OK Computer — третий студийный альбом группы Radiohead, выпущенный в 1997 году, в следующем году номинирован
OK Computer — третий студийный альбом группы Radiohead, выпущенный в 1997 году, в следующем году номинирован на «Грэмми» как «лучший альбом года», победил в номинации «лучший альтернативный альбом», стал трижды платиновым в Британии и дважды платиновым в Соединенных Штатах. Альбом получил отклик настолько широкого круга музыкальных критиков и общественности, что это ставит его особняком среди других работ группы. В 1998 году по версии журнала «Q» в результате опроса читателей он был назван первым в числе лучших альбомов всех времён, в 2005 году альбом снова занял эту позицию. В том же году альбом занял высшую строчку в категории «лучшие альбомы за 20 лет (1985—2005)» по версии журнала Spin. Альбом попал также в список 500 лучших альбомов всех времён по версии журнала Rolling Stone, заняв там 162-ю позицию.
Музыканты приступили к репетициям и записи альбома в начале 1996 года в студии Canned Applause в бывшем складе рядом с Дидкотом в Оксфордшире. Это был первый раз, когда Radiohead работали над альбомом не в привычной студийной обстановке. Чтобы не вступать в конфликт с музыкантами, как это было во время записи the bends, EMI не устанавливала крайний срок окончания работы. В конце концов музыканты решили, что Canned Applause не подходила для работы. Йорк объяснял это близостью к домам музыкантов, а Джонни Гринвуд — отсутствием бытовых удобств. Несмотря на все проблемы, на Canned Applause были практически полностью записаны четыре песни: Electioneering, no surprises, Subterranean Homesick Alien и the tourist. Ещё раньше была записана lucky, которая вошла в благотворительный альбом The Help Album (1995). По настоянию лейбла Radiohead отыграли тур по США на разогреве у Alanis Morissette. В ходе тура Radiohead исполнили несколько новых песен.
В сентябре 1996 года Radiohead возобновили работу над альбомом. Студией стал старинный особняк St. Catherine’s Court около Бата, принадлежавший актрисе Джейн Сеймур. В частности в песне exit music (for a film) присутствует эффект эхо, полученный благодаря акустике каменной лестницы. К рождеству было записано 14 песен. Струнные инструменты Radiohead записали в январе в студии «Эбби Роуд». Сведение заняло ещё два месяца.
По словам О'Брайена, из всех лейблов хорошего результата от OK Computer ожидал только Parlophone, а остальные после прослушивания альбома занизили оценки продаж. Capitol Records, распространявший альбом в США, снизил оценки с 2 млн до 500 000 копий.
Первым синглом вышел paranoid android. Несмотря на недостаток ротации на радио он дебютировал на третьей строчке в британском чарте. Альбом стартовал в UK Albums Chart на первом месте, долго не выходил из топ-10, а по итогам года оказался на восьмом месте по продажам в Великобритании. В США OK Computer достиг в Billboard 200 21 позиции.
Песня «OK Computer» не вошла в альбом. По словам гитариста группы Джонни Гринвуда, «песня была плохая, зато вот название — хорошее». Позже она была перезаписана и вышла под названием palo alto на ряде синглов. Первоначальное название трека, как и название альбома, — цитата из фантастического романа Дугласа Адамса «Автостопом по Галактике», фразу «О. К., компьютер!» произносит «Галактический президент», ожидая (от этого самого компьютера) ответа на вопрос о «смысле Жизни, Вселенной и всего такого».
Так же, как и при создании the bends, группа хотела, чтобы альбом открывала мощная, запоминающаяся композиция. Так появился airbag — трек с достаточно сильно искажёнными (обильно был использован эффект дисторшн) ударными, гитарным риффом, по тембру напоминающим скорее очень громкую виолончель, психоделическим вокалом Йорка. По признанию Тома Йорка, он хотел, чтобы эта вещь прозвучала «в духе» dj shadow. В период записи альбома группа находилась под сильным впечатлением от его музыки (впечатление было обоюдным), а во время гастролей в поддержу ok computer thom yorke и dj shadow объединились и записали композицию Rabbit in your Headlights для британского трип-хоп-проекта unkle.
paranoid android — сложная композиция, созданная из трех совершенно разных песен. В начале песни мы слышим тихую, почти нежную истерику фальцета Йорка (сопровождаемую в основном акустической гитарой и легкой перкуссией), которая в середине песни переходит в уже совершенно откровенную форму с выкриками Тома в адрес неизвестных большинству слушателей людей, а затем в фазу медитативности (хотя, по прежнему, эмоционально-напряжённой), почти молитвенности, и завершается «схождением с ума» гитары Джонни, которая звучит очень необычно благодаря использованию особого гитарного эффекта Mutator. Музыкальный размер композиции меняется по ходу звучания несколько раз.
Название трека уводит нас в область литературы, все к тому же произведению Дугласа Адамса, а точнее — к одному из его главных героев: странному, но по-своему трогательному депрессивному роботу Марвину, андроиду-параноику.
Во время проигрывания припева песни слышится что-то вроде «I may… be paranoid, but…. not an…android.» и затем «I may … be paranoid, but…. no …android.», «произнесенное» компьютерным синтезатором голоса (MacInTalk Pro). Группа это никак не комментирует.
exit music (for a film), как явственно следует из названия, была написана для фильма (Romeo + Juliet, 1996 г.) и звучит во время его конечных титров. Первоначально в качестве текста песни Том планировал использовать строки из Шекспира, но, в итоге, написал текст сам.
karma police — фортепианная баллада, в которой многие находят сходство с песней the beatles sexy sadie, и действительно, строки «You made a fool of everyone» (и параллельные ей) Sexy Sadie и «This is what you get» Karma Police положены на один и тот же аккордовый ряд — C D G F#; впрочем, мелодические части сравниваемых эпизодов соверешенно различны, а остальные (то есть за исключением вышеназванных строк) эпизоды Karma Police вообще не имеют ничего общего с тональностью (равно как и с остальными составляющими) Sexy Sadie.