Группа с ко многому обязывающим названием IQ появилась на свет в Софэмптоне, Англия, в 1981 году (до этого существовала
Группа с ко многому обязывающим названием IQ появилась на свет в Софэмптоне, Англия, в 1981 году (до этого существовала три года под названием Lens). Ко времени выхода первого альбома стабилизировался состав: Питер Николс (Peter Nicholls) – вокал, Тим Эсо (Tim Esau) – бас, Майк Холмс (Mike Holmes) - гитара, Мартин Орфрод (Martin Orford) – клавишные, Марк Райдаут (Mark Rideout) - ударные. Стиль группы базировался на достижениях арт-рока 70-х, втягивая в свою орбиту также элементы джаза и блюза. Немалое значения для группы имела и театральная сторона их шоу – в этом смысле IQ являлись последователями Genesis; впрочем, солист Питер Николс получил свой первый опыт актерской игры уже в детстве (он участвовал в телешоу "Cheggers Plays Pop"). Группе суждено было стать одними из флагманов так называемого нео-прогрессива (хотя и находящимся несколько в тени своих более знаменитых коллег – Marillion). Коллектив создал в течение своего пока еще далекого от окончания творческого пути ряд работ, уже причисленных критиками к разряду "классических".
Первым релизом группы стала кассета "Seven Stories Into Eight" (1982), записанная на четырехдорожечный бытовой магнитофон (качество ее звучания оставляло желать лучшего). Кассета продавалась на концертах и по почте. Каждая копия была упакована вручную; живописное оформление выполнил певец Питер Николс. Свое собственное звучание группа пока еще только-только нащупывала. Альбом открывала композиция "Capital Letters (In Surgical Spirit Land)", явно отсылавшая к творчеству Brand X и National Health. Более типичными для будущего стиля IQ оказались такие вещи, как "Intelligence Quotient", "Fascination" и "It All Stops Here". Сейчас эта запись является достоянием самых упертых коллекционеров. В 1998 году группа перезаписала этот материал, выпустив альбом под названием "Seven Stories Into 98".
Следующий альбом, "Tales From The Lush Attic" (1984) вышел уже на диске и утвердил группу в качестве одного из мейнстримных коллективов современного прогрессивного рока. Найдя тонкий баланс между звучанием гитары и клавишных инструментов, IQ выступили с позиций продолжателей дела Genesis – стиль группы явно базировался на достижениях этих титанов арт-рока (в особенности, периода "The Lamb Lies Down On Broadway"), а в вокале Николса явно улавливались гэбриэловские ноты (хотя аффективность, склонность к драматизации, театрализации, как уже говорилось, были свойственны Питеру изначально). Третья работа – альбом "The Wake" (1985) – имела еще больший резонанс. Несколько больше поп-ориентированный, чем предыдущий, более простой по структуре (здесь уже не было 20-минутных композиций, как в "Tales From The Lush Attic"), диск привлек внимание достаточно широкой аудитории, отдавшей дань таким номерам, как "The Thousand Days", "Corners" и собственно титульному треку. Концертный альбом "Living Proof" (1986) был выпущен без ведома группы, с плохим качеством и был снят с продажи в 1987 году.
На волне успеха солист группы Питер Николс решил покинуть группу. Альбомы "Nomzamo" (1987) и "Are You Sitting Comfortably?" (1989) были записаны с пришедшим на его место Полом Менелом (Paul Menel), вокальные способности которого оказались весьма средними.
Несмотря на то, что вокал, казалось бы, никогда не играл сверхважной роли в прогрессиве (где акцент ставится в большей мере на инструментальные партии) внутренняя сущность IQ претерпела изменения, которые были оценены публикой и критиками отнюдь не положительно. Из музыки словно бы изъяли ее нутро, глубокие аккорды меллотрона и витиеватые партии гитары оголились, лишились достойного "сэрраунда". Чтобы заполнить паузу, вызванную творческим кризисом, группа выпустила в 1991 году "J'Ai Pollette D'Arnu" – собрание раритетных записей.
В начале 90-х группа IQ вступила в новую фазу своей карьеры, которая поначалу тоже отнюдь не была усеяна розами. Поняв, что находится "не в своей тарелке", ушел Пол Менел, а с ним и басист Тим Эсо. Пришедший ему на смену бас-гитарист Лес Маршал (Les Marshall) вскоре скончался. Осознав, что группа находится на грани полного распада, решил вернуться оригинальный вокалист Питер Николс. В 1994 году вышел диск "Ever", который стал первым важным шагом к возвращению былой славы и статусу "кардиналов неопрогрессива".
А в 1997 году группа выпустила великолепный альбом "Subterranea", который критики вновь удостоили звания "классического" – а подобной чести достигли совсем немногие прог-работы 90-х! Этот двойной (103 минуты звучания) "концептуальный" альбом – безусловно, одно из наиболее сильных произведений группы. Как всегда, мистически-философский, альбом повествовует о таинственном мире подземелья и его жителях. Построенная на тонкой игре эмоций и зыбких образов, сюжетно-поэтическая канва альбома вызывает ассоциации с зашифрованным посланием. Среди наиболее выдающихся композиций можно назвать рок-трек "Tunnel Vision", помпезную "Failsafe", лирическую балладу "Capricorn" (с саксофоном Тони Райта) и др. Возникал вопрос об исполнимости сего масштабного произведения на сцене, который IQ благополучно разрешили, выпустив в 2000 году диск "Subterranea: The Concert". В этом же году был издан "Forever Live" с концертной записью 1993 года.
В 2001 году группа (в составе: Пол Кук – ударные, перкуссия; Майкл Холмс – гитара, гитарный синтезатор, Джон Джуитт – бас, бэк-вокал; Питер Николс – вокал, бэк-вокал; Мартин Орфорд – клавишные, бэк-вокал) выпустила очередной студийный альбом "The Seventh House", который не отличался столь глобальным размахом, как его предшественник, но тоже оказался весьма достойным подтверждением таланта и мастерства коллектива, задавшего себе необычайно высокую планку уже своим названием – IQ.
Последующие студийные альбомы группы:
Dark Matter (2004)
Frequency (2009)
The Road Of Bones (2014)