🧙Конкурс сказок!
ИСТОРИЯ
(OFF) Seren3 (B) 17 мар 2020

ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ

В старину, как свидетельствуют документы, мордва не имела больших поселений, а жила рассеянно в дремучих лесах по берегам рек, ручьев, озер. Отсюда и название населённых мест, составленные из личных имен с прибавлением слов «ляй» («речка»), «кужа» («поляна»), «эрьхке» (озеро») и т.д. До середины 17 века встречались деревни, служившие поселениями отдельного рода, от имени которого выступал его глава – куд-азор (глава дома).

Улиц не было. Жили порядками по родству. В дни поминаний по усопшим все члены рода приходили на общее кладбище.

Свои дома мордва ставила посредине обширных дворов, обнесённых кругом высоким забором или тыном. Дом мордвина состоял из избы и сеней, прочие хозяйственные постройки строились отдельно. Каждая деревня имела особую ограду из жердей.

Мордовские избы отличались от русских изб. Она выходила на улицу обычно одним окном, прорезанным ближе к переднему углу. Окна прорубались в тех стенах, которые выходили на двор. На крыше дома обычно прилаживали скворечник, а под стрехой почти у каждого находился улей в надежде на прилётный рой.

Семьи были очень большими: 30-40 человек. Жили в 2 или 3 избах, но хозяйство считалось неразделённым. Мужчины, женщины и дети обедали отдельно.

Помимо земельного надела вблизи села до 17 века у мордвы были также бортные ухожаи, располагавшиеся иногда на значительном расстоянии от дома. Там были: бортные деревья, охотничьи и рыболовные угодья, сенные покосы, а также «пашенные поля». Мордовские «зимницы» - однодворные поселения в лесу. Состоящие из одной избы и хозяйственных построек, ко двору примыкали обрабатываемая пашня.

Мордва издавна занималась хлебопашеством, пчеловодством и охотой на пушных зверей и птиц. Из злаков мордва выращивала: рожь, пшеницу, просо, ячмень, овес и гречиху, а из технических культур – коноплю, лён. По общему мнению, которое отражено в письменных свидетельствах того времени, культура земледелия была заметно выше, чем у русского крестьянина. «Назем да лесок – мордве уголок» - говорил русский сосед мордвина.

По степени материального благосостояния мордва значительно превосходила русских. Это объясняется неутомимым трудолюбием мордвы, многотягловым хозяйством, неразделенностью землевладения и землепользования. «Сними обруч – и вода из бочки потечёт» - так отвечали мордвины В.К. Майнову (исследователь-этнограф из Русского географического общества) на предложение разделиться и вести самостоятельное хозяйство.

Материальное благосостояние мордвы вызывало зависть её русских соседей, которые, не понимая его причин, объясняли это тем, что мордва колдует.

С давних пор зажиточная мордва стала обращать на себя внимание царских чиновников. Вострые писари и большие бояры, о которых упоминается в одной мордовской песне, беззастенчиво пользовались добродушием, миролюбивым характером, бесправием и культурной отсталостью мордвы, запугивая и грабя сельских жителей. Т.И. Шишкин писал, что особенно выгодным считалось поручения следствия в богатой мордовской деревне, где можно было обогатиться так, что «незачем и в Калифорнию отправляться».

Мордва издавна занималась лесным пчеловодством – бортничеством. Мёд был по качеству очень хорошим. И медом мордва в дальнейшем платила подати. С 18 века с вырубкой лесов и сокращением незаселенных земель бортничество сменяется пчеловодством.

В середине 16 века немецкий дипломат и путешественник С. Герберштейн писал о мордве: «… Это очень сильные люди, ибо они часто храбро отражали от себя даже разбои татар, почти все они пехотинцы, замечательны своими длинными луками и отличаются опытностью в стрельбе». «Человека не бойся, а бойся его оскорбить» - гласит мордовская пословица. Впрочем, за нанесённые обиды мордвины жестоко и единодушно мстили.

Чувство коллективизма, взаимопомощи было чрезвычайно развито у мордвы. «Первое дело – соседское дело» - считал мордвин. По каждому случаю устраивались «помочи».

При заключении договора (устного, были неграмотные) произносили важную в их глазах формулу: «Бог нас связал, пусть он нас и отвяжет» («Шкайсь минь сотнемазь, катк сон минь и юкссамазь»). Причем связывались поясами друг с другом, а в некоторых местах выдергивали по 2 волоса из головы и сплетали их вместе.

Уголовные преступления редко встречались у мордвы: пойманного на месте преступления жестоко избивали или сразу убивали. Об этом поется во многих мордовских песнях: «Ульяна» и т.д. Вечером вызывали на «Орамонь куд» и жестоко расправлялись с преступником. «ломанень парши салат – манда (байдек) палат» - учит мордовская пословица. («Чужое добро украдешь – палку поцелуешь»). В суд мордвины почти никогда не обращались.

За трудолюбие и честность мордвинов как работников высоко ценили окрестные земледельцы, которые при подрядах и покупках руководствовались таким правилом: с пригородными русскими крестьянами и мещанами дела не иметь, татар обязывать «Строгими условиями на законных основаниях», а мордвину – верить на слово.

Мордва с радушием и щедростью угощала как знакомых, так и незнакомых. О таком хлебосольстве мордвы, которая «каждого гостя и поит, и кормит, и на руках носит», наслышаны были её русские соседи. В дни церковных и народных праздников, а также на свадьбу и поминки съезжались русские люди из окрестных деревень. В.А.Ауновский. Мордвин, отмечал он, не может жить без песен и поет в любых условиях.

Пристрастие к еде. «Посмотрите на нашего мордвина на ярмарке, - писал священник одного мордовского прихода, - он не заглядится, как русский крестьянин, ни на комедию, ни на наряды, один только калач да соленый лещ могут обратить его внимание на себя».

Русское присловье «Уписывает, как мордвин!» в прошлом веке было хорошо известно в России.

Источниками получения продуктов питания у мордвы было земледелие, животноводство и рыболовство. Дополнительные продукты питания давали птицеводство и охота, а также сбор грибов, ягод, орехов и дикорастущих трав. Употребление в пищу зайчатины.

Большое значение у мордвы имели напитки, приготовленные из меда. Самым любимым напитком у мордвы было пуре – сычёное пиво и брага (поза).Недавно П.М. Мезин опубликовал один старинный рецепт изготовления пуре: на 1 ведро напитка 1 фунт ячменя и 4 фунта жидкого мёда; хмеля 30 г на ведро. Сначала варили пиво из ячменя и мёда, а затем добавляли хмельной отвар. Пуре наливали в горшок, обмазывали тестом и ставили в тёплую печь.

Поза варился из солода, приготовленного изо ржи. Солод смешивали с мукой (теперь с резанной сырой или заранее высушённой свеклой), заливали холодной водой и ставили в печь на 2-3 дня. Затем раствор сливали в большую кадушку, перед тем положив на дно кадушки солому или мезгу.

В настоящее время, когда переосмысливаются исторические пути развития нашего общества, с особой остротой встает проблема нравственного воспитания. Что воспитывать? Как воспитывать?

Интересы общества диктуют необходимость нового подхода к воспитанию и обучению, предполагающего формирование духовности. Это влечет за собой изменения содержания, методов, средств и форм приобщения к действительности.

Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого лежит приобщение к отечественной истории и национальному культурному наследию. В этот период начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи – в языке народа, его песнях, музыке, играх, впечатлениях, получаемых маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, нравах и обычаях людей.

Воспитывать гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, - в настоящее время задача особенно актуальная и сложная. И сегодня эта задача не может быть успешно решена без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Каждый народ имеет свою культуру, в которой существуют пласты народной и профессиональной культуры. Национальная культура отражает конкретные особенности группы людей, живущих достаточно продолжительное время на одной территории и говорящих на одном языке.

Комментарии (0)

Показать комментарий
Скрыть комментарий
Для добавления комментариев необходимо авторизоваться
ИСТОРИЯ
Повелители стихий
Первая коллекционная карточная игра с уникальной...
Тема: Светлая | Тёмная
Версия: Mobile | Lite | Touch | Доступно в Google Play