«Ру́сское по́ле экспериме́нтов» — студийный альбом группы «Гражданская оборона». Последний из серии
«Ру́сское по́ле экспериме́нтов» — студийный альбом группы «Гражданская оборона». Последний из серии альбомов 1989 года, он является воплощением идеального для Егора Летова на тот момент (конец 1989 года) звучания. Включён в сводку «100 магнитоальбомов советского рока» Александра Кушнира.
История создания:
После попытки записи на профессиональной аппаратуре на репетиционной точке «АукцЫона» в Ленинграде, Летов сделал вывод, что получившийся звук его не устраивает. В результате, записав партии ударных, Летов вернулся в Омск, где продолжил запись у себя дома. Альбом характерен «грязным» звуком, записанным при намеренной перегрузке звукозаписывающей аппаратуры.
Изначальной идеей было создать неслыханный доселе шквал постпанковых, нефункциональных ударных с экзотическими рисунками, визга сдвоенных, а то и строенных гитар, густого чистого баса, гуляющего по своей воле, и голоса
— Егор Летов
За редким исключением (акустические «Как сметана» и «Непонятная песенка») все песни исполнены яростно и быстро. Лирика альбома крайне депрессивна. Сам Летов в то время нередко высказывал мнение, что рок всегда ведет к трагической развязке (суициду, сумасшествию или гибели). 15-минутную заглавную композицию «Русское поле экспериментов» Летов называл вершиной своего творчества:
Я, вообще, замечаю, что подошел к некоей условной грани к некоему, как бы высшему для меня уровню крутизны, за которыми слова, звуки, образы уже не работают, вообще, все, что за ним — уже не воплотимо (для меня, во всяком случае) через искусство. Я это понял, когда написал Русское Поле… Оно для меня — вышак. Предел. Красная черта.