23 дек 2019 (OFF) uylia_MUSLIMKA (S)
Часть2. Шейх Ибн Баз про "тамазхуб", "таклид" и "безмазхабность".


Вопрос: «Есть люди, которые говорят: “Я совершаю молитву согласно мазхабу шафиитов, или ханафитов, или маликитов”. К сведению, между этими мазхабами есть разногласия касательно правил совершения молитвы, как со стороны её исполнения, так и чтения Корана, и т.п. Каково шариатское постановление касательно этого?»

Ответ шейха Ибн База: «Является обязательным для верующего придерживаться жизнеописания пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его слов, его деяний. Обращаться к обладателям знания касательно того, что стало ему неясным. И пусть не ограничивается шафиитами, ханбалитами, маликитами или ханафитами. Пусть проявляет заботу о поступках пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и его Сунне, смотрит на слова обладателей знания, если является искателем знания. Спрашивает у обладателей знание о том, что стало ему неясным, чтобы исполнять молитву так, как совершал ее пророк, да благословит его Аллах и приветствует, а не так, как совершал такой мазхаб или сякой. Любой мазхаб может ошибаться и содержать в себе некоторые ошибки.
Но, если он спросит у искателя шариатского знания, обладателей знания, они направят его. А если он сам способен изучать, то обращается к книгам обладателей знания, к их доказательствам, чтобы знать, что именно соответствует поступкам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а что им противоречит.
Так пусть же он совершает то, что соответствует поступкам и словам пророка, да благословит его Аллах и приветствует, и оставляет то, что противоречит этому.
А Аллах Тот, к кому следует обращаться за помощью». Сл. "Фатауа нурун 'аля ад-дарб" № 926.
http://www.binbaz.org.sa/noor/6334

Опровергая современника – Мухаммада ‘Али ас-Сабуни, утверждавшего, что следование за четырьмя мазхабами – это «самая важная обязанность мусульман», шейх Ибн Баз сказал: “Нет никакого сомнения в том, что это утверждение является ошибочным! Ведь не является обязательным такълид за кем-либо из числа четырех имамов и кем-либо другим, какого бы уровня он не достиг в знании. Истина – в следовании за Кораном и Сунной, а не в такълиде за кем-либо из людей. Самое бОльшее, что можно было сказать, что такълид – приемлем при необходимости”. См. “Маджму’ фатауа уа макалят аш-шейх Ибн Баз” (3/52).

Вопрос: «Четыре учения: ахмадийское, шафиитское, маликитское и ханафитское, являются ли эти учения правильными, и в какое время они появились?»

Ответ шейха Ибн База: «Правильнее говорить: “Четыре мазхаба”.
Ахмадиты – это последователи Ахмада ибн Ханбаля, да смилуется над ним Аллах.
Шафииты – это последователи Мухаммада ибн Идриса аш-Шафи’и, да смилуется над ним Аллах.
Маликиты – это последователи имама Малика ибн Анаса, да смилуется над ним Аллах.
Ханафиты – это последователи Абу Ханифы ан-Ну’мана ибн Сабита, да смилуется над ним Аллах.
Эти мазхабы известны обладателям знания, и они распространились в более поздние века, начиная с третьего века и позже.
Что касается мазхаба Абу Ханифы, то он стал известен и распространился во втором веке, как и мазхаб имама Малика. А что касается мазхаба аш-Шафи’и и Ахмада, то они распространились после, в третьем веке. Эти имамы на благе, на прямом пути, на истине, да будет доволен ими Аллах и смилуется над ними.
Они – ученые прямого пути и ученые добра, однако нельзя говорить, что кто-либо из них защищен от ошибок и не ошибается. Напротив, у каждого из них имеются ошибки в зависимости от того, насколько Сунна была скрыта от него, и в зависимости от того, что они познали из Книги Аллаха Всемогущего и Великого. Каждый из них мог упустить что-то из знания, что-то из Сунны. И эта вещь общеизвестная, и включает в себя так же других имамов, как аль-Ауза’и, Исхак ибн Рахавейх, Суфьян ибн ‘Уейна, Уаки’ ибн аль-Джаррах и другие известные имамы.
Каждый из них мог что-то упустить из знания, ибо никто не может охватить всю Сунну и все знание. Да, они могли что-то упустить, но, тем не менее, они – имамы прямого пути.
У них есть последователи, которые упорядочили их мазхабы, собрали их вопросы и фетвы, и записали это. Затем эти мазхабы распространились и стали известны по причине их последователей, которые составляли об этом труды. Они собрали в них вопросы этих имамов и то, что они отвечали касательно этого.
И от некоторых из них могут исходить различные ошибки по той причине, что не дошла до него Сунна в некоторых вопросах, и он ответил на основании своего иджтихада, из-за чего могла быть допущена ошибка. Тогда как до другого дошел хадис, он знает этот хадис, и вынес правильное решение. И подобное может произойти с каждым из них в некоторых вопросах, да смилуется над ними Аллах. Поэтому Малик сказал: «Нет из нас никого, кроме как его слова могут быть принятыми или отвергнутыми, кроме находящегося в этой могиле», имея в виду посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.
А что касается выбора определенного мазхаба, то это право искателя шариатского знания, однако ему не следует делать таклид за кем-либо! Но если кто-то причислит себя к одному из мазхабов, в виде принадлежности, поскольку он считает, что его правила и основы подходят ему, то нет в этом проблем. Но, не следует ему слепо следовать ни за аш-Шафи’и, ни за Ахмадом, ни за Маликом, ни за Абу Ханифой, ни за кем-либо другим, напротив, ему следует брать оттуда, откуда они брали (Корана, Сунны и слов сподвижников). В спорных вопросах он должен смотреть на доказательства, и принимать то, что будет более правильным со стороны довода.
Что касается тех вопросов, в которых ученые единогласны, то не разрешается никому противоречить в этом, потому как ученые не могут быть единогласны на лжи. Сказал пророк, да благословит его Аллах и приветствует: «Не перестанет в моей общине существовать группа, которая будет победоносно сражаться на истине вплоть до Дня Воскрешения». Муслим 156.
И если они единогласны в чем-либо, то эта победоносная группа в их числе.
Однако является обязательным для ученого в спорных вопросах смотреть на доказательства, и если довод в пользу мнения Абу Ханифы, то принимать его мнение, если он в пользу Малика, то принимать его мнение, если в пользу аш-Шафи’и, то принимать его мнение, а если в пользу Ахмада, то принимать его мнение. И точно также, если довод в пользу аль-Ауза’и или Исхака ибн Рахавейха или других, является обязательным принять довод и оставлять то, что противоречит ему, потому что Пречистый Аллах говорит: «Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению!» (Женщины, 59).
И также Он сказал: «Решение всего, в чем вы расходитесь во мнениях, остается за Аллахом» (Совет, 10).
Является обязательным для обладателей знания возвращать спорные мнения среди людей к шариатским доводам, принимая то, на правильность чего указал довод.
А что касается простолюдина, то он спрашивает ученых своего времени, выбирает благого ученого, в котором проявляется подражание пророку, да благословит его Аллах и приветствует, набожность, проявляется в нем наличие знания, о котором отзываются с похвалой люди. Ему следует выбирать такого, спрашивать его, и мазхабом этого человека будет мазхаб того, кто дает ему фетвы. Но ему следует выбирать обладателей знания, спрашивать в своей стране или в другой о тех, кто известен знанием, достоинством, следованием истине и бережным отношением к своим молитвам. И кто из них известен своим следованием Сунне, отращиванием бороды, укорачиванием одежды (чтобы не была ниже щиколотки), кто избегает места, приводящих к обвинениям, и тому подобное, то это из числа признаков, свидетельствующих о прямом пути ученого. И если ему укажут на ученого, который внешне соответствует благу, который известен своим знанием, то спрашивает его о том, что ему неясно, и хвала Аллаху. «Бойтесь Аллаха по мере своих возможностей» (ат-Тагабун, 16)
Также Всевышний сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете» (Пророки, 7). См. “Фатава Нурун ‘аля ад-Дарб” 1/23-25.

http://www.binbaz.org.sa/fatawa/4721


Спросила женщина из Сирии шейха Ибн База:
«Является ли для меня обязательным следовать определённому мазхабу? Выбрать ли мне этот определённый мазхаб или следует быть как мой отец или мать? Мой отец – ханбалит, а мать – ханафитка. Чему из этого следовать?»

Шейх Ибн Баз ответил: “Не является обязательным тамазхуб, ни для мужчины, ни для женщины. Не является обязательным быть ханбалитом, или маликитом, или шафиитом, или ханафитом, или захиритом. Это не является обязательным, ни для мужчины, ни для женщины. Однако для всех является обязательным держаться истины и смотреть на шариатские доводы. Но если человек не знает об этом, так как он из числа простолюдинов, то он обращается к обладателям знания своего города. Обращается к известным обладателям знания, известным своей праведностью, следованием прямому пути и отдалением от зла. Он обращается к ним касательно вопросов своей религии, ибо Аллах сказал: «Спрашивайте обладателей знания, если вы не знаете» (ан-Нахль 16: 43).
Несведущий человек спрашивает обладателей знания, и когда они ему отвечают, то он опирается на это. Также необходимо, чтобы он спрашивал у учёного довод из Слов Аллаха, слов Его посланника (мир ему и благословение Аллаха), чтобы извлечь больше пользы.
Если же человек является искателем шариатского знания или если женщина из числа искательниц знания, то она смотрит на доводы, обращается к книгам обладателей знания касательно вопросов молитвы, закята, поста, взаимоотношений, положений, связанных с месячными и т.п. Обращается к книгам, смотрит на доводы, и то, что видится ей опирающимся на довод, придерживается этого.
Это то, что является обязательным для мусульман из числа мужчин и женщин”. Сл. “Фатауа Нурун ‘аля ад-дарб” № 93.

Прослушать запись:
https://www.binbaz.org.sa/noor/1696

Согласно идеологии мазхабистов шейх Ибн Баз допустил в этом коротком фатуа кучу оплошностей:
1. Заявил, что тамазхуб не уаджиб.
2. Упомянул мазхаб захиритов наряду с четырьмя признанными мазхабами.
3. Советует простолюдинам требовать довод у учёного.
4. Побуждает требующих знание мужчин и женщин погружаться в книги по фикъху, тогда как это прерогатива исключительно муджтахидов.

Так же Шейха аль-Альбани спросили, рахимахуЛлах: «Какое ваше мнение относительно того, кто говорит о себе, что он приверженец мазхаба, но следует доказательствам? Он обязывает придерживаться конкретного мазхаба и аргументируется тем, что если не все, то большинство прошлых имамов были на этом пути».

Шейх аль-Альбани ответил: «По всей видимости, спрашивающий хотел одно, но допустив непроизвольную ошибку в речи сказал совсем иное.
Когда он говорит “Прошлые имамы”, то не первое ли, что бросается на ум - это имамы-муджтахиды, которые (якобы) призывали своих последователей слепо подражать за ними и запрещали им следовать за Кораном и Сунной, так же обязывали их тем, чтобы они шли за ними пядь за пядью?! Но ведь они (имамы-муджтахиды) далеки от этого!
А если под “имамами” он подразумевал не то, что первое бросается на ум с его слов, т.е. он подразумевал учёных-мукаллидов за этими имамами-муджтахидами, то тут мы скажем, что нет значения им (их позиции), которых он назвал имамами, пока они мукаллиды. Ведь обязательным для мукаллида, по признанию самих же мукаллидов, является следовать за словами муджтахидов. Они открыто заявляют, и в их словах есть тонкость, что доказательство муджтахида – это Коран и Сунна, а доказательство мукаллида – это слова такого-то имама, но не слова Аллаха и не слова Его посланника. Слова Аллаха и слова Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, являются доказательством для муджтахида, а что касается мукаллида, то его доказательство – это слова такого-то имама, и не следует ему (мукаллиду) говорить: “Сказал Аллах и сказал Его посланник”.
Мы скажем, что обязуем тебя твоими же словами. Если слепое подражание (таклид) обязывает тебя говорить словами имама, то мы скажем, что все имамы говорили: “Не следуйте слепо за нами в нашей религии. Не следуй слепо ни за мной, ни за Маликом, ни за Суфьяном или др., однако берите оттуда, откуда брали они”. Слов с этим значением множество, часть из них я упомянул в предисловии своей книги “Описание молитвы пророка, да благословит его Аллах и приветствует”.
Значит, слова спрашивающего, что имамы приказывали так, то это ошибка, это ошибка, даже если не сказать, что это наговор на них.
А что касается его слов, что я – приверженец мазхаба, однако, если прояснится доказательство, то я последую за ним, то мы скажем ему: Неужели для тебя по сей день не прояснилось доказательство, что не разрешено тебе избирать имама после посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и что никому не дана безошибочность наряду с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?!
Неужели по сей день для тебя не прояснилось, что как нет никого достойного поклонения кроме Аллаха, точно так же нет никого достойного следованию за ним, кроме посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует?! Неужели эта реальность для тебя ещё не прояснилась?!
Я думаю, что он обманывает самого себя, или скрывает (свое истинное положение) перед своими друзьями говоря, что я слепо следую за мазхабом, однако, если прояснится доказательство, то последую за ним. Свят Аллах!
Например, ты следуешь ханафитскому мазхабу, в котором говорится, что выделение крови даже с размера нитки портит омовение. Потом, для тебя проясняется доказательство, что омовение остаётся в силе и ты последуешь за этим доказательством и пойдёшь в противоречие мазхабу. Тогда почему ты не идёшь в противоречие мазхабу, который говорит тебе устами мукаллидов, а не имамов, как например аль-Баджури: “Является обязательным (уаджиб) следовать за большим учёным из их числа”. Откуда взял этот мукаллид такое постановление?! Ведь такое не говорил никто из тех, за кем делают таклид из числа имамов-муджтахидов?! Это они сказали такое, которые заявляют о таклиде, а сами проявили иджтихад и сказали то, что не говорил никто из муджтахидов абсолютно!
Итог, мы даём наставление задающему вопрос или тому, о ком речь, чтобы его мазхабом был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, всегда и везде. Однако мы не говорим ему так, как полагают некоторые люди и обвиняют нас ложно и не по праву в том, что мы говорим о простых мусульманах, якобы они должны проявлять иджтихад и понимать Коран и Сунну напрямую, чтобы отличали достоверные хадисы от слабых и чтобы знали общий текст, частный, не имеющий конкретизации, имеющий конкретизацию и.т.д. Мы так не говорим! Однако, мы говорим так, как уже сказали множество раз, что Великий Аллах поделил Исламское общество со стороны знаний на две категории: первая – это обладатели знания, а вторая, которые не являются таковыми, и на каждую категорию возложил обязанность, которую они должны выполнять. Обладатели знания, если их спросят, то они должны ответить, а долг других – это спросить: «Если вы не знаете, то спросите обладателей знания» (16:43).
Значит ты, о мукаллид, который сделал таклид за определённым имамом или мазхабом обязанностью, о которой не сказал ни Аллах и ни Его посланник и ни один из имамов мусульман, является обязательным для тебя выкинуть из головы то, чем ты обязал себя и вменить для себя в обязанность заново следование за посланником Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Однако я знаю, что ты скажешь, что я не умею ни писать и ни читать, я – невежественный, то тут приходит тебе ответ из самого Корана на языке, который понятен для просто люда из числа арабов и даже из иностранцев: «Если вы не знаете, то спросите обладателей знания» (16:43). Для тебя является обязательным спросить учёного, который укажет тебе то, на чём был посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а не который укажет тебе на то, что сказал Абу Ханифа, если твой мазхаб ханафитский, или Малик, если твой мазхаб маликитский и т.д.
Нам было велено следовать за книгой Аллаха и за хадисом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Ведь посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сделал это защитой для людей от заблуждения и скитания направо и налево, если они будут держаться за это. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Поистине я оставил вам две вещи, если вы будете держаться за них, то не заблудитесь - книгу Аллаха и мою Сунну».
Просим Всевышнего Аллаха, чтобы Он умертвил и оживил нас на Коране и Сунне, и последняя наша мольба: Хвала Аллаху Господу миров!»

http://www.alalbany.net/play.php?catsmktba=17660


Некоторые пользы в дополнение об отношении шейха Ибн База к понятиям "тамазхуб", "такълид" и т.п.

Как-то журнал «ад-Да’уа» распространил фатуа шейха Ибн База, но допустил ошибку, упомянув в словах шейха следующее: «Согласно мазхабу такому-то и такому», хотя это были не слова шейха. Тогда шейх позвал того, кто записывал это фатуа и сказал: “Прочитай мне его!” Тот стал читать ему фатуа, и в нём были эти слова: «Согласно мазхабу такому-то и такому». Тогда шейх сказал: “Мы не говорим: «Сказано в мазхабе то-то и то», но мы говорим: «Сказал Аллах…», «Сказал Посланник…»!”
А когда один студент спросил шейха Ибн База о том, почему они много читают книги по хадисам, уделяя этому особое внимание, шейх ответил: “А разве знанием может быть что-либо, кроме хадисов?! Разве знанием может быть что-либо, кроме хадисов?! О такой-то! Такълид – не является знанием! Такълид – не является знанием!”
См. “Ма’алим тарбауия мин сира аль-имам ‘Абд аль-‘Азиз ибн Баз” стр. 1.

Также восемь лет назад (1431 г.х.) был издан трёхтомник в 1806 стр., являвшийся докторской диссертацией Халида ибн Муфлиха Али Хамида под названием: «Ихтиярат аш-шейх Ибн Баз аль-фикъхия», в которой автор собрал позиции шейха Ибн База по различным вопросам фикъха.
Исследователь и автор данной книги – доктор Халид Али Хамид собрал в этом полезном трёхтомнике с книг, записей и различных уроков шейха Ибн База его позиции по различным вопросам фикъха.
Автор цитировал высказывания Ибн База, в которых он пошёл в противоречие ханбалитскому мазхабу, а также и другим имамам, упоминая при этом тех из учёных, кто посчитал так же, как и Ибн Баз в том или ином вопросе.
В заключение этого исследования автор подвёл следующий итог:
- Шейх Ибн Баз пошёл в противоречие мнениям, выбранным шейхуль-Ислямом Ибн Таймией в 73 вопросах по фикъху.
- Шейх Ибн Баз выбрал мнения, отличные от мнений всех четырёх мазхабов в 75 вопросах по фикъху, пойдя им в противоречия касательно них.
- Позиции, выбранные шейхом Ибн Базом противоречили устоявшемуся мнению в ханбалитском мазхабе в 300 различных вопросах фикъха.
Суть этого примера не в том, что каждое из мнений шейха Ибн База было однозначно сильнее, чем мнения четырёх мазхабов или Ибн Таймии или других имамов. Однако суть этого примера в том, чтобы вновь указать, что шейх Ибн Баз, да помилует его Аллах, был истинным имамом–муджтахидом, хоть это и не признают мазхабисты, и он не был мукъаллидом. И шейх Ибн Баз не ограничивал истину ни ханбалитским мазхабом, ни мнениями Ибн Таймии, ни даже мнениями, в которых сошлись все четыре мазхаба.
Да помилует его Аллах и дарует ему прощение и райские сады!

https://asar-forum.uk/viewtopic.php?t=19618
Канал: Ислам

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
Легенды Крови
Удивительный мир фантазий, сражений и тайн... Битв
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play