Dvar
DVAR — российская группа, играющая в своём, непохожем на другие направления, стиле. Тексты песен исполняются на вымышленном
DVAR — российская группа, играющая в своём, непохожем на другие направления, стиле. Тексты песен исполняются на вымышленном языке иногда ошибочно принимаемом за «энохиансий» — «ангельский язык».
Музыканты поддерживают атмосферу таинственности вокруг группы. За 15 лет существования группа выпустила несколько альбомов, но ни разу не выступала на сцене. В единственным интервью, которое музыканты дали в начале своего творческого пути, они сказали, что являются лишь медиумами и записывают музыку, которая приходит к ним «свыше» от существа по имени DVAR
DVAR: ПЧЕЛИНЫЙ АВАНГАРД
(Rock Oracle 2007)
В современной музыке существует два типа артистов: условно их можно разделить на «революционеров» и «консерваторов». Первые редко когда выпускают альбом, похожий на предыдущий, вторые же готовы десятилетиями перепевать «одну и ту же песню». Для наглядности возьмем SPARKS, которые, начиная в одну эпоху с рокерами первой волны, успели поиграть и «электронику», и «new wave», и даже «диско». И, например, ROLLING STONES, последний альбом которых, в общем-то, мало, чем отличается от их дебютных работ чуть ли не полувековой давности. Можно вспомнить и двух выдающихся «глэм-рокеров» Дэвида Боуи и Элиса Купера. Первый - типичный «революционер», второй – типичный «консерватор»… Надо сказать, что в подавляющем числе артисты не любят экспериментировать и куда охотнее будут выпускать одну и ту же музыку – тем более, если она приносит неплохие деньги – так проще и выгоднее. Но, к счастью, не все выбирают лёгкий путь к славе. И благодаря этому удивительный мир музыки становится гораздо более ярким!
В этой статье речь пойдёт, возможно, об одних из самых значительных представителей «революционного направления». Отечественный проект DVAR (для тех, кто не знает, это имя «астрального существа», использующего музыкантов как «медиумов») выпустил уже шесть полноформатных альбомов, стиль которых настолько не вписывается в музыкальные форматы, что в пору каждому из них давать эксклюзивное название.
Итак, самый первый альбом «Piirrah» (в России переизданный под названием «Taai Liira») вышел в 2002 году в Италии на лейбле Radio Luxor, известным по релизам таких артистов «тёмной сцены» как KIRLIAN KAMERA и LEGENDARY PINK DOTS. Стиль «darkwave» в исполнении DVAR явился крайне патологической музыкой: жёсткая «электроника» с истерическими «гномо-подобными» вокалами и «неофолковым» мелодизмом. Вкупе с конспирацией, мистическим концептом, «культом пчелы» и «выдуманным» языком, безумно экспрессивная музыка производила сильное воздействие. Некоторыми критиками подобная мозаика была названа «электронным black metal», меломаны же со стажем разглядели здесь своеобразный коктейль из THE RESIDENTS, DAS ICH, RELATIVES MENSCHSEIN, SOPOR AETERNUS, Mike Patton и Diamanda Galas.
Начиная с 2003 года, альбомы DVAR регулярно начинают выходить на отечественном лейбле Irond. С этого же момента растет и культ группы, ставшей на сегодняшний момент значительным явлением на российской «тёмной» сцене. Среди «курьезных» достижений стоит вспомнить участие группы в сборнике по итогам года журнала «Play» «The Best of the Best», где шизофреническая композиция DVAR «Haya Haya» составила компанию таким мастодонтам «русского рока» как ЛЕНИНГРАД, СПЛИН, АРИЯ и ПИКНИК. В Европе альбомы проекта традиционно получают самые высокие рейтинги в главных рупорах альтернативной музыки «Orcus» и «Zillo». Также за DVAR прочно закрепляется ярлык «паранормальной» группы, основанный на том, что будто их музыка обладает мистическим воздействием, а различные таинственные истории, связанные с проектом, буквально заполонили интернет.
Музыка же DVAR от альбома к альбому претерпевала значительные метаморфозы. Уже на втором альбоме «Roah», былая зубодробительная «электроника» сменилась красивыми мелодиями, ближневосточным колоритом, разухабистыми гармошками и аллюзиями на «академический минимализм». Собственно «Roah» является краеугольной пластинкой проекта, пустивший музыкантов в творческое путешествие самопознания. Нетрудно представить сценарий, где DVAR из года в год выпускает дубль своего первого альбома... И, судя по тому, что большинство фанатов группы до сих пор культивируют именно «Piirrah», можно предположить, что такой расклад для проекта был бы гораздо более удачным в плане популярности. Но музыканты избрали путь творческой свободы и экспериментов…
На третьем по счету альбоме «Rakhilim» стиль проекта окончательно перешёл в область «lightwave» — термин, которым критики окрестили доселе неслыханный микс. «Rakhilim» – это 20 коротких музыкальных зарисовок, светлых по настроению, но крайне тревожных по содержанию. Музыканты DVAR сделали очень странную вещь – оставив общую «дарквейвую» основу и «готическую чертовщинку», они начали вводить в жанр совершенно неожиданные компоненты. Как результат, в аннотациях на «готическую», вроде бы, группу стали появляться ссылки на артистов, вероятно, даже не имеющих представления о существовании «тёмной сцены»: Pascal Comelade, Tom Waits, Yan Tiersen, Michael Nyman, Wim Mertens, THE TIGER LILLIES и т. д. Большим количеством аудитории «Rakhilim» признается как «квинтэссенция» DVAR – с одной стороны это «светлая» и нарочито «инфантильная» музыка, с другой - «таинственная», с привкусом реального, не показного, «оккультизма». Такой вот парадокс.
2005 год ознаменовался сразу двумя альбомами DVAR, вышедших в начале и конце года. На обоих альбомах существенно возросла электронная составляющая. «Электронная» именно в своём первоначальном смысле, имеющим отношение к серьёзному подходу синтеза звуков и их специфической тембральной окраске.
«Hor Hor» включал целый ряд музыкальных компонентов: от «synthpop» до «ragga». Ритмичная, заводная музыка, наполненная забавными звучками, словно выпрыгнувших из мультфильмов 80-х. Если бы не вездесущая «чертовщинка» и зловещий привкус, то DVAR запросто можно было бы поставить в один ряд с такими модными проектами как PLUXUS, DRAGIBUS, LITTLE COMPUTER PEOPLE или отечественными «электронщиками» НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и MESSERCHUPS. Не случайно и то, что композиции DVAR начали появляться на компиляциях, выпускаемых лейблом, совершенно далёким от «готической» сцены – в частности речь о популярных релизах лейбла Снегири, курируемого прославленным музыкантом и продюсером Олегом Нестеровым, «Лёгкое Лето» и «Novomesto».
Альбом «Oramah Maalhur» явился словно оборотной стороной «Hor Hor». Неспешная медитативная атмосфера, «эмбиент» — так, наверное, звучат баллады, исполняемые пришельцами на своих далёких планетах. В некотором смысле эту работу проекта можно назвать самой «серьёзной», если такой эпитет вообще применим к музыке DVAR, которая в силу своего яркого постмодернистского начала, стоит за рамками привычной оценочной шкалы. А поклонники «культурной электроники» и «академической музыки», наверняка, могли разглядеть тонкие аллюзии на Jean Michel Jarre, Vangelis, Kitaro, Philip Glass, Terry Riley, Steve Reich и Meredith Monk. Аллюзии, тонко вплетенные в уникальный собственный стиль.
После пяти альбомов на лейбле Irond и затишья длиной в год с небольшим, новое послание DVAR выходит на отечественном лейбле Gravitator Records. Безусловно, никто уже не ожидал от DVAR копии одного из своих прошлых альбомов. И DVAR оправдали свой имидж радикальных новаторов и любителей безудержных экспериментов. «Jraah Mraah» – это 30 короткометражных номеров, хотя и являющихся логическим продолжением идей группы, выраженных в последних двух работах, но в то же время поданных под совершенно иным соусом по-настоящему «модной» и «стильной» музыки в самом хорошем смысле обоих слов. Яркие, экспрессивные «мультипликационные» пьесы варьируются от жизнерадостных до трагических, весь альбом пропитан болезненным ощущением утренника в клинике для буйно помешанных.... Пластинку буквально обволакивает непонятная по своей сути, странная атмосфера, аналогичная той, что есть в фильмах у Дэвида Линча или Дэвида Кроненберга. Это ощущение, когда за клоунской маской случайно просматривается иссохший череп, или красочная обертка шоколадной конфеты скрывает внутри груду мёртвых дождевых червячков... Во истину, мистическое послание DVAR, которое многие так стремятся расшифровать, приобретает все более изощренные формы.
Вообще, сам факт того, что подобная экстраординарная музыка издаётся в нашей стране и пользуется определённой известностью, можно считать большим музыкальным курьезом. Ведь в иных обстоятельствах сами музыканты могли быть спешно помещены в клинику для душевной реабилитации, а их творчество представляло бы разве что прикладной интерес для начинающих психотерапевтов. Как ни раз замечали люди недюжинной музыкальной эрудиции, музыки подобной той, что делают наши соотечественники DVAR, не существует больше нигде в мире. Прослушав альбом «Jraah Mraah» не найдётся человека, который скажет что это не так. И ради этого простого факта, наверное, стоит с ней ознакомиться тем, кто этого ещё не сделал…
PS
В среде поклонников DVAR широко распространено т. н. «творческое сопричастие». Слушатели, вдохновляясь музыкой проекта, начинают рисовать, писать стихи, сочинять музыку, считая, что теперь «астральное существо DVAR» несёт своё послание и через них тоже. Возможно, чем-то вся эта эстетика может напомнить эдакий «мистически-инфантильный» вариант субкультуры «Митьков»... Для наглядности мы решили проиллюстрировать статью рисунками фанатов, найденными в интернете.
О DVAR в шести главах
(Dark City 2005)
По легенде, существо, пришедшее во сне к одному из будущих на тот момент участников проекта, назвалось DVAR. Оно поведало об особой миссии DVAR, о своём «воплощении» и об «избранных», которым предназначается послание. Впоследствии, участники, до этого даже не планировавшие создавать музыкальную группу, занялись творчеством, совместив его с «практикой медиумов». Так было положено начало «воплощению» DVAR.
Сегодня проект DVAR одна из самых значительных единиц отечественной «тёмной сцены». Как бы кто к нему не относился, но 5 полноформатных CD изданий, участие в массе отечественных и западных компиляций, fan сайты в интернете, статьи в глянцевых журналах, многократные упоминания в телевизионных и радио шоу, да ещё и не пропадающий ареол загадочности - все это атрибуты, без преувеличения, культового статуса. Но самое главное - музыка. Музыка, которая успела мутировать от жёсткого darkwave до вполне себе жизнеутверждающего стиля, напоминающего песенки сумасшедших клоунов из инфернального цирка. Я предлагаю Вам вместе со мной проследить историю DVAR, взглянуть на него с различных сторон, дабы лучше понять феномен проекта. Тем более что, как гласит народная мудрость: «предупрежден, значит вооружён».
Глава первая. В которой некий человек на развалах горбушки находит мистическую кассету Raii.
На дворе стоял 1997 год. Дождливым осенним днём к одному известному продавцу на горбушке подошёл человек. Он предложил взять тому на реализацию энное количество аудио-кассет со скелетом на обложке. Продавец взял. Кассеты довольно быстро раскупились. Но за деньгами так никто больше и не приходил...
Немногим позже по городу расползаются первые слухи о загадочном проекте и музыке, которая обладает непосредственным мистическим воздействием. При её прослушивании отключалось электричество, выходила из строя аппаратура, трескались зеркала… Что ж, вполне «джентльменский» набор heavy metal группы, не имеющей, правда, к металлу никакого отношения. Впоследствии меломана ожидали ещё более крупные неприятности: заболевали родственники и домашние питомцы, трагически погибали лучшие друзья и т. д. Легенда о DVAR передавалась из уст в уста. Парадокс, но несмотря ни на какие предупреждения об опасности, людей, пытавшихся достать Raii становилось только больше. Словно священная чаша Грааля, она манила на поиски все новых «тамплиеров». И хотя сегодня некоторые оцифрованные треки co злополучной кассеты свободно гуляют по дебрям интернета, многие до сих пор не уверены в подлинности её существования.
Спустя некоторое время в интернете появился и первый неофициальный fan сайт группы, где человек по имени Shadow Angel рассказывал «о странной череде событий» в его жизни «косвенно связанных с этой группой». Сайт, выдержанный в аскетичном духе, с несколькими заметками и большой рецензией обновлялся вплоть до 2000 года. Позволю себе процитировать некоторые высказывания Shadow Angel:
«Прежде чем взяться за написание рецензии на работу группы DVAR, я провёл множество бессонных ночей. Я прокручивал в памяти всё, что случилось со мной и моими близкими с момента, когда ко мне попал альбом Raii. Взвешивая все «за» и «против», я тысячу раз задавал себе вопрос: а стоит ли вообще обнародовать то, что произошло и увязывать это с группой DVAR? Может быть все трагические события - это всего лишь просто цепь жутких совпадений и DVAR со своим альбомом здесь ни при чём?»; «Отслушав intro вы открываете окно в мир DVAR, мир неизлечимо больной, в котором нет места даже улыбке. Там есть место только нездоровому смеху, которым так часто пользуется солист и который показывает высшую степень крайней безысходности. Немного существует в природе альбомов сродни Raii, которые могут создать в доме в считанные минуты такую зловещую атмосферу.»; «странная вещь: хоть от меня навеки уходили самые близкие, DVAR и Raii становились мне все ближе и ближе. Заиграли новыми красками их мелодии, выплывали из глубин, скрытые на первый взгляд музыкальные темы. Я стал боготворить их, поклоняться им. Хотя здоровье моё заметно пошатнулось. Потерял всякий иммунитет, схватываю на лету любую болезнь. Я понял, что раз меня ещё не убрали с физического плана - то это знак свыше».
К сожалению Shadow Angel ещё не долго обновлял сайт, после чего таинственно исчез, пополнив ряды предыдущих обладателей альбома Raii. Что интересно - известно мнение самих DVAR о том, что распространение Raii было ошибкой. Так как он банально «...не предназначался для публики».
Глава вторая. Попытка анализа происхождения языка DVAR.
Несмотря на весь культ кассетного релиза, первыми действительно «пробивными» работами проекта стали сингл Taai Liira и долгоиграющая пластинка Piirrah, выпущенная в Италии. (К слову сказать, практически все треки с двух альбомов были переизданы впоследствии компанией Irond на объединённом CD под все тем же названием Taai Liira). Музыкальный материал с этих альбомов является настоящим кладезем для истинного почитателя инфернальных энергий. Жуткие темы, способные много раз покрыть кожу мурашками за время прослушивания. Но на сколько б не была хороша музыка, главным элементом являлся вокал, который из темы в тему не уставал выкрикивать непонятные русскому уху фразы, нашептывать некие зловещие заговоры... Доселе неслыханная фонетика одновременно способна напомнить и немецкий, и арабский, и японский, и иврит. Есть мнение, что это один из умерших языков древности. Так на каком языке говорит DVAR?
Многим, наверное, известно, что помимо живых или мёртвых языков, существуют и языки «нечеловеческие», родом из «других сфер». Так, например, в 1584 году в польском городе Кракове алхимик и маг Джон Ди с помощью медиума Эдварда Келли получил «ангельские послания». Послания переданы на каком-то странном, не имеющем аналогов языке, и тут же передан ключ к нему... Известна «Книга Еноха», рассказывающая о том, как библейский патриарх общался с ангелами. И, скорее всего, именно по этой причине искусственный магический язык получил название «енохианского». Новый язык произвёл смятение в умах европейских мистиков. Проникнуть в тайну «енохианских» букв пытались многие, но язык ангелов хранил свою тайну. Ближе всего подобрался доктор Томас Радд, выпустивший в 1600 году трактат «Курс магии ангелов».
Также, известный маг и чернокнижник Алистер Кроули получил свою «Книгу Закону» на енохианском языке через демона по имени Айваз. Енохианские записи с голосом Кроули ни раз издавались на аудио-носителях - слушая их и сопоставляя с языком DVAR, нужно признать, сходства имеются ощутимые. Однако, утверждать, что DVAR используют в своих текстах именно этот язык осмелится лишь подкованный в енохианской лексике и фонетике эксперт. Так или иначе, мнение, будто язык DVAR это всего лишь набор бессмысленных звуков, на мой взгляд, не имеет под собой серьёзных предпосылок. И вот почему…
Глава третья. Идеи DVAR через призму мистицизма.
Давайте, для примера, попробуем подвергнуть дешифровке столь важное послание DVAR как Taai Liira. Taai - одно из наиболее распространённых слов, встречающихся в композициях DVAR. Если прочесть слово задом наперед, мы получим iaat. IAAT – это герметический символ - производное от начальных букв названий элементов: Ignis (Огонь), Aer (Воздух), Aqua (Вода), Terra (Земля). На старинных алхимических гравюрах данный символ зачастую соседствовал с символом Солнца и надписью «Я Божий дар». Подвергнув схожей процедуре слово Liira, мы получим Ariil. Ariil (в русской транскрипции Ариэль), древне-еврейское имя, означающее Божий Лев. В христианстве и «Божий» (агнец Божий) и «Лев» (Лев Иудеи) являются именами Иисуса Христа. То есть перед нами архетипическая связка: Мир (четыре стихии) и Пророк (Мессия). В композиции Taai Liira оба слова (Ariil Iaat) произносятся многократно задом наперед словно заклинание. Я не раз слышал отзывы, что, пытаясь слушать альбомы Taai Liira или Piirrah в одиночестве или темноте, люди испытывают неподдельный, ничем необъяснимый страх. Словно пространство помещения заполняется некоей энергетически-враждебной субстанцией. И неудивительно, ведь то, что мы расшифровали выдаёт явно «инфернальный» характер этого произведения. Ещё магам древности было известно, что каждое слово обладает энергией. И перевернув его, мы рискуем получить его антипод...
Также известно, что концепция группы уходит своими корнями в каббалу (kabbalah, букв.— получение), древнее эзотерическое учение, согласно которому в священных книгах иудаизма содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется адептами с помощью интуитивного мышления и особой системы символов. Случайно или нет, но «lightwave» - термин, которым критики окрестили музыку DVAR в противовес клишированному «darkwave» и здесь обернулся мистическим символом. «Light» - по-английски означает «свет», а «свет» в свою очередь одно из основных понятий которыми оперирует каббала. Например, все в мироздании каббала разделяет на два понятия: свет (ор) и сосуд (кли).
Дальше – больше. Существует ряд практик, где делается акцент на соответствиях между сфирот (сфирот – принципы, которые управляют Творением) и частями человеческого тела. Во время магических практик человек, доведя себя до экстаза, даёт возможность для свободной циркуляции энергии, приобретая тем самым невероятные умственные и физические возможности. Это явно совпадает с вышеупомянутой практикой медиумов. Так что, кажущийся на первый взгляд ментальный сумбур, на деле, оказывается, имеет под собой вполне конкретное происхождение. Может быть, в этом и кроется одна из главных загадок DVAR - способность «энергетически» подпитывать «избранных», но опусташать остальных? Кто знает... Я лишь ограничусь цитатой самих DVAR: «Что касается изменений, то здесь может быть всё что угодно. Профан, жонглируя саблей, запросто может остаться без рук. Человек же просветленный извлечёт для себя массу различных благ.»
Глава четвёртая. Roah и Rakhilim. Путь к Свету. Культ Пчелы.
Безусловно, каждый альбом DVAR - это отдельный мир. В то же время, альбомы DVAR, столь разные по своей сути, образуют как бы единую мозаику, атмосфера которых варьируется от полюса «Тьмы» к «полюсу Света». Как бы ни обстояли дела с инфернальной сущностью DVAR, начиная с альбома Roah, DVAR явно начал восхождение к Свету. В музыке отчётливо проступили светлые настроения. Фонетика сменилась с жёстких отрывистых и устрашающих фраз к более традиционным формам, реально похожим на ближневосточные языки. Центральное место в оформлении от безумных портретов демонических сущностей и летающего скелета перешло к символу пчелы. Интересно, что пчела присутствовала в оформлении и первого издания Taai Liira, однако там она была лишь одним из целого сонма насекомых - кузнечиков, жуков, блох и прочих мошек. Но по какой-то причине именно пчела стала олицетворять DVAR. Какая связь может быть между пчелой и DVAR? Давайте попробуем исследовать исторический символизм этого, на первый взгляд, обычного насекомого.
В древней Греции верили, что Зевс родился в пчелином дупле и был выкормлен пчелами. Многие греческие боги нарекались пчелами: достаточно вспомнить Деметру - её называли «Чистой Матерью-Пчелой». Жрицы Деметры также носили имя пчел. Считалось, что именно пчелы построили храм в Дельфах, так что сомневаться в их небесном происхождении не приходилось. В Афинах даже существовал культ оргиастической пчелы-нимфы летнего солнцеворота. А имя фракийского царя Тегирия ещё более укрепляет связь с пчелами, оно значит «покрывающий ульи». В Египте считали, что пчелы - это слезы бога Солнца Ра, пролитые на землю. В орфическом учении, как, впрочем, и в ряде других, пчелы были воплощением души. Эта символика присутствует во многих культурах, но здесь все дело заключалось в том, что пчелы летают роем, так же как и души, которые «роем отделяются от Божественного Единого». Пчелы - посланцы небес, а отсюда недалеко уже и до других крылатых вестников - ангелов. Они могут приносить на землю вести из иного, духовного мира. Именно так думали древние кельты, в мифологии которых, эти крошечные золотые существа были вестниками таинственной вселенской мудрости. «Пчелиным путём» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мёртвых. Тот, кто увидит во сне пчелу - улетающую прочь душу - должен вскоре умереть. Однако если пчела залетит мёртвому в рот, он снова оживёт. В районе Средиземного моря преобладали в значительной мере курьезные представления о жизни пчел: они считались бесполыми, и это значило, что они якобы возникают из разложившихся туш животных. У них нет крови и они не дышат. В Индии пчела в разных ипостасях является эмблемой и Вишну, и Кришны, и Шивы. А за богом любви Камой вечно тянется вереница пчел. В индоиранских мистериях Митры пчела - это душа, жизненный принцип. В Исламе, пчела считается чуть ли не единственным мудрым и безвредным созданием, тем более что мёд был любимым блюдом Пророка. У христиан пчела - это символ бессмертия и возрождения. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Также, христиане часто сравнивают себя с пчелами, а Церковь - с ульем. Некоторые мистики полагали, что пчелы - одна из нескольких форм жизни, попавших на Землю с планеты Венера...
Одним словом, мало найдётся представителей фауны, значение которых столь активно и многообразно представлено в жизни совершенно различных народов и цивилизаций. Основной вывод, который можно из этого сделать, то, что с выходом образа пчелы на передний план энергетика DVAR стала нести позитивную энергию, которую, «избранные» могут получить, проникнув в саму суть послания. Но возможно дело обстоит и так, что светлая «циркаческая обертка» является всего лишь тонким фантиком, маскирующим по-прежнему инфернальную начинку, кто знает...
Глава пятая. Волшебный мир снов.
DVAR позиционируется как астральное существо, родом из снов. А история представлений о сущности сна уходит в глубокую старину. Так, например, тайных чар древнегреческой богини ночи Нюкты опасался сам громовержец Зевс. Её силу множили сыновья-близнецы - бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Они не случайно названы близнецами - погруженность в сон и уход в мир вечного покоя виделись древним грекам как родственные состояния. Не меньшим ореолом преклонения был окружён и бог сновидений Морфей – разгадыванием его тайных посланий, получаемых людьми во время сна, занималась особая каста дельфийских жрецов-предсказателей. Подобные практики, помимо греческой и египетской культуры, имели широкое распространение в определённых сообществах, особенно в раннем христианском гностицизме. Ритуалы, выполнявшиеся в греческих и египетских храмах, наводят на мысль, что люди в те времена предполагали присутствие определённой силы и знания об исцелении в том, что теперь называется подсознанием, а тогда понималось в более духовном, религиозном плане. Согласно некоторым источникам, тексты египетских папирусов также обнаруживают знание определённых трансцендентальных способов умственной концентрации: образ света использовался для контакта с богами и овладения через этот контакт знаниями. Надо сказать, сущность сна и сновидений многие века занимала философов и психологов. В зависимости от своих воззрений они понимали сон или как мистическое состояние, или как специфическую работу мозга. В древнеиндийском эпосе «Упанишады», созданном за тысячу лет до нашей эры, уже говорилось о трёх формах существования - бодрствовании, сне глубоком и сне со сновидениями.
Сегодня тема сна вышла за рамки религиозных и научных кругов. На прилавках книжных магазинов лежат сотни, тысячи книг, настоятельно дающие советы читателям как с помощью «управляемых сновидений» построить в реальности успешную карьеру или преобразить свою реальную интимную жизнь. Как правило, подобная позитивистская литература умалчивает об обратной стороне сна. А ведь события во сне могут нанести значительный ущерб, как психике, так и здоровью человека. Особенно многократно об этом писал знаменитый мексиканский маг Карлос Кастанеда. По его мнению, главная опасность во сне для человека исходит от неких «тонких сущностей» («летунов»- в терминологии Кастанеды). Такие сущности могут приобретать во сне различные формы - знакомых или незнакомых людей, животных или предметов. Порой они являются и в виде некоего существа, непохожего ни на один из видов, населяющих землю. С точки зрения магии, эти существа либо населяют другие миры, либо невидимые нам плоскости этого мира. Все они охотятся за энергией, а взять её можно в большинстве случаях у людей. Лучшее же время для подобной охоты это сумерки, когда происходит «трещина между мирами».
Иногда сущности приходят без видимой вражды, смысл контакта с ними может быть открыт только время спустя, а, возможно, останется тайной навсегда. Некоторые люди после нескольких подобных контактов становятся буквально одержимыми взаимодействием с сущностью. Они попадают под её влияние, иногда начинают олицетворять себя с ней. О феноменах подобного плана мы поведаем в заключительной главе, посвящённой психиатрии, а эту главу уместно было бы закончить следующим размышлением. Собирая информацию о DVAR, в одном форуме, посвящённом оккультизму, я наткнулся на следующий пассаж: «...одна знакомая через мою девушку пожаловалась на DVAR. Её подругу поезд переехал на глазах у неё и других друзей в день её рождения. Всем им снилось незадолго до этого это Существо». Могло ли творчество музыкальной группы DVAR к этому (и, по слухам, многим другим) несчастному случаю иметь отношение? Трудно сказать. Лично мне кажется, что личности, стоящие за проектом, восприняли голос DVAR и начали следовать его воле. При этом, как сказали сами музыканты, им нельзя привносить в творчество что-то личное, чтобы не «замутнить» послание DVAR. Добавив, пожалуй, самое интересное: «Каждый новый альбом DVAR - это определённая ступень развития, ведущая к главной цели».
Глава шестая. Взгляд на DVAR через призму современной медицины и психиатрии.
По счастливому стечению обстоятельств добрым другом моей семьи является доктор психиатрии, действующий врач психоневрологического диспансера Георгий Гринберг. Будучи полным профаном в этой области, я не упустил шанс познакомить его с творчеством группы DVAR, после чего поинтересовался его мнением. Эта глава – мой вольный пересказ его мыслей.
История знает массу примеров, когда различные деятели искусств, те или иные религиозные и политические деятели были одержимы потусторонними силами или слышали голоса. Зачастую эти люди осознанно выполняли волю этих голосов (Моисей, Иисус, Мухаммед, Сократ, Тереза Авильская, Хильдегард Фон Бинген, Жанна д’Арк и т. д.).
До самого возникновения психологии и психиатрии духовная власть претендовала на право определять и судить подобных людей в соответствии с четырьмя основными категориями: причисление к лику святых (канонизация), одержимость, ересь и колдовство. Например, Жанна д’Арк, которая слышала голоса, была заживо сожжена в 1431 году; до самого последнего момента власти пытались заставить её отказаться от утверждения, будто она слышала голоса святых, но они были на самом деле реальными для неё.
Как бы то ни было, современной психологии уже известно, что голоса одержимой личности могут представлять стремление к духовному прогрессу, в которой медиум играет активную посредническую роль, но всё же медицина рассматривает подобные симптомы не иначе как явные признаки психической патологии. Часто таковые симптомы развиваются синхронно с идеей собственного «мессианства». А мессианский бред имеет место при шизофрении, паранойе и маниакально-депрессивном психозе.
Предшествующие же развитию психоза маниакальные состояния непродолжительное время носят характер веселых маний с повышенной продуктивностью как правило творческого характера. Больные идентифицируют себя с религиозными деятелями, выдающимися учёными, сказочными персонажами, заявляют о своих сверхчеловеческих способностях, открытиях. В ряде случаев отмечается положительный вариант бреда воздействия в виде ощущения больными их магической силы и управления окружающими. Больные заявляют о своём религиозном мессианстве или, напротив, относят себя к отрицательным фигурам. Эти идеи носят неустойчивый, несистематизированный и, часто, противоречивый характер. Однако, так или иначе, как правило, они характеризуют «духовную» направленность их влечения, что позволило психиатрам даже вывести специальное понятие «метафизической интоксикации».
Содержанием «метафизической интоксикации» чаще всего бывают религиозные идеи, увлечение парапсихологией и другими оккультными областями знания. Больные заявляют о мистическом проникновении в суть вопросов бытия, о познании ими смысла жизни в период вдохновения. Их деятельность при этом все больше направляется во внутрь, развивается исключительно «для себя», единственной целью и смыслом её становится получение «внутреннего удовлетворения» от самого процесса сверх ценных занятий.
По мере дальнейшего течения заболевания, испытываемые ощущения больные начинают расценивать как проявление постороннего влияния, воздействия на них каких-то сил. Они внезапно начинают замечать «астральную оболочку» других людей, чувствовать на себе влияние «постороннего биополя» и т. д. Постепенно больные начинают «слышать» в голове «голоса» йогов, духов, существ, и т. д. «Чувствовать» переход «энергии», «гипноза», исходящей от других людей к ним и наоборот. Все это даёт сильный повод полагать, что создатели DVAR являются именно психологически больными людьми. Возможно, контакт с «мифическим» существом вполне реален для них.
Дискография:
Raii (демо, 1997, самиздат) (*мистическая кассета, приносящая неудачи)
Taai Liira (демо, 2000, самиздат, переиздание 2004, Irond)
Hissen Raii (демо, 2002, самиздат)
Piirrah (2002, S.P.K.R/Radio Luxor)
Rakhilim (2003, Monopoly Records)
Roah (2003, Irond)
Rakhilim (2004, Irond)
Taai Liira (2004, Irond)
Hor Hor (2005, Irond)
Oramah Maalhur (2005, Irond)
Jraah Mraah (2007, Gravitator)
Zii (2008, Art Music Group)
Highlights of Lightwave, vol.1 (2008, Art Music Group)
Highlights of Lightwave, vol.2 (2008, Art Music Group)
Fayah! (2009, Art Music Group)
Madegirah (2009, ShadowPlay records)
Piirrah/Taai Liira (2009, ShadowPlay records)
El Mariil (2010, ShadowPlay records)
Elah (Monopoly Records)
Самые значительные компиляции с участием DVAR:
* Edge of the Night: Russian Gothic Compilation 2000 RGP
* Per:version: vol.2 2001 Ritual Magazine
* Triton 3 2002 Triton
* The Best of the Best 2004 PLAY Magazine
* Love, Blood & Magic 2004 Bootleg
* Colours of Black 2004 Shadowplay Records
* Gothic Party 2004 Irond ltd / Audio Video Magazine
* 15 songs for your girl 2004 Irond ltd / PLAY Magazine
* Easy Summer 2005 Snegiri Records
* Eclectic Music Box 2005 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
* Novomesto 2006 Snegiri Records
* Extravaganza 2007 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
* Dvar vs. Caprice 2008 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
Музыканты поддерживают атмосферу таинственности вокруг группы. За 15 лет существования группа выпустила несколько альбомов, но ни разу не выступала на сцене. В единственным интервью, которое музыканты дали в начале своего творческого пути, они сказали, что являются лишь медиумами и записывают музыку, которая приходит к ним «свыше» от существа по имени DVAR
DVAR: ПЧЕЛИНЫЙ АВАНГАРД
(Rock Oracle 2007)
В современной музыке существует два типа артистов: условно их можно разделить на «революционеров» и «консерваторов». Первые редко когда выпускают альбом, похожий на предыдущий, вторые же готовы десятилетиями перепевать «одну и ту же песню». Для наглядности возьмем SPARKS, которые, начиная в одну эпоху с рокерами первой волны, успели поиграть и «электронику», и «new wave», и даже «диско». И, например, ROLLING STONES, последний альбом которых, в общем-то, мало, чем отличается от их дебютных работ чуть ли не полувековой давности. Можно вспомнить и двух выдающихся «глэм-рокеров» Дэвида Боуи и Элиса Купера. Первый - типичный «революционер», второй – типичный «консерватор»… Надо сказать, что в подавляющем числе артисты не любят экспериментировать и куда охотнее будут выпускать одну и ту же музыку – тем более, если она приносит неплохие деньги – так проще и выгоднее. Но, к счастью, не все выбирают лёгкий путь к славе. И благодаря этому удивительный мир музыки становится гораздо более ярким!
В этой статье речь пойдёт, возможно, об одних из самых значительных представителей «революционного направления». Отечественный проект DVAR (для тех, кто не знает, это имя «астрального существа», использующего музыкантов как «медиумов») выпустил уже шесть полноформатных альбомов, стиль которых настолько не вписывается в музыкальные форматы, что в пору каждому из них давать эксклюзивное название.
Итак, самый первый альбом «Piirrah» (в России переизданный под названием «Taai Liira») вышел в 2002 году в Италии на лейбле Radio Luxor, известным по релизам таких артистов «тёмной сцены» как KIRLIAN KAMERA и LEGENDARY PINK DOTS. Стиль «darkwave» в исполнении DVAR явился крайне патологической музыкой: жёсткая «электроника» с истерическими «гномо-подобными» вокалами и «неофолковым» мелодизмом. Вкупе с конспирацией, мистическим концептом, «культом пчелы» и «выдуманным» языком, безумно экспрессивная музыка производила сильное воздействие. Некоторыми критиками подобная мозаика была названа «электронным black metal», меломаны же со стажем разглядели здесь своеобразный коктейль из THE RESIDENTS, DAS ICH, RELATIVES MENSCHSEIN, SOPOR AETERNUS, Mike Patton и Diamanda Galas.
Начиная с 2003 года, альбомы DVAR регулярно начинают выходить на отечественном лейбле Irond. С этого же момента растет и культ группы, ставшей на сегодняшний момент значительным явлением на российской «тёмной» сцене. Среди «курьезных» достижений стоит вспомнить участие группы в сборнике по итогам года журнала «Play» «The Best of the Best», где шизофреническая композиция DVAR «Haya Haya» составила компанию таким мастодонтам «русского рока» как ЛЕНИНГРАД, СПЛИН, АРИЯ и ПИКНИК. В Европе альбомы проекта традиционно получают самые высокие рейтинги в главных рупорах альтернативной музыки «Orcus» и «Zillo». Также за DVAR прочно закрепляется ярлык «паранормальной» группы, основанный на том, что будто их музыка обладает мистическим воздействием, а различные таинственные истории, связанные с проектом, буквально заполонили интернет.
Музыка же DVAR от альбома к альбому претерпевала значительные метаморфозы. Уже на втором альбоме «Roah», былая зубодробительная «электроника» сменилась красивыми мелодиями, ближневосточным колоритом, разухабистыми гармошками и аллюзиями на «академический минимализм». Собственно «Roah» является краеугольной пластинкой проекта, пустивший музыкантов в творческое путешествие самопознания. Нетрудно представить сценарий, где DVAR из года в год выпускает дубль своего первого альбома... И, судя по тому, что большинство фанатов группы до сих пор культивируют именно «Piirrah», можно предположить, что такой расклад для проекта был бы гораздо более удачным в плане популярности. Но музыканты избрали путь творческой свободы и экспериментов…
На третьем по счету альбоме «Rakhilim» стиль проекта окончательно перешёл в область «lightwave» — термин, которым критики окрестили доселе неслыханный микс. «Rakhilim» – это 20 коротких музыкальных зарисовок, светлых по настроению, но крайне тревожных по содержанию. Музыканты DVAR сделали очень странную вещь – оставив общую «дарквейвую» основу и «готическую чертовщинку», они начали вводить в жанр совершенно неожиданные компоненты. Как результат, в аннотациях на «готическую», вроде бы, группу стали появляться ссылки на артистов, вероятно, даже не имеющих представления о существовании «тёмной сцены»: Pascal Comelade, Tom Waits, Yan Tiersen, Michael Nyman, Wim Mertens, THE TIGER LILLIES и т. д. Большим количеством аудитории «Rakhilim» признается как «квинтэссенция» DVAR – с одной стороны это «светлая» и нарочито «инфантильная» музыка, с другой - «таинственная», с привкусом реального, не показного, «оккультизма». Такой вот парадокс.
2005 год ознаменовался сразу двумя альбомами DVAR, вышедших в начале и конце года. На обоих альбомах существенно возросла электронная составляющая. «Электронная» именно в своём первоначальном смысле, имеющим отношение к серьёзному подходу синтеза звуков и их специфической тембральной окраске.
«Hor Hor» включал целый ряд музыкальных компонентов: от «synthpop» до «ragga». Ритмичная, заводная музыка, наполненная забавными звучками, словно выпрыгнувших из мультфильмов 80-х. Если бы не вездесущая «чертовщинка» и зловещий привкус, то DVAR запросто можно было бы поставить в один ряд с такими модными проектами как PLUXUS, DRAGIBUS, LITTLE COMPUTER PEOPLE или отечественными «электронщиками» НОЖ ДЛЯ ФРАУ МЮЛЛЕР и MESSERCHUPS. Не случайно и то, что композиции DVAR начали появляться на компиляциях, выпускаемых лейблом, совершенно далёким от «готической» сцены – в частности речь о популярных релизах лейбла Снегири, курируемого прославленным музыкантом и продюсером Олегом Нестеровым, «Лёгкое Лето» и «Novomesto».
Альбом «Oramah Maalhur» явился словно оборотной стороной «Hor Hor». Неспешная медитативная атмосфера, «эмбиент» — так, наверное, звучат баллады, исполняемые пришельцами на своих далёких планетах. В некотором смысле эту работу проекта можно назвать самой «серьёзной», если такой эпитет вообще применим к музыке DVAR, которая в силу своего яркого постмодернистского начала, стоит за рамками привычной оценочной шкалы. А поклонники «культурной электроники» и «академической музыки», наверняка, могли разглядеть тонкие аллюзии на Jean Michel Jarre, Vangelis, Kitaro, Philip Glass, Terry Riley, Steve Reich и Meredith Monk. Аллюзии, тонко вплетенные в уникальный собственный стиль.
После пяти альбомов на лейбле Irond и затишья длиной в год с небольшим, новое послание DVAR выходит на отечественном лейбле Gravitator Records. Безусловно, никто уже не ожидал от DVAR копии одного из своих прошлых альбомов. И DVAR оправдали свой имидж радикальных новаторов и любителей безудержных экспериментов. «Jraah Mraah» – это 30 короткометражных номеров, хотя и являющихся логическим продолжением идей группы, выраженных в последних двух работах, но в то же время поданных под совершенно иным соусом по-настоящему «модной» и «стильной» музыки в самом хорошем смысле обоих слов. Яркие, экспрессивные «мультипликационные» пьесы варьируются от жизнерадостных до трагических, весь альбом пропитан болезненным ощущением утренника в клинике для буйно помешанных.... Пластинку буквально обволакивает непонятная по своей сути, странная атмосфера, аналогичная той, что есть в фильмах у Дэвида Линча или Дэвида Кроненберга. Это ощущение, когда за клоунской маской случайно просматривается иссохший череп, или красочная обертка шоколадной конфеты скрывает внутри груду мёртвых дождевых червячков... Во истину, мистическое послание DVAR, которое многие так стремятся расшифровать, приобретает все более изощренные формы.
Вообще, сам факт того, что подобная экстраординарная музыка издаётся в нашей стране и пользуется определённой известностью, можно считать большим музыкальным курьезом. Ведь в иных обстоятельствах сами музыканты могли быть спешно помещены в клинику для душевной реабилитации, а их творчество представляло бы разве что прикладной интерес для начинающих психотерапевтов. Как ни раз замечали люди недюжинной музыкальной эрудиции, музыки подобной той, что делают наши соотечественники DVAR, не существует больше нигде в мире. Прослушав альбом «Jraah Mraah» не найдётся человека, который скажет что это не так. И ради этого простого факта, наверное, стоит с ней ознакомиться тем, кто этого ещё не сделал…
PS
В среде поклонников DVAR широко распространено т. н. «творческое сопричастие». Слушатели, вдохновляясь музыкой проекта, начинают рисовать, писать стихи, сочинять музыку, считая, что теперь «астральное существо DVAR» несёт своё послание и через них тоже. Возможно, чем-то вся эта эстетика может напомнить эдакий «мистически-инфантильный» вариант субкультуры «Митьков»... Для наглядности мы решили проиллюстрировать статью рисунками фанатов, найденными в интернете.
О DVAR в шести главах
(Dark City 2005)
По легенде, существо, пришедшее во сне к одному из будущих на тот момент участников проекта, назвалось DVAR. Оно поведало об особой миссии DVAR, о своём «воплощении» и об «избранных», которым предназначается послание. Впоследствии, участники, до этого даже не планировавшие создавать музыкальную группу, занялись творчеством, совместив его с «практикой медиумов». Так было положено начало «воплощению» DVAR.
Сегодня проект DVAR одна из самых значительных единиц отечественной «тёмной сцены». Как бы кто к нему не относился, но 5 полноформатных CD изданий, участие в массе отечественных и западных компиляций, fan сайты в интернете, статьи в глянцевых журналах, многократные упоминания в телевизионных и радио шоу, да ещё и не пропадающий ареол загадочности - все это атрибуты, без преувеличения, культового статуса. Но самое главное - музыка. Музыка, которая успела мутировать от жёсткого darkwave до вполне себе жизнеутверждающего стиля, напоминающего песенки сумасшедших клоунов из инфернального цирка. Я предлагаю Вам вместе со мной проследить историю DVAR, взглянуть на него с различных сторон, дабы лучше понять феномен проекта. Тем более что, как гласит народная мудрость: «предупрежден, значит вооружён».
Глава первая. В которой некий человек на развалах горбушки находит мистическую кассету Raii.
На дворе стоял 1997 год. Дождливым осенним днём к одному известному продавцу на горбушке подошёл человек. Он предложил взять тому на реализацию энное количество аудио-кассет со скелетом на обложке. Продавец взял. Кассеты довольно быстро раскупились. Но за деньгами так никто больше и не приходил...
Немногим позже по городу расползаются первые слухи о загадочном проекте и музыке, которая обладает непосредственным мистическим воздействием. При её прослушивании отключалось электричество, выходила из строя аппаратура, трескались зеркала… Что ж, вполне «джентльменский» набор heavy metal группы, не имеющей, правда, к металлу никакого отношения. Впоследствии меломана ожидали ещё более крупные неприятности: заболевали родственники и домашние питомцы, трагически погибали лучшие друзья и т. д. Легенда о DVAR передавалась из уст в уста. Парадокс, но несмотря ни на какие предупреждения об опасности, людей, пытавшихся достать Raii становилось только больше. Словно священная чаша Грааля, она манила на поиски все новых «тамплиеров». И хотя сегодня некоторые оцифрованные треки co злополучной кассеты свободно гуляют по дебрям интернета, многие до сих пор не уверены в подлинности её существования.
Спустя некоторое время в интернете появился и первый неофициальный fan сайт группы, где человек по имени Shadow Angel рассказывал «о странной череде событий» в его жизни «косвенно связанных с этой группой». Сайт, выдержанный в аскетичном духе, с несколькими заметками и большой рецензией обновлялся вплоть до 2000 года. Позволю себе процитировать некоторые высказывания Shadow Angel:
«Прежде чем взяться за написание рецензии на работу группы DVAR, я провёл множество бессонных ночей. Я прокручивал в памяти всё, что случилось со мной и моими близкими с момента, когда ко мне попал альбом Raii. Взвешивая все «за» и «против», я тысячу раз задавал себе вопрос: а стоит ли вообще обнародовать то, что произошло и увязывать это с группой DVAR? Может быть все трагические события - это всего лишь просто цепь жутких совпадений и DVAR со своим альбомом здесь ни при чём?»; «Отслушав intro вы открываете окно в мир DVAR, мир неизлечимо больной, в котором нет места даже улыбке. Там есть место только нездоровому смеху, которым так часто пользуется солист и который показывает высшую степень крайней безысходности. Немного существует в природе альбомов сродни Raii, которые могут создать в доме в считанные минуты такую зловещую атмосферу.»; «странная вещь: хоть от меня навеки уходили самые близкие, DVAR и Raii становились мне все ближе и ближе. Заиграли новыми красками их мелодии, выплывали из глубин, скрытые на первый взгляд музыкальные темы. Я стал боготворить их, поклоняться им. Хотя здоровье моё заметно пошатнулось. Потерял всякий иммунитет, схватываю на лету любую болезнь. Я понял, что раз меня ещё не убрали с физического плана - то это знак свыше».
К сожалению Shadow Angel ещё не долго обновлял сайт, после чего таинственно исчез, пополнив ряды предыдущих обладателей альбома Raii. Что интересно - известно мнение самих DVAR о том, что распространение Raii было ошибкой. Так как он банально «...не предназначался для публики».
Глава вторая. Попытка анализа происхождения языка DVAR.
Несмотря на весь культ кассетного релиза, первыми действительно «пробивными» работами проекта стали сингл Taai Liira и долгоиграющая пластинка Piirrah, выпущенная в Италии. (К слову сказать, практически все треки с двух альбомов были переизданы впоследствии компанией Irond на объединённом CD под все тем же названием Taai Liira). Музыкальный материал с этих альбомов является настоящим кладезем для истинного почитателя инфернальных энергий. Жуткие темы, способные много раз покрыть кожу мурашками за время прослушивания. Но на сколько б не была хороша музыка, главным элементом являлся вокал, который из темы в тему не уставал выкрикивать непонятные русскому уху фразы, нашептывать некие зловещие заговоры... Доселе неслыханная фонетика одновременно способна напомнить и немецкий, и арабский, и японский, и иврит. Есть мнение, что это один из умерших языков древности. Так на каком языке говорит DVAR?
Многим, наверное, известно, что помимо живых или мёртвых языков, существуют и языки «нечеловеческие», родом из «других сфер». Так, например, в 1584 году в польском городе Кракове алхимик и маг Джон Ди с помощью медиума Эдварда Келли получил «ангельские послания». Послания переданы на каком-то странном, не имеющем аналогов языке, и тут же передан ключ к нему... Известна «Книга Еноха», рассказывающая о том, как библейский патриарх общался с ангелами. И, скорее всего, именно по этой причине искусственный магический язык получил название «енохианского». Новый язык произвёл смятение в умах европейских мистиков. Проникнуть в тайну «енохианских» букв пытались многие, но язык ангелов хранил свою тайну. Ближе всего подобрался доктор Томас Радд, выпустивший в 1600 году трактат «Курс магии ангелов».
Также, известный маг и чернокнижник Алистер Кроули получил свою «Книгу Закону» на енохианском языке через демона по имени Айваз. Енохианские записи с голосом Кроули ни раз издавались на аудио-носителях - слушая их и сопоставляя с языком DVAR, нужно признать, сходства имеются ощутимые. Однако, утверждать, что DVAR используют в своих текстах именно этот язык осмелится лишь подкованный в енохианской лексике и фонетике эксперт. Так или иначе, мнение, будто язык DVAR это всего лишь набор бессмысленных звуков, на мой взгляд, не имеет под собой серьёзных предпосылок. И вот почему…
Глава третья. Идеи DVAR через призму мистицизма.
Давайте, для примера, попробуем подвергнуть дешифровке столь важное послание DVAR как Taai Liira. Taai - одно из наиболее распространённых слов, встречающихся в композициях DVAR. Если прочесть слово задом наперед, мы получим iaat. IAAT – это герметический символ - производное от начальных букв названий элементов: Ignis (Огонь), Aer (Воздух), Aqua (Вода), Terra (Земля). На старинных алхимических гравюрах данный символ зачастую соседствовал с символом Солнца и надписью «Я Божий дар». Подвергнув схожей процедуре слово Liira, мы получим Ariil. Ariil (в русской транскрипции Ариэль), древне-еврейское имя, означающее Божий Лев. В христианстве и «Божий» (агнец Божий) и «Лев» (Лев Иудеи) являются именами Иисуса Христа. То есть перед нами архетипическая связка: Мир (четыре стихии) и Пророк (Мессия). В композиции Taai Liira оба слова (Ariil Iaat) произносятся многократно задом наперед словно заклинание. Я не раз слышал отзывы, что, пытаясь слушать альбомы Taai Liira или Piirrah в одиночестве или темноте, люди испытывают неподдельный, ничем необъяснимый страх. Словно пространство помещения заполняется некоей энергетически-враждебной субстанцией. И неудивительно, ведь то, что мы расшифровали выдаёт явно «инфернальный» характер этого произведения. Ещё магам древности было известно, что каждое слово обладает энергией. И перевернув его, мы рискуем получить его антипод...
Также известно, что концепция группы уходит своими корнями в каббалу (kabbalah, букв.— получение), древнее эзотерическое учение, согласно которому в священных книгах иудаизма содержится символическое описание Божественной сущности, постижение которой осуществляется адептами с помощью интуитивного мышления и особой системы символов. Случайно или нет, но «lightwave» - термин, которым критики окрестили музыку DVAR в противовес клишированному «darkwave» и здесь обернулся мистическим символом. «Light» - по-английски означает «свет», а «свет» в свою очередь одно из основных понятий которыми оперирует каббала. Например, все в мироздании каббала разделяет на два понятия: свет (ор) и сосуд (кли).
Дальше – больше. Существует ряд практик, где делается акцент на соответствиях между сфирот (сфирот – принципы, которые управляют Творением) и частями человеческого тела. Во время магических практик человек, доведя себя до экстаза, даёт возможность для свободной циркуляции энергии, приобретая тем самым невероятные умственные и физические возможности. Это явно совпадает с вышеупомянутой практикой медиумов. Так что, кажущийся на первый взгляд ментальный сумбур, на деле, оказывается, имеет под собой вполне конкретное происхождение. Может быть, в этом и кроется одна из главных загадок DVAR - способность «энергетически» подпитывать «избранных», но опусташать остальных? Кто знает... Я лишь ограничусь цитатой самих DVAR: «Что касается изменений, то здесь может быть всё что угодно. Профан, жонглируя саблей, запросто может остаться без рук. Человек же просветленный извлечёт для себя массу различных благ.»
Глава четвёртая. Roah и Rakhilim. Путь к Свету. Культ Пчелы.
Безусловно, каждый альбом DVAR - это отдельный мир. В то же время, альбомы DVAR, столь разные по своей сути, образуют как бы единую мозаику, атмосфера которых варьируется от полюса «Тьмы» к «полюсу Света». Как бы ни обстояли дела с инфернальной сущностью DVAR, начиная с альбома Roah, DVAR явно начал восхождение к Свету. В музыке отчётливо проступили светлые настроения. Фонетика сменилась с жёстких отрывистых и устрашающих фраз к более традиционным формам, реально похожим на ближневосточные языки. Центральное место в оформлении от безумных портретов демонических сущностей и летающего скелета перешло к символу пчелы. Интересно, что пчела присутствовала в оформлении и первого издания Taai Liira, однако там она была лишь одним из целого сонма насекомых - кузнечиков, жуков, блох и прочих мошек. Но по какой-то причине именно пчела стала олицетворять DVAR. Какая связь может быть между пчелой и DVAR? Давайте попробуем исследовать исторический символизм этого, на первый взгляд, обычного насекомого.
В древней Греции верили, что Зевс родился в пчелином дупле и был выкормлен пчелами. Многие греческие боги нарекались пчелами: достаточно вспомнить Деметру - её называли «Чистой Матерью-Пчелой». Жрицы Деметры также носили имя пчел. Считалось, что именно пчелы построили храм в Дельфах, так что сомневаться в их небесном происхождении не приходилось. В Афинах даже существовал культ оргиастической пчелы-нимфы летнего солнцеворота. А имя фракийского царя Тегирия ещё более укрепляет связь с пчелами, оно значит «покрывающий ульи». В Египте считали, что пчелы - это слезы бога Солнца Ра, пролитые на землю. В орфическом учении, как, впрочем, и в ряде других, пчелы были воплощением души. Эта символика присутствует во многих культурах, но здесь все дело заключалось в том, что пчелы летают роем, так же как и души, которые «роем отделяются от Божественного Единого». Пчелы - посланцы небес, а отсюда недалеко уже и до других крылатых вестников - ангелов. Они могут приносить на землю вести из иного, духовного мира. Именно так думали древние кельты, в мифологии которых, эти крошечные золотые существа были вестниками таинственной вселенской мудрости. «Пчелиным путём» представляется в описании германцев воздух, заполненный душами мёртвых. Тот, кто увидит во сне пчелу - улетающую прочь душу - должен вскоре умереть. Однако если пчела залетит мёртвому в рот, он снова оживёт. В районе Средиземного моря преобладали в значительной мере курьезные представления о жизни пчел: они считались бесполыми, и это значило, что они якобы возникают из разложившихся туш животных. У них нет крови и они не дышат. В Индии пчела в разных ипостасях является эмблемой и Вишну, и Кришны, и Шивы. А за богом любви Камой вечно тянется вереница пчел. В индоиранских мистериях Митры пчела - это душа, жизненный принцип. В Исламе, пчела считается чуть ли не единственным мудрым и безвредным созданием, тем более что мёд был любимым блюдом Пророка. У христиан пчела - это символ бессмертия и возрождения. Летающая в воздухе пчела - это душа, вступающая в Царство Небесное. Также, христиане часто сравнивают себя с пчелами, а Церковь - с ульем. Некоторые мистики полагали, что пчелы - одна из нескольких форм жизни, попавших на Землю с планеты Венера...
Одним словом, мало найдётся представителей фауны, значение которых столь активно и многообразно представлено в жизни совершенно различных народов и цивилизаций. Основной вывод, который можно из этого сделать, то, что с выходом образа пчелы на передний план энергетика DVAR стала нести позитивную энергию, которую, «избранные» могут получить, проникнув в саму суть послания. Но возможно дело обстоит и так, что светлая «циркаческая обертка» является всего лишь тонким фантиком, маскирующим по-прежнему инфернальную начинку, кто знает...
Глава пятая. Волшебный мир снов.
DVAR позиционируется как астральное существо, родом из снов. А история представлений о сущности сна уходит в глубокую старину. Так, например, тайных чар древнегреческой богини ночи Нюкты опасался сам громовержец Зевс. Её силу множили сыновья-близнецы - бог сна Гипнос и бог смерти Танатос. Они не случайно названы близнецами - погруженность в сон и уход в мир вечного покоя виделись древним грекам как родственные состояния. Не меньшим ореолом преклонения был окружён и бог сновидений Морфей – разгадыванием его тайных посланий, получаемых людьми во время сна, занималась особая каста дельфийских жрецов-предсказателей. Подобные практики, помимо греческой и египетской культуры, имели широкое распространение в определённых сообществах, особенно в раннем христианском гностицизме. Ритуалы, выполнявшиеся в греческих и египетских храмах, наводят на мысль, что люди в те времена предполагали присутствие определённой силы и знания об исцелении в том, что теперь называется подсознанием, а тогда понималось в более духовном, религиозном плане. Согласно некоторым источникам, тексты египетских папирусов также обнаруживают знание определённых трансцендентальных способов умственной концентрации: образ света использовался для контакта с богами и овладения через этот контакт знаниями. Надо сказать, сущность сна и сновидений многие века занимала философов и психологов. В зависимости от своих воззрений они понимали сон или как мистическое состояние, или как специфическую работу мозга. В древнеиндийском эпосе «Упанишады», созданном за тысячу лет до нашей эры, уже говорилось о трёх формах существования - бодрствовании, сне глубоком и сне со сновидениями.
Сегодня тема сна вышла за рамки религиозных и научных кругов. На прилавках книжных магазинов лежат сотни, тысячи книг, настоятельно дающие советы читателям как с помощью «управляемых сновидений» построить в реальности успешную карьеру или преобразить свою реальную интимную жизнь. Как правило, подобная позитивистская литература умалчивает об обратной стороне сна. А ведь события во сне могут нанести значительный ущерб, как психике, так и здоровью человека. Особенно многократно об этом писал знаменитый мексиканский маг Карлос Кастанеда. По его мнению, главная опасность во сне для человека исходит от неких «тонких сущностей» («летунов»- в терминологии Кастанеды). Такие сущности могут приобретать во сне различные формы - знакомых или незнакомых людей, животных или предметов. Порой они являются и в виде некоего существа, непохожего ни на один из видов, населяющих землю. С точки зрения магии, эти существа либо населяют другие миры, либо невидимые нам плоскости этого мира. Все они охотятся за энергией, а взять её можно в большинстве случаях у людей. Лучшее же время для подобной охоты это сумерки, когда происходит «трещина между мирами».
Иногда сущности приходят без видимой вражды, смысл контакта с ними может быть открыт только время спустя, а, возможно, останется тайной навсегда. Некоторые люди после нескольких подобных контактов становятся буквально одержимыми взаимодействием с сущностью. Они попадают под её влияние, иногда начинают олицетворять себя с ней. О феноменах подобного плана мы поведаем в заключительной главе, посвящённой психиатрии, а эту главу уместно было бы закончить следующим размышлением. Собирая информацию о DVAR, в одном форуме, посвящённом оккультизму, я наткнулся на следующий пассаж: «...одна знакомая через мою девушку пожаловалась на DVAR. Её подругу поезд переехал на глазах у неё и других друзей в день её рождения. Всем им снилось незадолго до этого это Существо». Могло ли творчество музыкальной группы DVAR к этому (и, по слухам, многим другим) несчастному случаю иметь отношение? Трудно сказать. Лично мне кажется, что личности, стоящие за проектом, восприняли голос DVAR и начали следовать его воле. При этом, как сказали сами музыканты, им нельзя привносить в творчество что-то личное, чтобы не «замутнить» послание DVAR. Добавив, пожалуй, самое интересное: «Каждый новый альбом DVAR - это определённая ступень развития, ведущая к главной цели».
Глава шестая. Взгляд на DVAR через призму современной медицины и психиатрии.
По счастливому стечению обстоятельств добрым другом моей семьи является доктор психиатрии, действующий врач психоневрологического диспансера Георгий Гринберг. Будучи полным профаном в этой области, я не упустил шанс познакомить его с творчеством группы DVAR, после чего поинтересовался его мнением. Эта глава – мой вольный пересказ его мыслей.
История знает массу примеров, когда различные деятели искусств, те или иные религиозные и политические деятели были одержимы потусторонними силами или слышали голоса. Зачастую эти люди осознанно выполняли волю этих голосов (Моисей, Иисус, Мухаммед, Сократ, Тереза Авильская, Хильдегард Фон Бинген, Жанна д’Арк и т. д.).
До самого возникновения психологии и психиатрии духовная власть претендовала на право определять и судить подобных людей в соответствии с четырьмя основными категориями: причисление к лику святых (канонизация), одержимость, ересь и колдовство. Например, Жанна д’Арк, которая слышала голоса, была заживо сожжена в 1431 году; до самого последнего момента власти пытались заставить её отказаться от утверждения, будто она слышала голоса святых, но они были на самом деле реальными для неё.
Как бы то ни было, современной психологии уже известно, что голоса одержимой личности могут представлять стремление к духовному прогрессу, в которой медиум играет активную посредническую роль, но всё же медицина рассматривает подобные симптомы не иначе как явные признаки психической патологии. Часто таковые симптомы развиваются синхронно с идеей собственного «мессианства». А мессианский бред имеет место при шизофрении, паранойе и маниакально-депрессивном психозе.
Предшествующие же развитию психоза маниакальные состояния непродолжительное время носят характер веселых маний с повышенной продуктивностью как правило творческого характера. Больные идентифицируют себя с религиозными деятелями, выдающимися учёными, сказочными персонажами, заявляют о своих сверхчеловеческих способностях, открытиях. В ряде случаев отмечается положительный вариант бреда воздействия в виде ощущения больными их магической силы и управления окружающими. Больные заявляют о своём религиозном мессианстве или, напротив, относят себя к отрицательным фигурам. Эти идеи носят неустойчивый, несистематизированный и, часто, противоречивый характер. Однако, так или иначе, как правило, они характеризуют «духовную» направленность их влечения, что позволило психиатрам даже вывести специальное понятие «метафизической интоксикации».
Содержанием «метафизической интоксикации» чаще всего бывают религиозные идеи, увлечение парапсихологией и другими оккультными областями знания. Больные заявляют о мистическом проникновении в суть вопросов бытия, о познании ими смысла жизни в период вдохновения. Их деятельность при этом все больше направляется во внутрь, развивается исключительно «для себя», единственной целью и смыслом её становится получение «внутреннего удовлетворения» от самого процесса сверх ценных занятий.
По мере дальнейшего течения заболевания, испытываемые ощущения больные начинают расценивать как проявление постороннего влияния, воздействия на них каких-то сил. Они внезапно начинают замечать «астральную оболочку» других людей, чувствовать на себе влияние «постороннего биополя» и т. д. Постепенно больные начинают «слышать» в голове «голоса» йогов, духов, существ, и т. д. «Чувствовать» переход «энергии», «гипноза», исходящей от других людей к ним и наоборот. Все это даёт сильный повод полагать, что создатели DVAR являются именно психологически больными людьми. Возможно, контакт с «мифическим» существом вполне реален для них.
Дискография:
Raii (демо, 1997, самиздат) (*мистическая кассета, приносящая неудачи)
Taai Liira (демо, 2000, самиздат, переиздание 2004, Irond)
Hissen Raii (демо, 2002, самиздат)
Piirrah (2002, S.P.K.R/Radio Luxor)
Rakhilim (2003, Monopoly Records)
Roah (2003, Irond)
Rakhilim (2004, Irond)
Taai Liira (2004, Irond)
Hor Hor (2005, Irond)
Oramah Maalhur (2005, Irond)
Jraah Mraah (2007, Gravitator)
Zii (2008, Art Music Group)
Highlights of Lightwave, vol.1 (2008, Art Music Group)
Highlights of Lightwave, vol.2 (2008, Art Music Group)
Fayah! (2009, Art Music Group)
Madegirah (2009, ShadowPlay records)
Piirrah/Taai Liira (2009, ShadowPlay records)
El Mariil (2010, ShadowPlay records)
Elah (Monopoly Records)
Самые значительные компиляции с участием DVAR:
* Edge of the Night: Russian Gothic Compilation 2000 RGP
* Per:version: vol.2 2001 Ritual Magazine
* Triton 3 2002 Triton
* The Best of the Best 2004 PLAY Magazine
* Love, Blood & Magic 2004 Bootleg
* Colours of Black 2004 Shadowplay Records
* Gothic Party 2004 Irond ltd / Audio Video Magazine
* 15 songs for your girl 2004 Irond ltd / PLAY Magazine
* Easy Summer 2005 Snegiri Records
* Eclectic Music Box 2005 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
* Novomesto 2006 Snegiri Records
* Extravaganza 2007 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
* Dvar vs. Caprice 2008 Monopoly Records / Stereo & Video Magazine
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Описание услуг
Подробнее
Подробнее