"Ekseption" (наряду с "Focus") - одна из наиболее успешных прог-роковых команд, появившихся на голландской сцене в 60-е
"Ekseption" (наряду с "Focus") - одна из наиболее успешных прог-роковых команд, появившихся на голландской сцене в 60-е годы. А началось все еще в 1958-м, когда Ханс Алта (бас), Тим Грик (ударные), Рейн Ван Броек (труба) и Хуб Ван Кампен (гитара, саксофон) играли рок'н'ролл в группе "The jokers".
В 1966-м коллектив, в котором появился вокалист Роб Крусман, поменял вывеску на "Incrowd", разбавив при этом рок'н'ролльное звучание ритм-энд-блюзом и джазом. Как-то раз ансамбль выступал на одной площадке с "Occasional Swing Combo", и Ван Броека восхитила игра клавишника той группы Рика Ван Дер Линдена. Рейн пригласил Рика поджемовать вместе, после чего перетащил Линдена к себе в команду.
Через некоторое время выяснилось, что группа под названием "Incrowd" уже существует в природе, и вывеску в очередной раз поменяли – на "Ekseption". К тому времени изменился и состав ансамбля: за ударные уселся Петер Де Лиу, а четырехструнку забрал Кор Деккер. Кардинально поменялся и стиль музыки – теперь банда предпочитала исполнять джазовые номера и обработки классических вещей типа "Танца с саблями" Хачатуряна.
А когда в 1968 году парни посетили концерт "Nice" и пришли в неописуемый восторг от игры Эмерсона, то выбор был сделан окончательно. Играть классику в своей обработке – вот что им было нужно, и музыканты решили начать с выпуска сингла с Пятой симфонией Бетховена. Композицию тут же подхватили местные радиостанции, и она вскоре стала хитом не только в Голландии, но и во многих других европейских странах. За этим последовал выход еще парочки синглов - "Rhapsody In Blue" и "Air", сделанных в том же стиле, но основанных на произведениях Баха. С выходом первого одноименного альбома "Ekseption" лидерство в группе перешло в руки Ван дер Линдена. Тем временем пластинка получила статус "золотой" в нескольких странах.
Несмотря на некоторые флуктуации в составе в 1970 году был записан очень удачный концептуальный альбом "Beggar Julia's Time Trip", удостоенный в Голландии премии Эдисона. Несмотря на преобладание в репертуаре инструментальных композиций в начале 70-х, в коллективе побывали вокалисты Майкл Ван Дийк и Стив Аллет. Звучание же группы стало немного более "электрическим" благодаря обильному использованию синтезаторов и меллотронов.
В 1972-м о группе прознали и в Америке, где впервые вышел альбом ансамбля "Ekseption 5". Правда, эта пластинка оказалась единственной, изданной за океаном, поскольку имела малое распространение, но те, кто ее слышал, оставались очень довольны. Этот релиз зафиксировал пик творческой карьеры "Ekseption", после чего дело пошло на спад. В 1973-м команду покинули саксофонист Дик Ремелинк и барабанщик Петер Де Лиу, а их места заняли Ян Венник и Питер Вугт. Пластинки группы стали продаваться хуже, а в 1974 году "Ekseption" ожидал сильный удар. Став у себя дома суперзвездой, Рик Ван Дер Линден покинул команду, чтобы заняться сольной карьерой.
На замену ему взяли Хана Янсена, чье появление ознаменовало поворот саунда в сторону джаза. Изменение стиля отразилось и на снижении числа поклонников. В результате после выхода "Mindmirror" группа была распущена. Впоследствии Линден несколько раз ненадолго собирал вместе своих бывших коллег, а в 1978 году даже выпустил с ними альбом "Ekseption '78".