Россия, г. Санкт-Петербург — г. Москва. За почти три десятка лет «АукцЫон», образец отечественной музыкальной самобытности
Россия, г. Санкт-Петербург — г. Москва. За почти три десятка лет «АукцЫон», образец отечественной музыкальной самобытности, прошел путь поистине удивительный. От балаганных выступлений на убитых вдребезги инструментах, после которых редкая публика не морщила нос и не называла музыкантов «шутами гороховыми», до сотрудничества с мировыми классиками аван-джаза.
Эта грандиозная группа существует почти 30 лет. Чтобы понять, почему ее называют грандиозной, следует сходить на концерт, каждый из которых отличается от предыдущего, даже если предыдущий был вчера. Как известно, любой коллектив играет на концертах ту или иную "программу", которая для "АукцЫона" - лишь канва, необходимая для того, чтобы вернуться из фантастического экстаза, в котором, закрыв глаза и обливаясь потом, музыканты ведут нас за собой в те пределы, где звучит великая музыка.
История коллектива началась в 1978 году, когда 15-летний Леонид Фёдоров уговорил одноклассников создать группу «Фаэтон». Далее следовали репетиции в гаражах и короткие выступления в студенческих клубах, постоянные трения и пертурбации в составе. К своему «настоящему» сценическому дебюту группа обзавелась всем-известнЫм-названием (нет-нет, просто «Аукцион», без орфографической провокации) и вступила, в одной связке с БГ со товарищи, в Ленинградский рок-клуб.
Середина 80-х стала для «АукцЫона» периодом «выстраивания имиджа». Абсурдное вокальное трио (грассирующий Федоров, Олег Гаркуша, визитная карточка «Ы», человек-театр, и волшебный тенор Сергея Рогожина) вкупе с двумя саксофонами, перкуссией, гитарами производили на публику неизгладимое впечатление. Увидели свет две концертные программы, обозначенные в дискографии группы: «Вернись в Сорренто» и «Как я стал предателем» (процессу превращения в альбомы они подверглись значительно позже). Постепенно появились костюмы и сценография, буква «Ы» (с подачи по-сей-день барабанщика Бориса Шавейникова), пугающая и чарующая манерность. Концерты — в том числе и «по Европам» (вспоминается скалозубое «Мы поехали в Европу показать ей наши… песни») — напоминали сюрреалистические театральные постановки.
В 1991-м в подвешенной к знаку вопроса стране вышел выдающийся (для своего времени) альбом «Бодун». Откровенный, красивый, необычный, пронизанный теплыми джаз-роковыми соло гитары и саксофона, ска-энергетикой, свежим импровизационным звуком. Эксперименты (за что и любим) продолжились в сотрудничестве — в дружбе! — с музыкантом и художником Алексеем Хвостенко. Так появился «Чайник вина» (1992), насквозь пробранный фольклорными мотивами и богемным духом парижской диссидентской тусовки. В Доме журналистов на Невском проспекте в СПб родились шаманские «Верпования» (изданы в 2001 г.). А потом была «Птица» — обласканная всеми, самая «доходчивая» и выглаженная с точки зрения саунд-дизайна запись. Если угодно, самая западная (куда роднее в этом плане «непричесанный» звук последнего, 2007 года, альбома, сыгранного на треть — по количеству голов, но не по вкладу — американцами). А затем — вновь Хвост, неповторимо хрипатый, в волнующих мелодиях «музыки сфер», которая — теперь, руками и головами «Ы», — сама услышала Велимира Хлебникова. «Жилец вершин» стал тем эталоном, коему место во всемирном музее «Загадочной русской души».
Конец ХХ века, казалось, застал группу разбитой на отдельные творческие единицы. Концерты и интервью сошли на нет. Николай «Колик» Рубанов основал собственный коллектив, Леонид «Леня» Федоров записал потрясающий акустический сольный диск «Четыресполовинойтонны» и «открыл» публике мосье Шнурова.. А в 2005 умер перкуссионист Павел Литвинов. Сработавшись-слившись с Волковым и Курашовым, Леня с головой погрузился в творчество-на-стороне, выпустив множество записей в одиночку, но чаще — с «ВолковТрио». (ВолковТрио)
В августе 2019 года стало известно, что «АукцЫон» записывает новый альбом в студии «Мосфильма» параллельно с неназванным сольным проектом Леонида Фёдорова. Релиз пластинки, получившей название «Мечты», состоялся 24 апреля 2020 года. Первым синглом с альбома стала песня «Тиша», опубликованная 4 апреля. Вторым — титульная композиция «Мечты», появившаяся 14 апреля. На обе песни были сняты клипы
Состав
Леонид Фёдоров — вокал, электрогитара, акустическая гитара, перкуссия
Олег Гаркуша — шоумен, декламация, вокал
Виктор Бондарик — бас-гитара
Дмитрий Озерский — клавишные, перкуссия, труба
Николай Рубанов — саксофоны, бас-кларнет, жалейка
Владимир Волков - контрабас
Борис Шавейников — ударные, перкуссия
Михаил Коловский — туба, тромбон
Михаил Раппопорт — звукорежиссер
Дискография
«Вернись в Сорренто» (1986)
«Как я стал предателем» (1989)
«В Багдаде всё спокойно» (1989)
«Жопа (Дупло)» (1990)
«Бодун» (1991)
«Чайник вина» (1992, Хвост и «АукцЫон»)
«Верпования» (концертная запись 1992, Хвост и «АукцЫон»)
«Птица» (1993)
«Жилец вершин» (1995, Хвост и «АукцЫон»)
«Небо напополам» (сингл, 1999, «АукцЫон» и Сойбельман)
«Зимы не будет» (сингл, 1999, «АукцЫон» и «Волковтрио»)
«Это мама» (старый и новый материал «живьём» в студии, 2002)
«Девушки поют» (2007)
«Юла» (2011)
«На Солнце» (2016)
«Мечты» (2020)
Ссылки
Официальный сайт группы «Аукцыон»
Неофициальный сайт группы «Аукцыон»
Группа «Аукцыон» на сайте MySpace