные чувства на людей, не имеющих к ним отношения. Создаем одни и те же конфликты. Снова и снова проигрываем варианты ключевой сцены.
Одной моей знакомой понадобилось три замужества, чтобы увидеть закономерность и понять, что на самом деле она выясняет отношения с отцом, покинувшем ее в детстве.
Хождение по кругу прекратилось после прояснения всех обстоятельств его ухода, виртуального разговора по душам и визита на его могилу. Что-то произошло в ее сознании, и эти отношения приобрели другой смысл.
Зачем нужна обратная реакция? Чтобы заполнить пробелы, понять то, что осталось неясным и не дает поставить точку. Эти пробелы могут быть заполнены неизвестной ранее информацией, объясняющей действия человека – иногда это полностью меняет контекст истории. Финальная сцена может с тем же успехом быть проиграна в воображении: ведь не дает покоя не реальный человек, а образ, с которым можно взаимодействовать посредством воображения.
С помощью различных психологических методов незавершенная ситуация может быть доиграна до финала. Прошлое интегрируется в опыт, и ситуация, наконец, меняется.
Отношения – это нити живой энергии, связывающей нас. Обрывая их по живому, мы оставляем открытые раны. И открытые главы в наших книгах. Которые нередко вынуждены дописывать наши дети, неосознанно проигрывая сюжеты родительских сценариев.
В большинстве случаев можно поговорить и отпустить друг друга, отодвинув в сторону стыд, вину, обиду и гордыню. Помните об этом, когда ставите многоточия между собой и другим человеком.
И это не просто сравнение. Это наш способ восприятия происходящих событий. Когда человеку показывают незаконченный рисунок – несколько точек или линий на бумаге – его воображение тут же соединяет отдельные фрагменты и «дорисовывает» целую картинку. Точно так же отдельные сцены контакта с другим человеком – встречи, беседы, действия по отношению друг к другу – складываются в единое целое, которое мы воспринимаем как отношения.
Они развиваются, обрастают деталями, обретают новые оттенки смысла. Иногда доигрываются до финала и заканчиваются. Но, бывает, обрываются посреди сюжета – как будто кто-то выдернул из книги страницы и оставил историю без финала и без смысла.
Это могут быть отношения влюбленной пары, разорванные без объяснений в одностороннем порядке. Или внезапно прерванная дружба – мелким недоразумением или конфликтом, вылившимся в обиду. А часто вследствие развода родителей обрываются отношения ребенка с отцом.
В любом случае история, не получившая внятного финала в реальности, остается психологически незавершенной. И – продолжается: во снах, в воображении, в подсознательном конструировании схожих ситуаций в других отношениях. Потому что мы не можем оставить книгу недописанной.
Иногда достаточно одного-единственного разговора по душам, расставляющего все точки над i, чтобы закончить главу и пойти дальше – без взаимных обид и упреков, без вынужденно надуманного контекста, без комка невыраженных чувств. Но он не всегда оказывается возможен…
Например, если отношения были прерваны внезапной смертью человека или встреча с ним невозможна по другим причинам – завершить их реальным действием гораздо сложнее. Ведь никакое реальное действие не даст обратной реакции.
Именно поэтому мы воспроизводим прошлое в новых отношениях. Проецируем свои невыраженные чувства на людей, не имеющих к ним отношения. Создаем одни и те же конфликты. Снова и снова проигрываем варианты ключевой сцены.
Одной моей знакомой понадобилось три замужества, чтобы увидеть закономерность и понять, что на самом деле она выясняет отношения с отцом, покинувшем ее в детстве.
Хождение по кругу прекратилось после прояснения всех обстоятельств его ухода, виртуального разговора по душам и визита на его могилу. Что-то произошло в ее сознании, и эти отношения приобрели другой смысл.
Зачем нужна обратная реакция? Чтобы заполнить пробелы, понять то, что осталось неясным и не дает поставить точку. Эти пробелы могут быть заполнены неизвестной ранее информацией, объясняющей действия человека – иногда это полностью меняет контекст истории. Финальная сцена может с тем же успехом быть проиграна в воображении: ведь не дает покоя не реальный человек, а образ, с которым можно взаимодействовать посредством воображения.
С помощью различных психологических методов незавершенная ситуация может быть доиграна до финала. Прошлое интегрируется в опыт, и ситуация, наконец, меняется.
Отношения – это нити живой энергии, связывающей нас. Обрывая их по живому, мы оставляем открытые раны. И открытые главы в наших книгах. Которые нередко вынуждены дописывать наши дети, неосознанно проигрывая сюжеты родительских сценариев.
В большинстве случаев можно поговорить и отпустить друг друга, отодвинув в сторону стыд, вину, обиду и гордыню. Помните об этом, когда ставите многоточия между собой и другим человеком.
0 3 3
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Марс
После ошеломляющей новости о находке воды на Марсе...