11 мая в 19:03
Православие есть истинная вера :
![](https://spaces.im/i/ico/users_group.png)
ВОСКРЕСЕНЬЕ, 12 мая 2024 года. Антипасха. Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы.
Материалы для подготовки к Воскресному Богослужению
Первое воскресенье после Пасхи в церковном календаре носит название Антипасхи, или Фомина воскресенья. В народе этот день называется Красной горкой. Название Антипасха означает «вместо Пасхи», или «противоположный Пасхе», но это не противопоставление, а обращение к прошедшему празднику, повторение его на восьмой день после Пасхи.
С древних времён окончание Светлой седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой Неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
Особенности православного богослужения
Богослужение Недели Фоминой имеет в себе все черты Господского праздника. Всю Светлую седмицу звучит Пасхальный канон, как и во все последующие воскресенья вплоть до отдания Пасхи. В день же празднования Недели Фоминой никакие пасхальные песнопения не звучат (за исключением пасхального тропаря «Христос воскресе из мертвых…» и ирмосов пасхального канона (в качестве катавасии)).
На Литургии положены особые праздничные антифоны. И хотя по классификации в литургических учебниках этот праздник не является великим, однако же по всем богослужебным особенностям Неделя Фомина выглядит как великий Господский праздник.
Порядок чтений Священного Писания, согласно календарю:
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20.
Лит. – Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31.
Чтение Евангелия на Литургии. Евангелие от Иоанна, глава 20, стихи 19—31:
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
Чтение Апостола. Деяния святых Апостолов, глава 5, стихи 12–20:
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
О воскресном Евангелии и основных текстах богослужения
В этот день читается Евангелие об уверении воскресшим Господом Фомы (Ин 20:19–31), и многие богослужебные тексты посвящены описанному в Евангелии событию, происшедшему на восьмой день по Пасхе:
О пресла́внаго чудесе́! / Неве́рие ве́ру изве́стную роди́. / Рек бо Фома́: а́ще не ви́жду, не иму́ ве́ры. / Осяза́в же ре́бра, богосло́вит воплоти́вшагося, / Того́жде Сы́на Бо́жия позна́, / я́ко пострада́вша пло́тию, / пропове́да воскре́сшаго Бо́га, / и возопи́ све́тлым гла́сом: / Госпо́дь мой и Бог мой, сла́ва Тебе́.
Другой темой богослужения в Неделю Фомину является духовное обновление, символизируемое приходом весны. Об этом говорится, в частности, в каноне, исполняемом на утрени:
Днесь весна́ душа́м, / зане́ Христо́с от гро́ба я́коже со́лнце возсия́в тридне́вный, / мра́чную бу́рю отгна́ греха́ на́шего. / Того́ воспои́м, я́ко просла́вися.
Цари́ца време́н, светоно́сному дню, / дней же царю́ я́вственнейши даронося́, / кра́сит избра́нныя лю́ди церко́вныя, / непреста́нно поя́ воскре́сшаго Христа́.
Тропари канона навеяны тематикой Слова святителя Григория Богослова, посвященного Неделе новой, где говорится:
«Царица времён года сопровождает царицу дней и приносит от себя в дар все самое лучшее и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями. Ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этой весны, изменившись к лучшему и обновленными перейдя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем...»
Тропари и кондаки дня
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак Недели Антипасхи, глас 8
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
![⛪](https://spaces.im/i/em/26EA.png?0)
С древних времён окончание Светлой седмицы празднуется особо, составляя собой как бы замену Пасхи. Также этот день называют Фоминой Неделей в воспоминание о чуде уверения апостола Фомы.
Крестная смерть Христа произвела на апостола Фому невероятно удручающее впечатление: он словно утвердился в убеждении, что утрата Его невозвратна. На уверения учеников о воскресении Христа он отвечает: "Если не увижу на руках Его ран от гвоздей и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю" (Ин. 20:25).
На восьмой день после Воскресения Господь явился апостолу Фоме и, свидетельствуя о том, что был с учениками все время по воскресении, не стал ждать вопросов Фомы, показав ему Свои раны, ответив на его невысказанную просьбу. В Евангелии не говорится, осязал ли действительно Фома язвы Господа, но вера возгорелась в нем ярким пламенем, и он воскликнул: "Господь мой и Бог мой!". Этими словами Фома исповедал не только веру в Воскресение Христово, но и веру в Его Божество.
По Церковному Преданию святой апостол Фома основал христианские Церкви в Палестине, Месопотамии, Парфии, Эфиопии и Индии, запечатлев проповедь Евангелия мученической смертью. За обращение ко Христу сына и супруги правителя индийского города Мелиапора (Мелипура) он был заключен в темницу, претерпел пытки и, наконец, пронзенный пятью копьями, отошел ко Господу.
Начиная с Фоминого воскресенья в Православной Церкви после длительного великопостного перерыва возобновляется совершение Таинства венчания. На Руси именно на этот день, Красную горку, приходилось больше всего свадеб, устраивались гуляния, сватовства.
![⛪](https://spaces.im/i/em/26EA.png?0)
![🔹](https://spaces.im/i/em/1F539.png?0)
На Литургии положены особые праздничные антифоны. И хотя по классификации в литургических учебниках этот праздник не является великим, однако же по всем богослужебным особенностям Неделя Фомина выглядит как великий Господский праздник.
![🔹](https://spaces.im/i/em/1F539.png?0)
Утр. – Ев. 1-е, Мф., 116 зач., XXVIII, 16–20.
Лит. – Деян., 14 зач., V, 12–20. Ин., 65 зач., XX, 19–31.
![📖](https://spaces.im/i/em/1F4D6.png?0)
19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!
20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.
21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.
22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.
23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.
24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.
26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!
27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.
30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.
31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.
![📖](https://spaces.im/i/em/1F4D6.png?0)
12 Руками же Апостолов совершались в народе многие знамения и чудеса; и все единодушно пребывали в притворе Соломоновом.
13 Из посторонних же никто не смел пристать к ним, а народ прославлял их.
14 Верующих же более и более присоединялось к Господу, множество мужчин и женщин, 15 так что выносили больных на улицы и полагали на постелях и кроватях, дабы хотя тень проходящего Петра осенила кого из них.
16 Сходились также в Иерусалим многие из окрестных городов, неся больных и нечистыми духами одержимых, которые и исцелялись все.
17 Первосвященник же и с ним все, принадлежавшие к ереси саддукейской, исполнились зависти, 18 и наложили руки свои на Апостолов, и заключили их в народную темницу.
19 Но Ангел Господень ночью отворил двери темницы и, выведя их, сказал: 20 идите и, став в храме, говорите народу все сии слова жизни.
![🔹](https://spaces.im/i/em/1F539.png?0)
В этот день читается Евангелие об уверении воскресшим Господом Фомы (Ин 20:19–31), и многие богослужебные тексты посвящены описанному в Евангелии событию, происшедшему на восьмой день по Пасхе:
О пресла́внаго чудесе́! / Неве́рие ве́ру изве́стную роди́. / Рек бо Фома́: а́ще не ви́жду, не иму́ ве́ры. / Осяза́в же ре́бра, богосло́вит воплоти́вшагося, / Того́жде Сы́на Бо́жия позна́, / я́ко пострада́вша пло́тию, / пропове́да воскре́сшаго Бо́га, / и возопи́ све́тлым гла́сом: / Госпо́дь мой и Бог мой, сла́ва Тебе́.
Другой темой богослужения в Неделю Фомину является духовное обновление, символизируемое приходом весны. Об этом говорится, в частности, в каноне, исполняемом на утрени:
Днесь весна́ душа́м, / зане́ Христо́с от гро́ба я́коже со́лнце возсия́в тридне́вный, / мра́чную бу́рю отгна́ греха́ на́шего. / Того́ воспои́м, я́ко просла́вися.
Цари́ца време́н, светоно́сному дню, / дней же царю́ я́вственнейши даронося́, / кра́сит избра́нныя лю́ди церко́вныя, / непреста́нно поя́ воскре́сшаго Христа́.
Тропари канона навеяны тематикой Слова святителя Григория Богослова, посвященного Неделе новой, где говорится:
«Царица времён года сопровождает царицу дней и приносит от себя в дар все самое лучшее и прекрасное. Ныне небо прозрачно, ныне солнце выше и златовиднее, ныне круг луны светлее и сонм звезд ярче. Ныне примиряются волны с берегами, облака с солнцем, ветры с воздухом, земля с растениями. Ныне весна естественная и весна духовная, весна видимая и весна невидимая. О если бы и там удостоились мы этой весны, изменившись к лучшему и обновленными перейдя в новую жизнь, во Христе Иисусе, Господе нашем...»
![☦](https://spaces.im/i/em/2626-FE0F.png?0)
Тропарь Недели Антипасхи, глас 7
Запеча́тану гро́бу,/ Живо́т от гро́ба возсия́л еси́, Христе́ Бо́же,/ и две́рем заключе́нным,/ ученико́м предста́л еси́,/ всех Воскресе́ние,/ дух пра́вый те́ми обновля́я нам,// по вели́цей Твое́й ми́лости.
Кондак Недели Антипасхи, глас 8
Любопы́тною десни́цею жизнопода́тельная Твоя́ ре́бра Фома́ испыта́, Христе́ Бо́же,/ созаключе́нным бо две́рем я́ко вшел еси́,/ с про́чими апо́столы вопия́ше Тебе́:// Госпо́дь еси́ и Бог мой.
Неделя 2-я по Пасхе, апостола Фомы (Антипасха)
Поста нет. Глас 1-й
Девяти мучеников Кизических: Феогни́да, Ру́фа, Антипа́тра, Феости́ха, Арте́мы, Ма́гна, Феодо́та, Фавма́сия и Филимо́на (286–299); прп. Ме́мнона Чудотворца, игумена Египетского; преподобного Некта́рия Оптинского (1928).
Преподобного Амфило́хия Почаевского (Головатюка) (1970); мчч. Диодо́ра и Родопиа́на, диакона (284–305); свт. Васи́лия Острожского, митрополита (1671) (Серб.); трехсот мучеников, в горах Дудиква́ти и Папа́ти (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).
Поста нет. Глас 1-й
Девяти мучеников Кизических: Феогни́да, Ру́фа, Антипа́тра, Феости́ха, Арте́мы, Ма́гна, Феодо́та, Фавма́сия и Филимо́на (286–299); прп. Ме́мнона Чудотворца, игумена Египетского; преподобного Некта́рия Оптинского (1928).
Преподобного Амфило́хия Почаевского (Головатюка) (1970); мчч. Диодо́ра и Родопиа́на, диакона (284–305); свт. Васи́лия Острожского, митрополита (1671) (Серб.); трехсот мучеников, в горах Дудиква́ти и Папа́ти (Турция) пострадавших (XVII–XVIII) (Груз.).
Сообщество: Православие есть истинная вера
Канал: Православие
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
![](https://spaces.im/i/app/logo/mir_tenei.png)
Мир Теней
Народ Тьмы, мастерски владеющий магией или народ...