8 мая в 14:16 (OFF) Medvezhonok2501 (B) :

Сэйдза-японский способ сидеть.

Японские способы сидеть на полу
С древних времён японцы перед входом в дом снимали обувь и значительную часть времени проводили сидя на полу – дощатом или покрытом соломенными матами татами.
Начиная с периода Мэйдзи (1868-1912) постепенно в обиход начали входить стулья, но всё же и на протяжении периода Сёва (1926-1989) большинство семей собирались за едой за низким столом или проводили время, сидя на татами. И в наши дни в храмах и в некоторых ресторанах люди перед входом в помещение должны снимать обувь и сидеть на полу. В таких ситуациях многие иностранные посетители Японии, особенно жители Запада, которые не привыкли снимать обувь дома и обычно сидят на стульях, похоже, не понимают, как нужно сидеть.
Прежде всего посмотрим на некоторые типичные японские способы сидеть на полу (токодза).



1 Сэйдза, «правильная посадка»: ноги сомкнуты, колени согнуты, ягодицы опираются о пятки.
2 Кидза, «посадка на коленях»: из сэйдза приподнимитесь, поднимите пятки, так чтобы на пол опираться коленями и пальцами ног.
3 Варидза, «разделённая посадка», камэи, «поза черепахи»: из позиции сэйдза ноги раздвигаются сзади в сторона, образуя позицию в форме буквы М.
4 Агура, «скрестив ноги»: скрестите ноги перед телом. Поза, когда ноги скрещены не до конца, называется андза, «свободная посадка».
5 Кэккафудза: ноги скрещивают так, чтобы каждая нога ложилась на противоположное бедро; такая поза используется во время медитации дзадзэн.
6 Сонкё, «присев»: встаньте на цыпочки и присядьте. Если поставить пятки на пол, вы примете позу, похожую на то, как будто вы стоите над японским унитазом, поэтому эта поза имеет просторечное название «поза испражняющегося».
7 Татэхидза, «преклонив колено»: одна нога стоит на полу, другая опирается о пол коленом. Есть вариант, когда вторая нога лежит, как в позе агура.
8 Тайику-дзувари, «физкультурная посадка»: ягодицы на полу, оба колена подняты, руки на коленях или обнимают ноги.



Японцы сидят по-разному, и во время отдыха могут сидеть, сложив ноги сбоку, или в позе агура, то есть вполне привычным для жителей Запада способом. Некоторые японские способы сидеть на полу весьма несложно повторить – например, «физкультурную посадку», которую используют на уроках физкультуры в школе, когда оба колена приподняты, а ягодицы размещаются на полу.




Посадка сонкё в боевых искусствах, таких как сумо, является выражением почтения. На фотографии – ёкодзуна Хакухо, выходящий на ринг, 23 марта 2016 г. (Jiji Press)

Самую большую сложность представляет сэйдза, «правильная посадка», в этой позе трудно сидеть и многим японцам, и иностранцам. Поскольку вес всего тела распределяется на икры и пятки, от плохого кровообращения ноги немеют. Однако именно эта поза предписана для некоторых формальных ситуаций, таких как буддийские службы и чайные церемонии.


Японцев традиционно приучают к этому способу с детства, поэтому они особенно не задумываются о том, что ноги немеют, но иностранцы могут задаться вопросом, почему такое «самоистязание» считается «правильным» способом сидеть.


Затёкшие ноги как политический инструмент сёгунов Токугава

В Японии вплоть до средневековья даже в официальных ситуациях люди сидели в позе агура, скрестив ноги, или преклонив колено в позе татэхидза. Нынешняя поза сэйдза называлась кидза, «формальная посадка», и была, похоже, не слишком распространённой.


Иероглиф ки (危) в слове кидза (危座) является идеограммой, он изображает человека, глядящего вниз с утёса, он имеет значение «опасный», а также «высокий». Предполагают, что поза получила своё название оттого, что сидящий на пятках человек выглядит выше, а для простоты запоминания можно описать её как «позу, опасную (危) затеканием ног».Причина, по-видимому, в том, что ягодицы не касаются пола напрямую, а высота сидения высокая, но это легче запомнить, если думать об этом как об «опасном способе сидения, из-за которого могут затекать ноги».На самом деле эта поза имела и функцию наказания – в старину преступников заставляли подолгу сидеть в сэйдза, чтобы заставить их сознаться или раскаяться. Вероятно, то, что люди сидят в сэйдза, когда слушают проповедь или формально извиняются, является пережитком такой практики.


Именно воинский род Токугава, усмиривший враждовавших феодалов периода Сэнгоку (период Сражающихся провинций, 1467-1568), и сделал кидза «официальной позой». Говорят, что цель этого состояла как раз в том, чтобы у явившегося на аудиенцию к высокопоставленному лицу затекли ноги. Сидящий в этой позе не способен быстро вскочить и внезапно напасть.
Те же, кто был вынужден так сидеть, этой позой демонстрировали сёгуну, министрам бакуфу и начальству своё послушание, выражая так свою покорность их воле.

Этому стали подражать купцы, которые общались с самураями на чайных собраниях, и этот способ выразить почтение к вышестоящим распространился среди горожан.
Популяризации этой позы способствовал и положительный эффект от естественного растяжения мышц спины и улучшения осанки.

Коленопреклонение как форма поклонения богам и буддам распространено во всём мире, но поза сэйдза как способ выразить уважение к другим практикуется только в Японии.Сёгунату Токугава удалось добиться того, чтобы на протяжении 264 лет в Японии царил в основном мир, в том числе и за счёт создания такого самурайского этикета.


Роль татами и подушек для сидения в развитии манер сидения
В распространении сэйдза важную роль сыграла и культура татами. Маты татами мягче и не такие холодные, как дощатый пол, поэтому на них удобнее сидеть. Первоначально татами использовались в усадьбах придворной знати и самурайских семей, но к середине периода Эдо (1603-1868) они распространились и среди горожан.

Мягкие подушки с хлопковой набивкой (дзабутон, «подушка для сидения») появились в Японии примерно в период Эдо. Если вы на татами положить подушку и сесть на неё, неприятные ощущения от сэйдза будут гораздо слабее.
Существуют правила того, как нужно садиться на дзабутон: вначале вы садитесь в позицию кидза с приподнятыми пятками перед сиденьем, и по очереди переносите колени на дзабутон. Если вам предлагают усесться поудобнее, следует сказать нечто вроде «Извините, позвольте мне расслабить ноги», а затем перемешаете тело в позицию агура или укладываете ноги сбоку.
Когда вас приглашают на званый обед в комнату в японском стиле, особенно постарайтесь не нарушать три важных правила. Прежде всего, ни в коем случае не стоит наступать на заботливо приготовленные для вас мягкие подушки. Далее, дзабутон положили там, где хотят вас усадить, поэтому не передвигайте его без разрешения.В -третьих, когда приносите извинения или просите об услуге, следует вытащить из-под себя дзабутон и сделать это из более низкого положения.

Дзабутон размещают стороной без швов вперёд, при этом сторона с кистью в центре располагается сверху
Таким образом, проявление уважения посредством особенностей усаживания является уникальным культурным феноменом, и традиция сэйдза продолжает передаваться в мире изящных искусств и школах боевых искусств, где высокое значение придаётся этикету. Сэйдза используется в играх карута, в профессиональном го и сёги – это связано с тем, что в этой позе игрокам проще наклоняться вперед, чем из позы со скрещенными ногами.Похоже, что позу кидза стали называть сэйдза после периода Мэйдзи (1868-1912). В бестселлере о здоровье «Руководство по здоровой жизни» (Ёдзёкун, 1713), написанном в середине периода Эдо, говорится: «Когда садитесь, сидеть следует в сэйдза (правильной позе)», но там слово сэйдза обозначало позу агура со скрещенными ногами.А с тех времён, когда в довоенных школах весь народ стали учить тому, что кидза и является «правильной позой» сэйдза, прошло менее ста лет.

В наши дни японцы в повседневной жизни обычно сидят на стульях или на диванах, и некоторые уже не могут сидеть даже в агура, не говоря уж о сэйдза. В последние годы в образовательных учреждениях длительное сидение в сэйдза считается телесным наказанием,а среди поколения эпохи Сёва многие стараются избегать комнат с татами, ссылаясь на боли в коленях и в пояснице.

Между тем, в упоминавшемся уже «Руководстве по здоровой жизни» также говорится: «Чтобы расслабится, садитесь в удобную позу. Иногда бывает хорошо посидеть на стуле и позволить мыслям блуждать».Похоже, что и в период Эдо люди любили усаживаться поудобнее в той позе, которая давала меньшую нагрузку на тело.
Сообщество: Маленькая Корея

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Родная деревня
Так увлекательно вести хозяйство Вам ещё никогда...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play