Black Sabbath — дебютный альбом рок-группы Black Sabbath, выпущенный в Великобритании 13 февраля 1970
Black Sabbath — дебютный альбом рок-группы Black Sabbath, выпущенный в Великобритании 13 февраля 1970 года. 7 марта 1970 года альбом поднялся до #8 в UK Albums Chart и до #23 в Billboard 200.
Записанный всего за три дня (8 часов студийной работы) и обошедшийся группе лишь в 1200 фунтов стерлингов, сегодня дебютный альбом Black Sabbath считается классикой хэви метала. В списке IGN Music (Top 25 Metal Albums) он — на 13-м месте (второй альбом группы, Paranoid, идет здесь вторым, уступая Master of Puppets (Metallica)).
Во время одного из выступлений группы в «Henry’s Blues House» туда зашёл Тони Холл (Tony Hall) — достаточно известный диджей. Ему понравилось выступление группы и он заключил контракт с музыкантами от имени своей компании «Tony Hall Enterprises», а затем продал этот контракт лейблу «Fontana». Группа приступила к записи своего первого альбома.
От компании звукозаписи для руководства записью был назначен продюсер Роджер Бейн. Запись происходила в студии «Regent Sound» (Тоттенхэм, Лондон) в октябре 1969 года. Студия была размером с жилую комнату, все музыканты играли одновременно, между ударными и гитаристами установили перегородку, а Оззи пел в ванной комнате в то же самое время, когда остальные играли. Инженером звукозаписи был Том Аллом (Tom Allom). По утверждению Айомми самой большой проблемой было объяснить, как настраивать аппаратуру группы. Бейн и Аллом проигрывали записанные дорожки по отдельности и слушая по отдельности инструменты пытались изменить их звучание, пока, по утверждению Айомми, не поняли, что нужно слушать звучание группы целиком.
Весь материал был записан на четыре дорожки, Бейн и Аллом добавили колокола и раскаты грома в песню «Black Sabbath». Кто-то из них принёс плёнки с эффектами и предложил их добавить, и музыканты согласились на это. Фотографию для альбома сделали на водяной мельнице в деревне Mapledurham. На внутренний разворот поместили перевёрнутый крест, с которого по словам Айомми «начались многие наши неприятности. Мы неожиданно стали сатанистами.» На окончательном сведении альбома музыканты не присутствовали, так как отправлялись в турне по Европе. Звукозаписывающая компания «Philips Records», владевшая лейблом «Fontana» передала группу на «Vertigo Records» — только что образованное подразделение, специализирующееся на прогрессив-роке.
Ещё до записи альбома тогдашний продюсер группы Джим Симпсон подписал контракты на множество выступлений группы, между тем их заработок составлял порядка 20 фунтов, вследствие этого музыканты решают сменить продюсера. Первым, с кем музыканты встретились, был Дон Арден, однако музыканты не хотели с ним работать, по словам Айомми «возле него крутилась толпа гангстероподобных персонажей». Тогда Уилф Пайн, помощник Ардена, предложил музыкантам поработать с Патриком Миханом. Михан понравился музыкантам и с ним заключили контракт. Новый менеджер сразу же ограничил общение музыкантов с прессой, что сделало выход альбома более интригующим.
9 января 1970 г. лейбл выпустил сингл «Evil Woman», а вслед за ним, как настояли маркетологи звукозаписывающей компании, в пятницу 13 февраля 1970 года вышел и альбом, получивший название Black Sabbath. Он поднялся до 8-го места в чарте UK Albums Chart, четыре месяца спустя был выпущен (на Warner Bros. Records) в США, где поднялся до 23-го места в Billboard 200, продержался в Top 40 около года и разошёлся за это время миллионным тиражом.
При том, что альбом имел коммерческий успех (а впоследствии стал — как в США, так и в Великобритании — платиновым), в 1970 году он подвергся серьёзной критике; в частности, был крайне невысоко оценён Лестером Бэнгсом, рецензентом Rolling Stone. Скептическое отношение к группе со стороны музыкальных критиков сохранялось в течение многих лет. Как отмечал в 1973 году альманах «Rock Files», «…Любой третьесортный саппорт-бэнд имел больше шансов попасть в программу Джона Пила, чем Black Sabbath». Группа, до ухода Осборна в 1979 году, сумевшая продать 8 миллионов копий своих альбомов, своим взлётом была обязана исключительно преданности фанатов. Сам Оззи Осборн впоследствии так объяснял истоки музыкального мировоззрения своего коллектива: «В чартах только и слышалось: 'Если вы соберётесь в Сан-Франциско, не забудьте, что у вас должны быть цветы в волосах…' Мы же в Астоне, если и видели цветы, так только в венках на гробах, что отправлялись на кладбище».
Заглавный трек — который был назван в честь фильма 1963 года «Три лика страха» (в англоязычном прокате — «Чёрная суббота») с Борисом Карлоффом в главной роли, и, в свою очередь, дал новое название группе, тогда ещё известной как Earth — появился после того, как Гизер Батлер взял у Оззи Осборна книгу XVI века о чёрной магии. «…Я проснулся среди ночи: у дальнего конца кровати стояла фигура в чёрном. Несколько секунд спустя она словно бы растворилась, заставив меня пережить момент незабываемого ужаса… Я рассказал об этом Оззи, и у него, судя по всему, эта история засела в памяти. Едва мы начали играть Black Sabbath, он тут же выдал целиком весь этот текст… После всего этого стало ясно: иного названия для нашей группы и быть не может!»
Согласно другой истории, Гизер и Тони на репетиции, представляя новые музыкальные идеи Оззи и Биллу, выдали независимо друг от друга один и тот же рифф.
Из альбома был выпущен сингл «Evil Woman» (с «Wicked World» на обороте).
Оригинальный виниловый диск, ныне являющийся раритетом, был выпущен с раскрывающейся обложкой. На развороте её был изображен перевернутый крест с коротким стихотворением внутри:
А дождь всё льёт и льёт. Завесы тьмы окутывают почерневшие деревья, и они, искорёженные какой-то невидимой силою, роняют усталые листья и клонят ветви к усыпанной птичьими крыльями серой земле. Пред жестикулирующей смертью маки в траве истекают кровью, а намертво захваченные капканами юные крольчата бездвижно застыли, будто охраняя окружающее безмолвие, которое грозит поглотить всех тех, кто в него вслушается. Уставшие от непрестанного ужаса вчерашнего дня немые птицы сбиваются в стаи в самых тёмных уголках, отворачивая головы от мёртвого чёрного лебедя, что плывет кверху брюхом в лощине по глади маленького пруда. От пруда этого исходит легкий сладострастный туман, прокладывающий себе путь наверх, чтобы ласкать ноги безголовой статуи мученика, единственное достижение которого состояло в том, что он умер слишком рано, так и не дождавшись отпущения грехов. Поток тьмы проявляется во всем своем величии, и начинается длинная чёрная ночь, а юная дева у озера всё ждёт и ждёт. Не видя, она мнит себя невидимой и украдкой улыбается дальнему колокольному звону и дождю, что всё льёт и льёт….
Оригинальная европейская версия альбома содержит композицию «Evil Woman» с одноимённого сингла, который был выпущен ещё до выхода альбома; он открывает его вторую сторону. На американской версии диска первый трек стороны Б — композиция «Wicked World» (которая, в свою очередь, была стороной Б на сингле «Evil Woman»).
Американская версия альбома включает в себя больше композиций, чем оригинальный диск. Считается, что эти дополнительные композиции появились выделением проигрышей из основного материала:
«Wasp» — интро из «Behind The Wall Of Sleep»
«Bassically» — соло бас-гитары, открывающее «N.I.B.».
«A Bit Of Finger» — акустическое вступление к «Sleeping Village».
В некоторых американских изданиях композиции «Wasp», «Behind The Wall Of Sleep», «Bassically» объединены в один трек с названием «Sleeping Village», «N.I.B.» «A Bit Of Finger» и «Warning» так же объединены в один трек, в то время как европейское издание разделяет все эти треки.
Большинство североамериканских изданий альбома неправильно указывают продолжительность «Wicked World» в 4:30, и попурри Warning в 14:32.
В список лучших каверов по версии журнала Metal Hammer попало три песни из альбома: «Evil Woman» — как кавер Crow, исполненный группой, на 9-е место, «The Wizard» в исполнении Black Label Society на 8-е и «Behind the Wall of Sleep» (Static-X) — на 54-е.
Альбом вышел в пятницу 13 февраля.
Список композиций:
Сторона 1:
«Black Sabbath» — 6:16
«The Wizard» — 4:24
«Behind the Wall of Sleep» — 3:38
«N.I.B.» — 6:06
Сторона 2:
«Evil Woman» — 3:25
«Sleeping Village» — 3:46
«Warning» — 10:32
Участники записи:
Тони Айомми — гитара
Оззи Осборн — вокал, гармоника («The Wizard») На оригинальной версии диска писался как Ossie Osbourne
Гизер Батлер — бас-гитара
Билл Уорд — ударные
Технический персонал:
Том Аллом — звукоинженер
Барри Шеффилд — звукоинженер
Роджер Бэйн — продюсер
Keef — графика, фото