Наблюдать "Ой-Ва-Вой" на сцене во время концерта - всё равно что читать Агнона: после этого всё остальное покажется пресным
Наблюдать "Ой-Ва-Вой" на сцене во время концерта - всё равно что читать Агнона: после этого всё остальное покажется пресным" (Карни Эльдад)
Британская группа "Ой-Ва-Вой" создает экзотическую музыку, в которой сочетаются клезмерские напевы, ладино, электронный саунд, задушевность и вулканическая энергия. Первые два альбома группы промелькнули яркими метеоритами, осветив приунывший было небосклон современной этно-индустрии. Третий альбом, "Travelling the Face of the World", вышедший в минувшем году, вообще грозит превзойти все ожидания и стать ярчайшим космическим телом, способным конкурировать с кометами Галлея, Хейла-Боппа или Хиакутаке.
Ассоциация с космосом отнюдь не случайна: достаточно вспомнить, что второй альбом группы, "имени себя" - "Oi-Va-Voi" - открывала композиция, посвященная Юрию Гагарину. И начиналась она с сэмпла советской радиостанции, объявляющей о первом полете человека в межзвездное пространство. Имя космического первопроходца вообще связано с творчеством "Ой-Ва-Вой" довольно тесно - музыканты регулярно организуют в модном лондонском "The Notting Hill Arts Club" вечеринки "Radio Gagarin", на которых знакомят слушателей с русской и цыганской музыкальной культурой.
Продюсерами нового альбома "Ой-Ва-Вой" выступили Кевин Бейкон (Kevin Bakon) и Джонатан Квармби (Jonathan Quarmby) - те самые, благодаря которым первый диск коллектива "Laughter Through Tears" ("Смех сквозь слезы") за одну ночь стал хитом и был удостоен премии Би.Би.Си. В песнях третьего альбома преобладает клезмер-грув-электростиль, характерный для музыкантов группы, мелодичный и зажигательный одновременно. Слушать его - чистое наслаждение.
Музыка альбома - это комбинация клезмерских мелодий новой волны, современных клубных ритмов, французского шансона и средиземноморских и восточноевропейских цыганских напевов. Один из отцов-основателей коллектива Стив Леви неподражаем в партии кларнета, без которого, как сказано на сайте Би-Би-Си, клезмер просто не был бы кошерным. Вокальную партию исполняет Бриджит Амофа (Bridgette Amofah), новая певица группы с фантастическим голосом (бывшая вокалистка "Ой-Ва-Вой", Кей Ти Тенстелл, начала сольную карьеру и весьма преуспела). Стоит также вслушаться в гитарные соло Ника Аммара (Nik Ammar) и скрипичные пассажи Анны Фёбе (Anna Phoebe), ритмические эскапады барабанщика Джоша Бреслау (Josh Breslaw) и чарующий баритон контрабаса Люси Шоу (Lucy Show), звучный голос трубы Дэвида Орханта (David Orchant) - и голова пойдет кругом. Добавьте сюда сексуальную хрипотцу известного французского рокера Дика Риверса (Dick Rivers), который озвучивает в третьей песне альбома длинную цитату из Эмиля Золя - знаменитую речь "Я обвиняю", посвященную делу Дрейфуса - и отдайтесь на волю победителя…
Уникальное звучание септета "Ой-Ва-Вой" олицетворяет традиционную музыку сефардских евреев, трансильванских цыган, ашкеназского штетла в современных ритмах Лондона. Одесские фрейлахсы, йеменские предания и македонские свадебные мелодии легко наполняются звучанием барабанов и басов. Тексты на разных языках, включая английский, идиш, ладино, болгарский, иврит, французский, венгерский (и даже узбекский, как в первом альбоме), добавляют творчеству группы космополитический, еврейско-цыганский колорит. "Разноязычные песни передают близкий нам дух странствий, - говорит Стивен Леви, - как у евреев или цыган, странствовавших с места на место и вобравших в себя отовсюду".
А началось всё с того, что шестеро друзей-евреев из Оксфорда - дело было в 2000 году - решили на практике заняться осмыслением еврейского наследия и собственных корней. "Клезмерская музыка вдохновила нас, хотя прежде мы её не слушали, будучи погруженными в западную музыкальную культуру, - говорит барабанщик группы Джош Бреслау. - И в то же время нам хотелось приблизиться к своим корням, к своей сущности". Пару лет спустя молодые люди решили совместить традиционные еврейские мелодии с роком, электроникой, трип-хопом, фанком, драм-энд-бейс и танцевальными ритмами. Благодаря такому необычному и изысканному "коктейлю" группа завоевала широкую популярность.
Сегодня музыканты "Ой-Ва-Вой" записывают оригинальную музыку для кино и театра, радио и телевидения. Они выступают на концертных площадках всего мира, покоряя королевские залы Лондона вроде Robert Wyatt's Meltdown с той же легкостью, что и ночные клубы Амстердама, нью-йоркскую авангардную сцену или многочисленные международные Клезфесты.
Израильская публика открыла для себя группу "Ой-Ва-Вой" уже давно: музыканты дали несколько концертов в наших палестинах, сопровождавшихся шумным успехом - Министерство туризма Израиля даже признало их "почетными посланниками" нашей страны. Кстати, свой второй альбом "Ой-Ва-Вой" частично записывали в Израиле. Что же касается "Travelling the Face of the World", то его уже признали самым бескомпромиссным за всю историю современной этно-музыки.
Oi Va Voi – новые герои британско-азиатского андеграунда, дивный лондонский секстет выходцев из традиционных еврейских семей, играющий умную и изящную музыку, этно-фьюжн из клезмеров и танцевальной музыки, сефардских мелодий и первосортного трип-хопа. Их живая немашинная музыка напоминает дыхание или пульсацию сердца, а рассказанные в песнях истории пронизывают насквозь. Жесткий урбанистический по-настоящему лондонский бит и уникальный инструментальный звук (труба, кларнет и скрипка) - фирменный стиль группы, принесший ей всемирную известность, мутировал в сторону высококлассной электроники, что, однако фирменному стилю коллектива не навредило.
Группа была основана в 2000 году, шестью музыкантами, разносторонний музыкальный опыт которых стал предпосылкой к созданию уникального стиля «Oi Va Voi» — симбиоза традиционной еврейской музыки клезмер и современных музыкальных направлений лондонской клубной сцены, таких, например, как трип-хоп. Лидер группы трубач Лемец Ловас так характеризует стилистику коллектива: «“Massive Attack” с настроением Горана Бреговича — это и есть “Oi Va Voi”». Когда музыканты встретились в Оксфорде и решили на практике заняться осмыслением еврейского наследия и собственных корней. Столь интеллектуальному проекту был гарантирован успех с самого начала. В том же году они отправляются на гастроли и выступают в Нью-Йорке на площадке «Knitting Factory», на Международном фестивале еврейской музыки в Антверпене, британском фестивале Гластонбери и бельгийском «Дранутер», а также в Амстердаме. Композиции группы появляются на сборниках Buddha Bar, на них делают ремиксы гараж-диджей Kriminal Gangsta и новомодный продюсер танцевальной музыки Хью Хефнер (Hugh Hefner). Группа получает две награды BBC Radio 3 World Music Awards и попадает на обложку музыкального журнала Roots.
Пресыщенная танцевальной музыкой девяностых публика приняла группу с самобытным этническим стилем на ура, и команда, начинавшая на маленьких площадках в уютных камерных клубах Великобритании, очень быстро завоевала популярность и начала покорять сердца слушателей от Гластонбери до Нью-Йорка. В 2003 году «Oi Va Voi» получили сразу две награды — «BBC Radio 3 World Music Award» и приз слушателей в номинации «Boundary Crossing» («Перечеркивая границы»), после чего подписала контракт с британским лейблом «Outcaste», выпустившим их первый альбом под названием «Laughter Through Tears». Этот диск включил в себя песни на нескольких языках: английском, идиш, ладино и даже узбекском. Для совместной работы над его записью к проекту присоединилась шотландская певица KT Tunstall (Кейт Виктория Танстолл), впоследствии уступившая место лондонской исполнительнице Элис МакЛахлин (Alice McLaughlin).
Настоящий взрыв происходит в 2004 году, когда Oi Va Voi выпускает дебютный альбом «Laughter Through Tears» на лейбле Outcaste, славящемся релизами современных британских исполнителей. Музыкальные критики признают его лучшим альбомом года в стиле world music. В записи принимали участие продюсеры Кевин Бэйкон (Kevin Bacon) и Джонатан Квармби (Jonathan Quarmby), работавший с Дэвидом Боуи, и программист Тони Экономидс (Tony Economides), принимавший участие в записи альбомов «Da Lata» и Нитина Сони (Nitin Sawhney). В альбоме нашлось место эйсид-джазисту Эрлу Зингеру (Earl Zinger) и почтенному еврейскому исполнителю Майеру Богдански (Majer Bogdansky), узбекской поп-диве Севаре Назархан (Sevara Nazarkhan) и шотландской певице KT Tunstall. Живые выступления группы поражают раскованностью и эмоциональностью: острые скрипичные партии, дребезжащая гитара, скорбный кларнет, карнавальные трубы и армянские дудуки. Рикошетом бьет драм-н-басс и с легкостью катится Morcheeba-образный округлый звук.
После годового молчания и работы над новым альбомом, записанного частично в Иерусалиме, частично в Лондоне, группа опять заставила говорить о себе. Одноименный альбом, записанный с вернувшейся в ансамбль, великолепной вокалисткой Эллис МакМафлин, бьет все рекорды продаж
У каждого члена группы есть свой собственный проект. Одна из основательниц коллектива скрипачка Софи Соломон покинула «Oi Va Voi» в 2005 году, выбрав самостоятельную музыкальную карьеру в Лондонском симфоническом оркестре и заодно выпустив имевший большой успех сольный альбом «Poison Sweet Madeira». По словам кларнетиста Стива Леви, тоже входящего в число «отцов-основателей», второй альбом «Oi Va Voi» с одноименным названием получился более песенным и гораздо больше внимания уделяет текстовой составляющей, в отличие от первого, в основном танцевального, альбома.
Хотя наибольшей известностью группа пользуется в Великобритании, самую высокую радиоротацию она имеет в Германии, а максимальное число слушателей приходится на Израиль (что, впрочем, не удивительно). Специально для израильских слушателей в новом альбоме, выпущенном лейблом «V2», присутствуют бонус-трек на иврите и арабские струнные мелодии в исполнении «Nazareth Orchestra». Российских же слушателей, особенно любителей «Ножиков Chups», Кострова и иже с ними, несомненно порадует песенка «Yuri» о памятнике Гагарину на Ленинском проспекте.
Имя космического первопроходца, кстати, связано с творчеством «Oi Va Voi» довольно тесно — группа регулярно организует в модном лондонском «The Notting Hill Arts Club» вечеринки «Radio Gagarin», в ходе которых музыканты знакомят слушателей в основном с украинской, русской и цыганской музыкальной культурой — «Воплями Вiдоплясова», «Ленинградом» и, конечно же, с собственными песнями.
Состав коллектива
Ник Аммар (AMMAR, Nik) — гитара
Джонатан Бреслау (BRESLAW, Josh) — ударные, перкуссия
Лео Брайант (BRYANT, Leo) — бас-гитара
Стив Леви (LEVI, Steve) — вокал, кларнет
Лемез Ловас (LOVAS, Lemez) — вокал, клавишные, труба
Софи Соломон (SOLOMON, Sophie) — аккордеон, клавишные, скрипка