奥井雅美
Масами Окуи (яп. 奥井雅美, англ. Masami Okui; род. 13 марта 1968, Итами, преф. Хёго, Япония) — японская певица, композитор
Масами Окуи (яп. 奥井雅美, англ. Masami Okui; род. 13 марта 1968, Итами, преф. Хёго, Япония) — японская певица, композитор, текстовик, продюсер, теле- и радиоведущая, а также участница супергруппы JAM Project. Широкое признание завоевала как автор-исполнитель вокальных тем для аниме, в частности, таких популярных сериалов как «Юная революционерка Утэна», «Рубаки», Di Gi Charat и Yu-Gi-Oh! Duel Monsters. Кроме того, за её плечами создание материала для более чем 40 артистов, в числе которых Йоко Исида, Нана Мизуки, Минори Тихара, Suara и Микуни Симокава. Заложив в первой половине 1990-х новаторский стиль анисона, включавший рок-звучание, танцевальные веяния и прямолинейный тон лирики, певица с начала 2000-х больше тяготеет именно к року, а в JAM Project поёт и метал-произведения. Продвигая аниме-песню в массы, она вела авторские шоу об этом жанре на радио и ТВ (самые известные — Masami Okui O-Live и @Tunes.), а в результате её партнёрства с медиакомпанией Dwango в 2005 году появился крупнейший в мире фестиваль подобной музыки — Animelo Summer Live. Среди коллег и поклонников Окуи также известна под кличкой Маккун (яп. まっくん).
КАРЬЕРА
Исполнительница родилась в городе Итами, а детство провела в Осаке, с малых лет осваивая фортепиано. Будучи школьницей, она увлеклась рок- и поп-музыкой, особенно впечатлившись творчеством ансамбля Lazy, певиц Юми Мацутои и Марии Такеути. В этот же период Окуи играла на клавишных в группе своего друга и неоднократно пыталась стать участницей телеконкурса талантов Star Tanjo!, но каждый раз проваливалась в ходе предварительного отбора. Поступив затем в Осакский университет искусств, девушка вскоре бросила обучение и переехала в Токио, чтобы начать карьеру в шоу-бизнесе. В 1989 году она получила место бэк-вокалистки в аккомпанирующей группе Юки Саито, позднее работая также с Томоё Харадой и дуэтом Wink, а с 1990-го на протяжении четырёх лет выступала с Мацутоей как хористка и член подтанцовки. Наконец в 1993-м Окуи дебютировала сольно на лейбле Starchild (анисон-подразделение King Records) с песней «Dare yori mo zutto...», послужившей эндингом для 30-минутного аниме Girl from Phantasia. Записав ещё десяток подобных треков, в частности, спев все вступительные и заключительные темы для мультсериала Tekkaman Blade II (1994), артистка выпустила свой первый лонгплей, Gyuu (1995), который сама же и спродюсировала. С тех пор её дискография непрерывно пополнялась и к 2023 году насчитывает 24 студийных и два концертных альбома, пять компиляции, свыше 50 синглов и 15 видеоальбомов.
Аналогично ранним композициям Окуи, многие её последующие номера создавались специально для анимационных произведений и сопровождали, например, такие любимые публикой рисованные проекты как «Рубаки» (1995), «Рубаки Некст» (1996), Magic User's Club (1996), «Превосходные Рубаки» (1998), Di Gi Charat (1999), Yu-Gi-Oh! Duel Monsters (2000), Tales of Eternia: The Animation (2001), He Is My Master (2005), Horizon in the Middle of Nowhere II (2012), Shirobako (2014) и Reiwa no Di Gi Charat (2022). Среди десятков подобных песен своеобразной визитной карточкой певицы является «Rondo-revolution», звучавшая в сериале «Юная революционерка Утэна» (1997) и полнометражке Adolescence of Utena (1999). Этот хит артистка поёт почти при любом выходе на сцену, иногда в характерном мундире с эполетами, отсылающем к униформе главной героини двух вышеназванных аниме — Утэны Тендзё. Между тем самым коммерчески успешным синглом исполнительницы (не считая совместных) остаётся «Tenshi no Kyuusoku» (1999) с вокальными темами из сериала Starship Girl Yamamoto Yohko (1999), достигший строчки № 20 в еженедельном чарте компании Oricon и по общему числу реализованных копий превосходящий любые другие окуевские релизы данного типа. Из числа её альбомов лучший результат в хит-параде той же фирмы имел NEEI (2000), добравшийся до позиции № 11, но по суммарному количеству проданных экземпляров лидирует V-sit (1996).
На протяжении 1990-х годов работы Окуи следовали преимущественно в русле поп-музыки: с танцевальным или роковым уклоном; клавишными либо гитарными, реже саксофонными проигрышами; напористым вокалом, который варьировался от густого и басовитого до по-детски легкого и звонкого. На концертах артистка порой использовала группу подтанцовки (а в ряде номеров двигалась с ней синхронно) и всегда давала особую вольницу саксофону, позволяя ему солировать едва ли не в каждой песне. Постепенно всё сильнее кренясь в сторону рока, для лонгплеев Do-can (1998), NEEI (2000) и DEVOTION (2001) она записала несколько композиций в Лос-Анджелесе с аккомпанементом от местных профи: барабанщика Винни Колаюты, гитариста Майкла Ландау (оба топовые сессионщики), гитариста Стива Люкатера из ансамбля Toto и двух членов команды Mr. Big — басиста Билли Шихэна и гитариста Ричи Коцена. На последнем из перечисленных дисков саунд Окуи заметно погрубел и утяжелился, и с тех пор роковый тренд в творчестве певицы в основном превалировал. Уже к 2003 году гитары вытеснили из выступлений вокалистки фирменный саксофон, а к средине десятилетия она и её музыканты сменили сценический имидж на более агрессивный. Несмотря на это, поп- и танцевальные влияния не утратили актуальности для артистки, подчас доминируя на отдельных треках и альбомах; эпизодическая подтанцовка в её шоу тоже никуда не делась, а прежде простые наряды солистки даже стали изощрённей. Исполнявшийся ей по ходу карьеры репертуар Окуи в итоге описывает как j-pop и женский j-rock (последний противопоставляя традиционному хард-року). Гастролирует певица, как правило, по Японии, в частности давая в Токио мартовские концерты Birth Live в честь своего дня рождения. Тем не менее в 2010 и 2011 годах она проводила и зарубежные азиатские туры 〜Troubadour〜, посетив КНР (включая Гонконг), Южную Корею и Тайвань. Плюс от случая к случаю артистка поёт на аниме-мероприятиях в США, Европе и Латинской Америке.
В дополнение к вокальной работе, уже начиная с дебютного лонгплея Gyuu (1995) Окуи активно трудилась как текстовик и композитор, и в будущем её опора на собственные силы в сочинении песен лишь росла. На диске Do-can (1998) певица, к тому моменту и так делавшая значительную долю лирики для своих проектов, наконец выступила автором всех стихов, а на альбоме DEVOTION (2001) ей впервые не только полностью принадлежали слова, но и большая часть музыки. Благополучно обеспечивая материалом себя, она создавала его и для других артистов (всего их более 40, в том числе Йоко Исида, Нана Мизуки, Suara, Минори Тихара и Микуни Симокава). Некоторые из этих произведений Окуи в дальнейшем сама тоже записывала: одни треки добавляя в регулярные студийные лонгплеи и сборники из трилогии S-mode, а иные объединяя в тематические коллекции — Self Satisfaction (2009) и Self Satisfaction II (2011). Завершив в 2001 году сотрудничество с Тосиро Ябуки, под чьим руководством она ранее выпускала почти все диски, певица начиная с пластинки crossroad (2002) лично взялась за продюсирование своих релизов, издававшихся теперь непосредственно King Records. После выхода полноформатника ReBirth (2004) исполнительница прекратила отношения с данным лейблом и основала собственный — evolution, на котором появились её следующие восемь альбомов. Параллельно она занялась поиском и продюсированием молодых талантов, в связи с чем, например, проводила прослушивания в авторском радиошоу Okui Masami O-live. Так одной из протеже артистки стала Оми Томоэ. В 2011 году Окуи покинула evolution (ещё в 2007-м предприятие купила медиакомпания Dwango) и перешла под крыло рекорд-фирмы Lantis. С тех пор свои лонгплеи певица иногда продюсировала на пару с Сигэру Сайто или Сюндзи Иноуэ.
Помимо сольной карьеры, Окуи с 2003 года поёт в группе JAM Project, состоящей из артистов, которые специализируются на исполнении и сочинении песен для аниме, видеоигр и токусацу. При этом само присоединение певицы с лейбла King Records к ансамблю конкурирующего Lantis было для тогдашней анисон-индустрии шагом крайне прогрессивным. Однако вместо привычного лирического образа, в композициях упомянутого коллектива Окуи чаще свойственна роль метал-дивы, чествующей боевой дух и подвиги супергероев. В целом свою индивидуальную работу и деятельность в JAM Project она соотносит как инь и ян — выражение её мягкого женского и более грубого мужского начала соответственно. Проявляя себя в команде также как автор, Окуи в основном пишет среднетемповые и балладные номера, в частности, на её счету основная масса выпущенных группой эндингов к видеоиграм серии Super Robot Wars. Одновременно артистка регулярно выступает с ансамблем практически по всему миру, включая не самые очевидные гастрольные направления вроде Сан-Марино или Саудовской Аравии. Вдобавок, к радости исполнительницы, в число её коллег по коллективу входит фронтмен любимого ей с юности рок-бэнда Lazy Хиронобу Кагэяма. Через несколько месяцев после присоединения к JAM Project, она в том же 2003 году образовала с певицей Тихиро Ёнэкура недолговечный дуэт r.o.r/s, представивший в общей сложности два сингла и один альбом. Кроме активности на поприще шоу-бизнеса, Окуи в рамках деятельности своей компании Megami Project организует и проводит для публики медитации с поющими хрустальными чашами и автобусные туры по священным местам и местам силы. На этом фоне сингл «Ave Maria» (2020) артистка издала на собственном новом лейбле — Megami Project Records.
Популяризуя аниме-песню, Окуи в разные годы вела авторские программы на радио (Makkun E.B. Club, Masami Okui O-live) и телевидении (Tunes.), являлась соведущей телешоу M-VOICE и колумнистом журнала о японской анимации NewType. Начиная с 2003-го, она сотрудничала с музыкальным сервисом Animelo Mix, записывая для него рекламные треки и привлекая владельца сайта, фирму Dwango, в качестве спонсора собственных передач. В 2004 году организация обратилась к певице с идеей создать ивент, который под вывеской Animelo объединит анисон-исполнителей с различных лейблов. В то время выход артистов этого жанра за рамки проектов своих рекорд-компаний считался почти нереальным, однако Окуи, примкнув годом ранее к JAM Project, доказала обратное, а также обладала нужными Dwango авторитетом и связями в индустрии. Так в результате их партнёрства возник крупнейший в мире фестиваль аниме-песни — Animelo Summer Live (он же Anisama). Сама певица с тех пор стала регулярной и почётной участницей мероприятия, выступая на сцене сольно, в составе JAM Project и в дуэтах с новым поколением исполнительниц, таких как Нана Мизуки, Минори Тихара, May’n или Faylan. Наряду с этим, в первые годы фестиваля она была автором либо соавтором его тематических песен: «ONENESS» (2005/2014), «OUTRIDE» (2006), «Generation-A» (2007), «Yells» 〜It’s a beautiful life〜 (2008) и «RE:Bridge» 〜Return to Oneself〜 (2009), а в 2006-м на пару с Минами Курибаяси (называющей себя «адептом» Окуи), вела радиошоу Anisama Station, предварявшее второй сезон проекта.
Оценивая вклад певицы в анисон, музыкальный сайт Oricon описал её как первопроходца, принесшего в застоявшийся жанр рок-звучание и танцевальные веяния. Таким образом уже на старте карьеры, синглом «REINCARNATION» (1994), она заложила новый стиль аниме-песни, впредь активно развивая его, в том числе как текстовик, композитор и аранжировщик. Свойственные её лирике прямолинейный тон и маскулинные фразы, непосредственно отражавшие собственный характер Окуи; воодушевляющие концерты, заставлявшие обычно спокойных поклонников японской анимации фонтанировать эмоциями — всё это, согласно интернет-порталу, также являлось частью новаторского подхода артистки. Отдавая дань уважения личности и творчеству исполнительницы, несколько популярных японских вокалистов (среди них Минами Курибаяси, Харуко Момои, Минори Тихара, Йоко Исида, Мисато Аки и Suara) к 15-летию её сольной карьеры выпустили кавер-альбом под названием Tribute to Masami Okui 〜Buddy〜 (2008). В 2019 году сочинённые певицей слова для трека «Rondo-revolution» получили премию Heisei Anison Awards, отмечавшую наиболее выдающиеся аниме-песни периода Хэйсэй, то есть 30-летнего (с 1989 по 2019 год) правления императора Акихито. Стихи артистки вошли в тройку лучших за первое десятилетие — с 1989 по 1999 год (два других текста-победителя были написаны Ёсиюки Томино и Юкинондзё Мори для композиций «Turn A Turn» из сериала Turn A Gundam и «CHA-LA HEAD-CHA-LA» из Dragon Ball Z соответственно). В 2023 году Окуи отметила одновременно свой 55-й день рождения и 30-ю годовщину дебюта в статусе самостоятельной артистки. По этому поводу она провела первый после семилетнего перерыва концерт Birth Live, а также выпустила трёхдисковый сборник Mas“ami Okui”terpiece, для которого, в частности, заново спела опенинг сериала «Рубаки» (1995) «Get Along» (в оригинале исполнялся дуэтом с Мэгуми Хаясибарой) и тематическую песню Animelo Summer Live 2005 и 2014 годов — «ONENESS».
ДИСКОГРАФИЯ
Приведены оригинальные названия альбомов (если они на японском, то в скобках даны ромадзи).
Студийные альбомы
Gyuu (1995)V-sit (1996)Ma-KING (1997)Do-Can (1998)Her-Day (1999)NEEI (2000)DEVOTION (2001)crossroad (2002)angel's voice (2002) [EP]ReBirth (2004)Dragonfly (2005)God Speed (2006)evolution (2006)Masami Life (2007)Akasha (2009)i-magination (2010)Love Axel (2012)SYMBOLIC BRIDE (2015)HAPPY END (2018)11 -elevens- (2021)
Кавер-альбомы
На альбомах серии Self Satisfaction Окуи исполняет песни, написанные ей для других артистов.
マサミコブシ (Masami Kobushi) (2003)Self Satisfaction (2009)Self Satisfaction II (2011)マサミコブシ ~歌謡曲編~ (Masami Kobushi ~Kayoukyoku-hen~) (2023)
Концертные альбомы
BEST-EST (1999)Li-Book 2000 (2000)
Сборники
В компиляциях серии S-mode есть новые треки — песни, написанные Окуи для других артистов.
S-mode #1 (2001)S-mode #2 (2004)S-mode #3 (2005)大奥 (Ooku) (2008)Mas“ami Okui”terpiece (2023)
Синглы
Указаны оригинальные названия песен (если они на японском, то в скобках даны ромадзи) и аниме, в которых они прозвучали. Сторона «А» синглов обычно служит опенингом проекта, в то время как сторона «Б» — эндингом или песней персонажа, реже — темой из другого аниме. В таких случаях приведены обе стороны сингла (через слэш). Отдельно помечены моменты, когда Окуи является не только исполнительницей, но и автором слов и (или) музыки.
誰よりもずっと… («Dare yori mo zutto...») — опенинг Girl from Phantasia, OVA (1993)夢にこんにちは〜ウィロータウン物語〜 («Yume ni Konnichiwa -Tanoshii Willow Town-»)/リバプールへおいで («Liverpool e Oide») — опенинг/эндинг Tanoshii Willow Town, TV (1993)«I Was Born To Fall in Love»/«Full Up Mind» — опенинг и эндинг Compiler, OVA (1994)«Reincarnation»/両手いっぱいの夢 («Ryoute Ippai no Yume»), аранж. Окуи — опенинг/песня персонажа к Tekkaman Blade II, OVA (1994)«My Jolly Days»/«Beats the band» — опенинг/внутрисюжетная песня из Ghost Sweeper Mikami (1994)«It's DESTINY» -やっと巡り会えた- («It's Destiny» -Yatto Meguri Aeta-)/Live alone 千年たっても («Live Alone Sennen Tatte mo»), сл. Окуи — первый/второй эндинги Tekkaman Blade II, OVA (1994)«Get Along»/«KUJIKENAIKARA!», муз. Окуи — опенинг/эндинг (дуэты с Мэгуми Хаясибарой) из «Рубаки», ТВ (1995)«Mask», сл. и муз. Окуи — эндинг (дуэт с Касуми Мацумурой) Sorcerer Hunters, TV (1995)«Shake It», сл. и муз. Окуи/«Lonely soul», сл. Окуи — опенинг/эндинг Starship Girl Yamamoto Yohko, OVA (1996)邪魔はさせない («Jama wa Sasenai»), сл. Окуи; муз. Окуи в соавт. — эндинг «Рубаки Некст», ТВ (1996)«Naked Mind», сл. Окуи/虹のように («Niji no yo ni»), сл. и муз. Окуи — опенинг и эндинг радиопостановки Slayers N►EX (1996)«J», сл. Окуи/«Spirit of the Globe», сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Jungle de Ikou!, OVA (1997)輪舞-revolution («Rondo-revolution»), сл. Окуи — опенинг к «Юная революционерка Утэна», ТВ (1997)そうだ、ぜったい。 («Souda, zettai»), сл. Окуи — опенинг Starship Girl Yamamoto Yohko II, OAV (1997)«Birth», сл. Окуи; муз. Окуи в соавт. /太陽の花 («Taiyo no Hana»), сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Cyber Team in Akihabara, TV (1998)朱-AKA- («Shu» -Aka-), сл. Окуи/恋しましょ ねばりましょ («Koishimasho Nebarimasho»), сл. Окуи — внутрисюжетные песни из Cyber Team in Akihabara, TV (1998)«Never Die», сл. Окуи/なりたい («Naritai»), сл. Окуи — эндинг/песня персонажа к «Превосходные Рубаки», OVA (1998)«Key», сл. Окуи — опенинг радиопостановки Cyber Team in Akihabara (1999)天使の休息 («Tenshi no Kyuusoku»), сл. Окуи/ルルル («Ru-ru-ru»), сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Starship Girl Yamamoto Yohko, TV (1999)«Labyrinth», сл. Окуи/時に愛は («Toki ni Ai wa»), сл. Окуи — песня персонажа к Cyber Team in Akihabara 2011 Summer Variations/внутрисюжетная песня из Revolutionary Girl Utena: The Movie (1999)それは突然やってくる («Sore wa Totsuzen Yattekuru»), сл. Окуи/«Eternal Promise» [DECK ver.] — обычный сингл/внутрисюжетная песня из Starship Girl Yamamoto Yohko, TV (1999)«Only One, No. 1», сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat, TV (1999)«Over The End», сл. Окуи — тема передачи M-VOICE» на TV Osaka (2000)«Turning Point», сл. Окуи — тема передачи Tokyo Slang на Fuji TV (2000)«Cutie», сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat Summer Special 2000, TV Special (2000)«Just Do It», сл. Окуи — тема передачи Express на TBS (2000)空にかける橋 («Sora ni Kakeru Hashi»), сл. и муз. Окуи/«I'd Love You To Touch Me», сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Tales of Eternia: The Animation (2001)女神になりたい 〜for a yours〜 («Megami ni Naritai» 〜for a yours〜), сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat Ohanami Special, Di Gi Charat Christmas Special и Di Gi Charat Natsuyasumi Special и Di Gi Charat Tsuyu Special, TV Specials (2001)«Shuffle», сл. Окуи/あの日の午後 («Ano Hi no Gogo»), сл. Окуи — опенинг/эндинг Yu-Gi-Oh! Duel Monsters, TV (2001)«Deportation» 〜but, never too late〜, сл. и муз. Окуи — тема передачи Konya wa Pune Pune на NTV (2001)«Happy Place», сл. и муз. Окуи — обычный сингл (2002)«Second Impact», сл. Окуи/«Pure», сл. Окуи — рекламная тема портала Animelo Mix/эндинг радиопередачи RADIO Animelo Mix (2003)«Olive», сл. и муз. Окуи — рекламная тема портала Animelo Mix, эндинг программы Anime TV, опенинг радиошоу Okui Masami O-live (2004)«Trust», сл. и муз. Окуи/«A confession of TOKIO», сл. Окуи — опенинг He Is My Master, TV/рекламная тема портала Animelo Mix (2005)蜜 -mitsu-, сл. и муз. Окуи — опенинг DVD-сериала RAY и эндинг программы Anime TV (2006)«Zero -G-», сл. Окуи/«Gift», сл. и муз. Окуи — опенинг Ray: The Animation, TV/тема DVD-сериала Gift (2006)«Wild Spice», сл. Окуи — опенинг Ramen Fighter Miki, TV (2006)«Remote Viewing», сл. Окуи — опенинг визуальной новеллы Routes для PlayStation 2 и PSP (2007)«It's My Life», сл. Окуи — рекламная песня Iromelo Mix (2007)«Ring», сл. Окуи — опенинг дорамы Jikuu Keisatsu Wecker Sigma (2007)«Insanity», сл. Окуи /«Total Eclipse», сл. Окуи — опенинг/эндинг визуальной новеллы Muv-Luv Alternative Total Eclipse AVN (2007)«Melted Snow», сл. и муз. Окуи — опенинг визуальной новеллы Fuyu no Rondo (2008)«Starting Over», сл. и муз. Окуи — опенинг видеоигры Final Approach 2 〜1st priority〜 Portable для PSP (2009)«Miracle Upper WL», сл. и муз. Окуи — опенинг (дуэт с May'n) Ontama!, ONA (2009)«Sparking» сл. Окуи/«No Dream, No Life», сл. Окуи — Dream Party Memorial CD vol. 5: темы персонажей для выставки аниме-героев Dream Party (2009)恋華大乱 («Renka Tairan») — опенинг Shin Koihime Musou Otome Tairan, TV (2010)«Good-bye crisis» — опенинг визуальной новеллы Hello, good-bye (2010)ソラノウタ («Sora no Uta»), сл. Окуи — второй эндинг Horizon on the Middle of Nowhere II, TV (2012)宝箱 -TREASURE BOX- («Takarabako» -TREASURE BOX-), сл. Окуи — второй опенинг SHIROBAKO, TV (2015)イノセントバブル («Innocent Bubble»), сл. Окуи — сингл к 25-летию карьеры Окуи (2017)ソフィア («Sophia»), сл. и муз. Окуи — эндинг Garo -Vanishing Line-, TV (2017)Blood Blade -光と闇の彼方に- («Blood Blade» -Beyond the light and darkness-), сл. и муз. Окуи — музыкальная тема видеоигры Langrisser Re:Incarnation -Tensei- для Nintendo 3DS и рекламная тема Langrisser Mobile (2019)«Ave Maria» — обычный сингл, интерпретация произведения Джулио Каччини (2020)«One My Little Star» — песня (дуэт с mino) для мобильной ритм-игры Maika Fantasia (2021)曖昧さ、幸福論 («Aimaisa, kofukuron»), сл. Окуи — опенинг Reiwa no Di Gi Charat, TV (2022)«Prayer» — песня для мобильной ритм-игры Maika Fantasia (2023)«God Knows...» — кавер-версия песни из «Меланхолия Харухи Судзумии», ТВ (оригинальный исполнитель — Ая Хирано) для кавер-проекта CrosSing - Music & Voice (2023)
Видеоальбомы
Ma-KING Concert ’97 (1997)Do-can diary (1999)A-Day (1999)Live in Hibiya -no cut- (1999)B-Day (2000)document '00 (2000)Birth Live '01 (2001)С-Day (2001)Live Devotion (2002)V-mode -10th Anniversary- (2003)GIGS 2004 ReBirth (2004)GIGS 2005 Dragonfly (2005)GIGS 2006 GodSpeed (2006)GIGS 2006 evolution (2007)GIGS 2007 Masami Life (2009)
КАРЬЕРА
Исполнительница родилась в городе Итами, а детство провела в Осаке, с малых лет осваивая фортепиано. Будучи школьницей, она увлеклась рок- и поп-музыкой, особенно впечатлившись творчеством ансамбля Lazy, певиц Юми Мацутои и Марии Такеути. В этот же период Окуи играла на клавишных в группе своего друга и неоднократно пыталась стать участницей телеконкурса талантов Star Tanjo!, но каждый раз проваливалась в ходе предварительного отбора. Поступив затем в Осакский университет искусств, девушка вскоре бросила обучение и переехала в Токио, чтобы начать карьеру в шоу-бизнесе. В 1989 году она получила место бэк-вокалистки в аккомпанирующей группе Юки Саито, позднее работая также с Томоё Харадой и дуэтом Wink, а с 1990-го на протяжении четырёх лет выступала с Мацутоей как хористка и член подтанцовки. Наконец в 1993-м Окуи дебютировала сольно на лейбле Starchild (анисон-подразделение King Records) с песней «Dare yori mo zutto...», послужившей эндингом для 30-минутного аниме Girl from Phantasia. Записав ещё десяток подобных треков, в частности, спев все вступительные и заключительные темы для мультсериала Tekkaman Blade II (1994), артистка выпустила свой первый лонгплей, Gyuu (1995), который сама же и спродюсировала. С тех пор её дискография непрерывно пополнялась и к 2023 году насчитывает 24 студийных и два концертных альбома, пять компиляции, свыше 50 синглов и 15 видеоальбомов.
Аналогично ранним композициям Окуи, многие её последующие номера создавались специально для анимационных произведений и сопровождали, например, такие любимые публикой рисованные проекты как «Рубаки» (1995), «Рубаки Некст» (1996), Magic User's Club (1996), «Превосходные Рубаки» (1998), Di Gi Charat (1999), Yu-Gi-Oh! Duel Monsters (2000), Tales of Eternia: The Animation (2001), He Is My Master (2005), Horizon in the Middle of Nowhere II (2012), Shirobako (2014) и Reiwa no Di Gi Charat (2022). Среди десятков подобных песен своеобразной визитной карточкой певицы является «Rondo-revolution», звучавшая в сериале «Юная революционерка Утэна» (1997) и полнометражке Adolescence of Utena (1999). Этот хит артистка поёт почти при любом выходе на сцену, иногда в характерном мундире с эполетами, отсылающем к униформе главной героини двух вышеназванных аниме — Утэны Тендзё. Между тем самым коммерчески успешным синглом исполнительницы (не считая совместных) остаётся «Tenshi no Kyuusoku» (1999) с вокальными темами из сериала Starship Girl Yamamoto Yohko (1999), достигший строчки № 20 в еженедельном чарте компании Oricon и по общему числу реализованных копий превосходящий любые другие окуевские релизы данного типа. Из числа её альбомов лучший результат в хит-параде той же фирмы имел NEEI (2000), добравшийся до позиции № 11, но по суммарному количеству проданных экземпляров лидирует V-sit (1996).
На протяжении 1990-х годов работы Окуи следовали преимущественно в русле поп-музыки: с танцевальным или роковым уклоном; клавишными либо гитарными, реже саксофонными проигрышами; напористым вокалом, который варьировался от густого и басовитого до по-детски легкого и звонкого. На концертах артистка порой использовала группу подтанцовки (а в ряде номеров двигалась с ней синхронно) и всегда давала особую вольницу саксофону, позволяя ему солировать едва ли не в каждой песне. Постепенно всё сильнее кренясь в сторону рока, для лонгплеев Do-can (1998), NEEI (2000) и DEVOTION (2001) она записала несколько композиций в Лос-Анджелесе с аккомпанементом от местных профи: барабанщика Винни Колаюты, гитариста Майкла Ландау (оба топовые сессионщики), гитариста Стива Люкатера из ансамбля Toto и двух членов команды Mr. Big — басиста Билли Шихэна и гитариста Ричи Коцена. На последнем из перечисленных дисков саунд Окуи заметно погрубел и утяжелился, и с тех пор роковый тренд в творчестве певицы в основном превалировал. Уже к 2003 году гитары вытеснили из выступлений вокалистки фирменный саксофон, а к средине десятилетия она и её музыканты сменили сценический имидж на более агрессивный. Несмотря на это, поп- и танцевальные влияния не утратили актуальности для артистки, подчас доминируя на отдельных треках и альбомах; эпизодическая подтанцовка в её шоу тоже никуда не делась, а прежде простые наряды солистки даже стали изощрённей. Исполнявшийся ей по ходу карьеры репертуар Окуи в итоге описывает как j-pop и женский j-rock (последний противопоставляя традиционному хард-року). Гастролирует певица, как правило, по Японии, в частности давая в Токио мартовские концерты Birth Live в честь своего дня рождения. Тем не менее в 2010 и 2011 годах она проводила и зарубежные азиатские туры 〜Troubadour〜, посетив КНР (включая Гонконг), Южную Корею и Тайвань. Плюс от случая к случаю артистка поёт на аниме-мероприятиях в США, Европе и Латинской Америке.
В дополнение к вокальной работе, уже начиная с дебютного лонгплея Gyuu (1995) Окуи активно трудилась как текстовик и композитор, и в будущем её опора на собственные силы в сочинении песен лишь росла. На диске Do-can (1998) певица, к тому моменту и так делавшая значительную долю лирики для своих проектов, наконец выступила автором всех стихов, а на альбоме DEVOTION (2001) ей впервые не только полностью принадлежали слова, но и большая часть музыки. Благополучно обеспечивая материалом себя, она создавала его и для других артистов (всего их более 40, в том числе Йоко Исида, Нана Мизуки, Suara, Минори Тихара и Микуни Симокава). Некоторые из этих произведений Окуи в дальнейшем сама тоже записывала: одни треки добавляя в регулярные студийные лонгплеи и сборники из трилогии S-mode, а иные объединяя в тематические коллекции — Self Satisfaction (2009) и Self Satisfaction II (2011). Завершив в 2001 году сотрудничество с Тосиро Ябуки, под чьим руководством она ранее выпускала почти все диски, певица начиная с пластинки crossroad (2002) лично взялась за продюсирование своих релизов, издававшихся теперь непосредственно King Records. После выхода полноформатника ReBirth (2004) исполнительница прекратила отношения с данным лейблом и основала собственный — evolution, на котором появились её следующие восемь альбомов. Параллельно она занялась поиском и продюсированием молодых талантов, в связи с чем, например, проводила прослушивания в авторском радиошоу Okui Masami O-live. Так одной из протеже артистки стала Оми Томоэ. В 2011 году Окуи покинула evolution (ещё в 2007-м предприятие купила медиакомпания Dwango) и перешла под крыло рекорд-фирмы Lantis. С тех пор свои лонгплеи певица иногда продюсировала на пару с Сигэру Сайто или Сюндзи Иноуэ.
Помимо сольной карьеры, Окуи с 2003 года поёт в группе JAM Project, состоящей из артистов, которые специализируются на исполнении и сочинении песен для аниме, видеоигр и токусацу. При этом само присоединение певицы с лейбла King Records к ансамблю конкурирующего Lantis было для тогдашней анисон-индустрии шагом крайне прогрессивным. Однако вместо привычного лирического образа, в композициях упомянутого коллектива Окуи чаще свойственна роль метал-дивы, чествующей боевой дух и подвиги супергероев. В целом свою индивидуальную работу и деятельность в JAM Project она соотносит как инь и ян — выражение её мягкого женского и более грубого мужского начала соответственно. Проявляя себя в команде также как автор, Окуи в основном пишет среднетемповые и балладные номера, в частности, на её счету основная масса выпущенных группой эндингов к видеоиграм серии Super Robot Wars. Одновременно артистка регулярно выступает с ансамблем практически по всему миру, включая не самые очевидные гастрольные направления вроде Сан-Марино или Саудовской Аравии. Вдобавок, к радости исполнительницы, в число её коллег по коллективу входит фронтмен любимого ей с юности рок-бэнда Lazy Хиронобу Кагэяма. Через несколько месяцев после присоединения к JAM Project, она в том же 2003 году образовала с певицей Тихиро Ёнэкура недолговечный дуэт r.o.r/s, представивший в общей сложности два сингла и один альбом. Кроме активности на поприще шоу-бизнеса, Окуи в рамках деятельности своей компании Megami Project организует и проводит для публики медитации с поющими хрустальными чашами и автобусные туры по священным местам и местам силы. На этом фоне сингл «Ave Maria» (2020) артистка издала на собственном новом лейбле — Megami Project Records.
Популяризуя аниме-песню, Окуи в разные годы вела авторские программы на радио (Makkun E.B. Club, Masami Okui O-live) и телевидении (Tunes.), являлась соведущей телешоу M-VOICE и колумнистом журнала о японской анимации NewType. Начиная с 2003-го, она сотрудничала с музыкальным сервисом Animelo Mix, записывая для него рекламные треки и привлекая владельца сайта, фирму Dwango, в качестве спонсора собственных передач. В 2004 году организация обратилась к певице с идеей создать ивент, который под вывеской Animelo объединит анисон-исполнителей с различных лейблов. В то время выход артистов этого жанра за рамки проектов своих рекорд-компаний считался почти нереальным, однако Окуи, примкнув годом ранее к JAM Project, доказала обратное, а также обладала нужными Dwango авторитетом и связями в индустрии. Так в результате их партнёрства возник крупнейший в мире фестиваль аниме-песни — Animelo Summer Live (он же Anisama). Сама певица с тех пор стала регулярной и почётной участницей мероприятия, выступая на сцене сольно, в составе JAM Project и в дуэтах с новым поколением исполнительниц, таких как Нана Мизуки, Минори Тихара, May’n или Faylan. Наряду с этим, в первые годы фестиваля она была автором либо соавтором его тематических песен: «ONENESS» (2005/2014), «OUTRIDE» (2006), «Generation-A» (2007), «Yells» 〜It’s a beautiful life〜 (2008) и «RE:Bridge» 〜Return to Oneself〜 (2009), а в 2006-м на пару с Минами Курибаяси (называющей себя «адептом» Окуи), вела радиошоу Anisama Station, предварявшее второй сезон проекта.
Оценивая вклад певицы в анисон, музыкальный сайт Oricon описал её как первопроходца, принесшего в застоявшийся жанр рок-звучание и танцевальные веяния. Таким образом уже на старте карьеры, синглом «REINCARNATION» (1994), она заложила новый стиль аниме-песни, впредь активно развивая его, в том числе как текстовик, композитор и аранжировщик. Свойственные её лирике прямолинейный тон и маскулинные фразы, непосредственно отражавшие собственный характер Окуи; воодушевляющие концерты, заставлявшие обычно спокойных поклонников японской анимации фонтанировать эмоциями — всё это, согласно интернет-порталу, также являлось частью новаторского подхода артистки. Отдавая дань уважения личности и творчеству исполнительницы, несколько популярных японских вокалистов (среди них Минами Курибаяси, Харуко Момои, Минори Тихара, Йоко Исида, Мисато Аки и Suara) к 15-летию её сольной карьеры выпустили кавер-альбом под названием Tribute to Masami Okui 〜Buddy〜 (2008). В 2019 году сочинённые певицей слова для трека «Rondo-revolution» получили премию Heisei Anison Awards, отмечавшую наиболее выдающиеся аниме-песни периода Хэйсэй, то есть 30-летнего (с 1989 по 2019 год) правления императора Акихито. Стихи артистки вошли в тройку лучших за первое десятилетие — с 1989 по 1999 год (два других текста-победителя были написаны Ёсиюки Томино и Юкинондзё Мори для композиций «Turn A Turn» из сериала Turn A Gundam и «CHA-LA HEAD-CHA-LA» из Dragon Ball Z соответственно). В 2023 году Окуи отметила одновременно свой 55-й день рождения и 30-ю годовщину дебюта в статусе самостоятельной артистки. По этому поводу она провела первый после семилетнего перерыва концерт Birth Live, а также выпустила трёхдисковый сборник Mas“ami Okui”terpiece, для которого, в частности, заново спела опенинг сериала «Рубаки» (1995) «Get Along» (в оригинале исполнялся дуэтом с Мэгуми Хаясибарой) и тематическую песню Animelo Summer Live 2005 и 2014 годов — «ONENESS».
ДИСКОГРАФИЯ
Приведены оригинальные названия альбомов (если они на японском, то в скобках даны ромадзи).
Студийные альбомы
Gyuu (1995)V-sit (1996)Ma-KING (1997)Do-Can (1998)Her-Day (1999)NEEI (2000)DEVOTION (2001)crossroad (2002)angel's voice (2002) [EP]ReBirth (2004)Dragonfly (2005)God Speed (2006)evolution (2006)Masami Life (2007)Akasha (2009)i-magination (2010)Love Axel (2012)SYMBOLIC BRIDE (2015)HAPPY END (2018)11 -elevens- (2021)
Кавер-альбомы
На альбомах серии Self Satisfaction Окуи исполняет песни, написанные ей для других артистов.
マサミコブシ (Masami Kobushi) (2003)Self Satisfaction (2009)Self Satisfaction II (2011)マサミコブシ ~歌謡曲編~ (Masami Kobushi ~Kayoukyoku-hen~) (2023)
Концертные альбомы
BEST-EST (1999)Li-Book 2000 (2000)
Сборники
В компиляциях серии S-mode есть новые треки — песни, написанные Окуи для других артистов.
S-mode #1 (2001)S-mode #2 (2004)S-mode #3 (2005)大奥 (Ooku) (2008)Mas“ami Okui”terpiece (2023)
Синглы
Указаны оригинальные названия песен (если они на японском, то в скобках даны ромадзи) и аниме, в которых они прозвучали. Сторона «А» синглов обычно служит опенингом проекта, в то время как сторона «Б» — эндингом или песней персонажа, реже — темой из другого аниме. В таких случаях приведены обе стороны сингла (через слэш). Отдельно помечены моменты, когда Окуи является не только исполнительницей, но и автором слов и (или) музыки.
誰よりもずっと… («Dare yori mo zutto...») — опенинг Girl from Phantasia, OVA (1993)夢にこんにちは〜ウィロータウン物語〜 («Yume ni Konnichiwa -Tanoshii Willow Town-»)/リバプールへおいで («Liverpool e Oide») — опенинг/эндинг Tanoshii Willow Town, TV (1993)«I Was Born To Fall in Love»/«Full Up Mind» — опенинг и эндинг Compiler, OVA (1994)«Reincarnation»/両手いっぱいの夢 («Ryoute Ippai no Yume»), аранж. Окуи — опенинг/песня персонажа к Tekkaman Blade II, OVA (1994)«My Jolly Days»/«Beats the band» — опенинг/внутрисюжетная песня из Ghost Sweeper Mikami (1994)«It's DESTINY» -やっと巡り会えた- («It's Destiny» -Yatto Meguri Aeta-)/Live alone 千年たっても («Live Alone Sennen Tatte mo»), сл. Окуи — первый/второй эндинги Tekkaman Blade II, OVA (1994)«Get Along»/«KUJIKENAIKARA!», муз. Окуи — опенинг/эндинг (дуэты с Мэгуми Хаясибарой) из «Рубаки», ТВ (1995)«Mask», сл. и муз. Окуи — эндинг (дуэт с Касуми Мацумурой) Sorcerer Hunters, TV (1995)«Shake It», сл. и муз. Окуи/«Lonely soul», сл. Окуи — опенинг/эндинг Starship Girl Yamamoto Yohko, OVA (1996)邪魔はさせない («Jama wa Sasenai»), сл. Окуи; муз. Окуи в соавт. — эндинг «Рубаки Некст», ТВ (1996)«Naked Mind», сл. Окуи/虹のように («Niji no yo ni»), сл. и муз. Окуи — опенинг и эндинг радиопостановки Slayers N►EX (1996)«J», сл. Окуи/«Spirit of the Globe», сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Jungle de Ikou!, OVA (1997)輪舞-revolution («Rondo-revolution»), сл. Окуи — опенинг к «Юная революционерка Утэна», ТВ (1997)そうだ、ぜったい。 («Souda, zettai»), сл. Окуи — опенинг Starship Girl Yamamoto Yohko II, OAV (1997)«Birth», сл. Окуи; муз. Окуи в соавт. /太陽の花 («Taiyo no Hana»), сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Cyber Team in Akihabara, TV (1998)朱-AKA- («Shu» -Aka-), сл. Окуи/恋しましょ ねばりましょ («Koishimasho Nebarimasho»), сл. Окуи — внутрисюжетные песни из Cyber Team in Akihabara, TV (1998)«Never Die», сл. Окуи/なりたい («Naritai»), сл. Окуи — эндинг/песня персонажа к «Превосходные Рубаки», OVA (1998)«Key», сл. Окуи — опенинг радиопостановки Cyber Team in Akihabara (1999)天使の休息 («Tenshi no Kyuusoku»), сл. Окуи/ルルル («Ru-ru-ru»), сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Starship Girl Yamamoto Yohko, TV (1999)«Labyrinth», сл. Окуи/時に愛は («Toki ni Ai wa»), сл. Окуи — песня персонажа к Cyber Team in Akihabara 2011 Summer Variations/внутрисюжетная песня из Revolutionary Girl Utena: The Movie (1999)それは突然やってくる («Sore wa Totsuzen Yattekuru»), сл. Окуи/«Eternal Promise» [DECK ver.] — обычный сингл/внутрисюжетная песня из Starship Girl Yamamoto Yohko, TV (1999)«Only One, No. 1», сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat, TV (1999)«Over The End», сл. Окуи — тема передачи M-VOICE» на TV Osaka (2000)«Turning Point», сл. Окуи — тема передачи Tokyo Slang на Fuji TV (2000)«Cutie», сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat Summer Special 2000, TV Special (2000)«Just Do It», сл. Окуи — тема передачи Express на TBS (2000)空にかける橋 («Sora ni Kakeru Hashi»), сл. и муз. Окуи/«I'd Love You To Touch Me», сл. и муз. Окуи — опенинг/эндинг Tales of Eternia: The Animation (2001)女神になりたい 〜for a yours〜 («Megami ni Naritai» 〜for a yours〜), сл. Окуи — опенинг Di Gi Charat Ohanami Special, Di Gi Charat Christmas Special и Di Gi Charat Natsuyasumi Special и Di Gi Charat Tsuyu Special, TV Specials (2001)«Shuffle», сл. Окуи/あの日の午後 («Ano Hi no Gogo»), сл. Окуи — опенинг/эндинг Yu-Gi-Oh! Duel Monsters, TV (2001)«Deportation» 〜but, never too late〜, сл. и муз. Окуи — тема передачи Konya wa Pune Pune на NTV (2001)«Happy Place», сл. и муз. Окуи — обычный сингл (2002)«Second Impact», сл. Окуи/«Pure», сл. Окуи — рекламная тема портала Animelo Mix/эндинг радиопередачи RADIO Animelo Mix (2003)«Olive», сл. и муз. Окуи — рекламная тема портала Animelo Mix, эндинг программы Anime TV, опенинг радиошоу Okui Masami O-live (2004)«Trust», сл. и муз. Окуи/«A confession of TOKIO», сл. Окуи — опенинг He Is My Master, TV/рекламная тема портала Animelo Mix (2005)蜜 -mitsu-, сл. и муз. Окуи — опенинг DVD-сериала RAY и эндинг программы Anime TV (2006)«Zero -G-», сл. Окуи/«Gift», сл. и муз. Окуи — опенинг Ray: The Animation, TV/тема DVD-сериала Gift (2006)«Wild Spice», сл. Окуи — опенинг Ramen Fighter Miki, TV (2006)«Remote Viewing», сл. Окуи — опенинг визуальной новеллы Routes для PlayStation 2 и PSP (2007)«It's My Life», сл. Окуи — рекламная песня Iromelo Mix (2007)«Ring», сл. Окуи — опенинг дорамы Jikuu Keisatsu Wecker Sigma (2007)«Insanity», сл. Окуи /«Total Eclipse», сл. Окуи — опенинг/эндинг визуальной новеллы Muv-Luv Alternative Total Eclipse AVN (2007)«Melted Snow», сл. и муз. Окуи — опенинг визуальной новеллы Fuyu no Rondo (2008)«Starting Over», сл. и муз. Окуи — опенинг видеоигры Final Approach 2 〜1st priority〜 Portable для PSP (2009)«Miracle Upper WL», сл. и муз. Окуи — опенинг (дуэт с May'n) Ontama!, ONA (2009)«Sparking» сл. Окуи/«No Dream, No Life», сл. Окуи — Dream Party Memorial CD vol. 5: темы персонажей для выставки аниме-героев Dream Party (2009)恋華大乱 («Renka Tairan») — опенинг Shin Koihime Musou Otome Tairan, TV (2010)«Good-bye crisis» — опенинг визуальной новеллы Hello, good-bye (2010)ソラノウタ («Sora no Uta»), сл. Окуи — второй эндинг Horizon on the Middle of Nowhere II, TV (2012)宝箱 -TREASURE BOX- («Takarabako» -TREASURE BOX-), сл. Окуи — второй опенинг SHIROBAKO, TV (2015)イノセントバブル («Innocent Bubble»), сл. Окуи — сингл к 25-летию карьеры Окуи (2017)ソフィア («Sophia»), сл. и муз. Окуи — эндинг Garo -Vanishing Line-, TV (2017)Blood Blade -光と闇の彼方に- («Blood Blade» -Beyond the light and darkness-), сл. и муз. Окуи — музыкальная тема видеоигры Langrisser Re:Incarnation -Tensei- для Nintendo 3DS и рекламная тема Langrisser Mobile (2019)«Ave Maria» — обычный сингл, интерпретация произведения Джулио Каччини (2020)«One My Little Star» — песня (дуэт с mino) для мобильной ритм-игры Maika Fantasia (2021)曖昧さ、幸福論 («Aimaisa, kofukuron»), сл. Окуи — опенинг Reiwa no Di Gi Charat, TV (2022)«Prayer» — песня для мобильной ритм-игры Maika Fantasia (2023)«God Knows...» — кавер-версия песни из «Меланхолия Харухи Судзумии», ТВ (оригинальный исполнитель — Ая Хирано) для кавер-проекта CrosSing - Music & Voice (2023)
Видеоальбомы
Ma-KING Concert ’97 (1997)Do-can diary (1999)A-Day (1999)Live in Hibiya -no cut- (1999)B-Day (2000)document '00 (2000)Birth Live '01 (2001)С-Day (2001)Live Devotion (2002)V-mode -10th Anniversary- (2003)GIGS 2004 ReBirth (2004)GIGS 2005 Dragonfly (2005)GIGS 2006 GodSpeed (2006)GIGS 2006 evolution (2007)GIGS 2007 Masami Life (2009)
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Описание услуг
Подробнее
Подробнее