27 июн в 12:58 (OFF) Sliko700 (P) :

ЗАКОН ФАТИХА — ЖЕСТОКОСТЬ ИЛИ НЕОБХОДИМОСТЬ

Одно из ключевых мест в истории Османской империи занимает самый спорный закон, введенный Мехмедом II Завоевателем. Страшный закон Фатиха — жестокость или необходимость при выборе меньшего из зол?

Закон Фатиха: жестокость или необходимость?

Этот закон давал новому султану право убивать своих братьев ради сохранения порядка в государстве. Почему же он был введен? Как его воспринимали современники?

Закон о братоубийстве является частью более широкого свода законов, которые были введены Мехмедом II. Эти законы охватывали различные аспекты управления империей, включая административные, судебные и военные реформы.

Канун-наме Мехмеда II

Закон о братоубийстве был принят Мехмедом II после его восшествия на престол. Он был включен в свод законов, известных как "Канун-наме". Эти законы охватывали различные аспекты управления империей, включая административные, судебные и военные реформы. Основная цель закона Фатиха заключалась в обеспечении стабильности и непрерывности династии.

Представьте себе, что каждый раз, когда умирает султан, начинается игра со смертью. Братья, которые еще вчера играли вместе, сегодня становятся врагами и начинают войну за отцовский трон. Мехмед II, чтобы избежать этой кровавой борьбы, вводит закон: любой его сын, взойдя на трон, может убить своих братьев ради общего блага.

Историк Халил Иналджик подчеркивает, что это была мера для предотвращения гражданской войны и сохранения единства империи​​. Европейцы же, наблюдавшие за Османской империей со стороны, видели в этом законе варварство. В то время как в Европе также были жестокие династические войны, все же массовое убийство родственников было редкостью.

Французский писатель Альфонс де Ламартин называл османских султанов тиранами, что усиливало негативное восприятие. Для европейцев это было подтверждением их превосходства. Но в самой Османской империи этот закон воспринимался иначе. Мехмед II, получив поддержку улемов, не просто так ввел этот закон; он считал, что без этих мер империя погрузится в хаос.

Сегодня взгляды на Закон Фатиха изменились. Современные историки, такие как Лесли Пирс, признают жестокость закона, но подчеркивают его роль в предотвращении гражданских войн. Современные турки смотрят на этот закон с двойственным чувством: с одной стороны, он вызывает ужас, с другой — понимание его исторической необходимости.

Закон Фатиха остается кровавым наследием великого завоевателя. Он спасал империю от внутренних распрей, но какой ценой? Османская империя шла вперед, оставляя за собой следы крови и слез. Этот закон был её частью, её тёмной стороной, которую мы должны понимать и анализировать, чтобы не допустить подобных ошибок в будущем.

Понять османский закон братоубийства — значит заглянуть в душу великой империи, увидев в ней не только величие, но и трагедию. Каждый читатель должен помнить: история — это не только даты и события, но и живые люди, их страхи, надежды и борьба за выживание.

Исторические документы

Подтверждение существования Закона о братоубийстве можно найти в различных исторических источниках, включая османские хроники и труды иностранных наблюдателей. Одним из ключевых из них является труд Мустафы Али, османского историка, который подробно описывал политическую практику Османской империи.

В своем труде "Кунх аль-Ахбар" Мустафа Али описывает правление Мехмеда II и упоминает о законе, который позволял султану убивать своих братьев для предотвращения междоусобных войн и поддержания стабильности в государстве. Множество хроник того времени упоминают о практике братоубийства среди османских султанов.

Закон Фатиха — жестокость или необходимость: последние жертвы

Мурад IV, правивший с 1623 по 1640 год, оставил последний кровавый след закон Фатиха. Он приказал казнить как минимум двух своих братьев, а согласно некоторым источникам, их было четверо. Несмотря на то, что у Мурада IV не было живых сыновей, он планировал казнить своего последнего брата Ибрагима. Однако мать Ибрагима, Кёсем, смогла спасти его от этой участи.

После правления Мурада IV закон Фатиха больше не применялся полностью. Вместо убийств претендентов на трон начали изолировать в кафесе — роскошной тюрьме, предназначенной для наследных принцев. Кафес, расположенный в Топкапы, главном дворце Османской империи, стал местом заточения для шехзаде, чтобы они не могли бросить вызов правящему султану.

Несмотря на своё великолепие, кафес был тюрьмой. Шехзаде, начиная с восьмилетнего возраста, помещались сюда и часто оставались там до конца своей жизни. Некоторые из них всё же становились султанами. Жизнь в кафесе была не лишённой удобств: принцы имели наставников, наложниц. Однако постоянный страх смерти приводил к нарушениям психики.

Мехмед VI, последний османский султан, провёл большую часть своей жизни в кафесе. Его дядя Абдул-Азиз отправил его туда, и он оставался в роскошной тюрьме до 56 лет. Это последнее и самое длинное заточение стало финальной данью обычаям султаната. Правление Мехмеда VI закончилось распадом Османской империи.

Закон Фатиха — жестокость или необходимость: мнения

Историки по-разному оценивают Закон о братоубийстве и его влияние на Османскую империю. Один из наиболее уважаемых историков, изучавших Османскую империю, Халил Иналджик отмечал, что Закон о братоубийстве был введен как мера для предотвращения династических конфликтов, которые в условиях средневекового Востока могли погубить государство.

Исламский учёный XVII века Карми считал закон Фатиха «добродетелью» Османской империи. Поддерживая убийства сыновей для предотвращения войн, Карми считал этот закон весьма полезным. Он утверждал, что предпочёл бы издать фетву на казнь троих ради спасения остальных. Карми приводил в пример султанат династии Саадитов, который пал из-за отсутствия таких мер.

Лесли Пирс указывает, что практика братоубийства была частью более широких мер по централизации власти. Она отмечает, что эта практика была результатом жестокой политической реальности того времени. Джонатан Грант считает, что хотя Закон о братоубийстве был жестоким, он сыграл ключевую роль в предотвращении гражданских войн.

Современные историки продолжают изучать и переоценивать роль Закона о братоубийстве в истории Османской империи. Большинство исследователей соглашаются, что, несмотря на жестокость, он был введен как мера для предотвращения разрушительных междоусобиц.

Комментарии (1)

Скорее необходимость для данного этапа!
Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Удивительный колхоз
Удивительный колхоз - это новая многопользовательс
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play