Эта парижская прогрессив-формация появилась на музыкальной сцене в самом конце 60-х годов. Основал Magma барабанщик
Эта парижская прогрессив-формация появилась на музыкальной сцене в самом конце 60-х годов. Основал Magma барабанщик с классическим образованием, Кристиан Вандер. Сын джазового пианиста, он пошел сначала по стопам своего отца, играя в различных джазовых и ритм-энд-блюзовых коллективах. Однако потом его сильно взволновало духовное и экологическое будущее Земли. В связи с этим Кристиан придумал свой идеальный фантастический мир — Кобайя. Этой планете и жизни кобайян и были посвящены практически все альбомы собственного вандеровского проекта Magma. В этом, а также в присутствии самого Вандера, заключалось постоянство коллектива.
А вот про состав группы никак нельзя было сказать то же самое — разве только то, что флуктуации происходили с завидным постоянством. На протяжении существования коллектива в нем успели поучаствовать такие музыканты, как Клаус Бласкез, Гай Калифа, Клод Энгель, Янник Топ, Бернард Паганотти, Патрик Готье, Фрэнсис Моуз, Рене Гарбер, Жан-Люк Мандельер, Бено Видерманн, Дидье Локвуд, Тедди Ласри, Мишель Херве, Флоренс Бертье, Даниэль Денис, Клемент Бэйли и многие другие. С некоторых пор в Magma стала выступать и (бывшая) жена Вандера, Стелла, с течением времени ставшая главным женским голосом коллектива.
В 1970-м вышел в свет дебютный двойник группы, с которого и началась история Кобайи. Поскольку все действие происходило в далеком будущем и на далеком расстоянии от Земли, Вандер придумал специальный кобайянский язык, на котором и исполнялись все песни. Музыка «Магмы» была странной, красивой и неземной, поэтому воспринималась обычными слушателями с трудом, ибо требовала от них полностью открытого восприятия. Соответственно сложно было говорить о каком-то коммерческом успехе или присутствии в чартах. Если в начальной стадии коллектив несколько раз выезжал за границу и побывал в Англии и в Америке, то все последующие годы Magma не покидала пределы Франции. Тем не менее, вплоть до 1977 года Вандер продолжал разрабатывать кобайянскую тему, регулярно тасуя состав своей команды. Музыка, играемая Вандером сотоварищи, была даже по меркам прогрессивного рока настолько уникальной, что для её названия потребовалось новое слово — Zeuhl, в переводе с кобайянского — «Небесная музыка».
Но ничто не вечно под луной, и в 1978 году Кристиан распустил группу. Однако дело, начатое им, не умерло, а было продолжено бывшими участниками Magma в различных других формациях, таких как Weidorje и Zao. Камбэк Магмы состоялся в 1980 году, а в 1984-м группа удосужилась наконец-то выпустить очередной студийник, «Merci». В отличие от предыдущих релизов, на кобайянском прозвучали лишь два трека, а остальные песни были исполнены на французском и английском. Начиная с середины 80-х годов Кристиан Вандер занимался сольной деятельностью, а также посвятил себя новому проекту под названием Offering. Еще одно возвращение к Magma состоялось в 1992 году, когда вышел альбом «Les Voix De Magma».
В 2004 году Magma окончательно вернулась на сцену, выпустив альбом «K.A», тепло принятый аудиторией и вставший в один ряд с признанными критиками шедеврами группы 70-х годов. С тех пор Magma продолжает выпускать новые пластинки, давать концерты и принимать участие в разнообразных музыкальных фестивалях. История Кобайи продолжает сочиняться. Hamataï!
2) Существует еще немецкий рок-дуэт из Гельзенкирхена с таким же названием.
Состав: Siegfried Scholz - ударные, вокал; Detlef Gehrke - пиано, орган, синтезатор, вокал.
Записали единственный альбом 1975 года « Rock Duo Magma».