Корсиканская вокальная полифония своими корнями уходит на много веков в прошлое. У неё своя самобытная история, впрочем
Корсиканская вокальная полифония своими корнями уходит на много веков в прошлое. У неё своя самобытная история, впрочем, как и у самой Корсики – острова, возникшего в Средиземном море 250 миллионов лет назад. У акапельного многоголосия Средиземноморья, если подходить к нему с мерилом длиной в человеческую жизнь, не менее захватывающее прошлое и, к счастью, неугасающее настоящее. И хотя традиция многоголосного пения на Корсике к 1950-м годам практически умерла, однако в 1970-х, на волне национального подъема, она начала возрождаться, являясь сегодня неотъемлемой частью корсиканского самосознания. Среди известных корсиканских групп и исполнителей, появившихся в результате этой волны, следует назвать Canta U Populu Corsu, L’Arcusgi, Tavagna, Chjami Aghjalesi, U Cori di Sartè (Le Chœur de Sartène — фр.), Terra, Voce di Corsica, Alte Voce, Barbara Furtuna, Vaghjime, Cinqui So’, Donninsulana, Voce Ventu и I Muvrini. Однако флагманом корсиканских полифонических песнопений на протяжении почти четырёх десятилетий считается группа A Filetta, в чьём активе более двух десятков студийных и живых альбомов, саундтреки к хореографическим постановкам, художественным и документальным фильмам.
Группа A Filetta возникла в 1978 году в корсиканском регионе Балань, благодаря инициативе двух страстных любителей вокальной полифонии Михаэля Фразатти и Жан-Клода Аквавивы, который, к счастью, и по сей день руководит коллективом. Значительную часть репертуара группы наряду с традиционными народными корсиканскими песнями занимают сакральные песнопения. Кроме того, все шестеро участников A Filetta пишут собственные композиции, базирующиеся на древних средиземноморских традициях. Кстати, этнографические исследования показывают, что многоголосная музыка географически распространена по всему Средиземноморью, например на Кавказе, в Турции, Греции, Адриатических и итальянских прибрежных регионах (Албании, Далмации и Италии), в некоторых островных регионах (на Корсике, Сардинии и Балеарских островах), в Пиренеях и островах в Атлантике (Канарах, Азорах и Мадейре). Вот откуда, вероятно, у слушателей нередко возникают сравнения вокальной культуры Корсики с акапельным многоголосием других стран, к примеру, Грузии.
Однако почему полифония процветает именно в этих местах? Японский профессор Хидеки Хасегава на международной конференции «Острова мира» точно подметил три общих черты для этих регионов. Во-первых, это топография, ведь все эти регионы — гористые. Во-вторых, одним из главных занятий там является разведение овец и коз. И в-третьих, все эти области, окружающие Средиземное море, долгое время были границей между христианским и исламским мирами. Из-за нехватки равнин и летней жары в долинах люди обычно жили в горах и держали скот. И пастухи давали знак односельчанам или другим пастухам разными голосами, немного отличавшимися по тону. В религиозном отношении, христианство в этих землях утвердилось позже, чем на равнинах и в других европейских странах, и до XI века Крест и Полумесяц были в соперничестве. После крестовых походов Папа пытался просветить народ, сооружая храмы и рассылая миссионеров. Однако люди не слишком интересовались проповедью, поэтому духовенство решило привлечь людей в церковь, использовав их певческие обычаи. В связи с чем, самая вероятная гипотеза происхождения полифонии – комбинация церковных песнопений и вокальных традиций пастухов.
На молитвах, сакральных гимнах и первородных песнях горцев базируется и репертуар A Filetta, чья история корнями уходит глубоко в почву, подобно корням папоротника, давшего название группе. Как и древнее растение, члены группы испытывают непреодолимую тягу к родной земле, к истории. При этом группа любит экспериментировать, ищет новый способы самовыражения и адаптации старинных корсиканских традиций к современной действительности. Среди наиболее успешных проектов коллектива стоит упомянуть сотрудничество с бельгийским танцором и хореографом Сиди Ларби Шеркауи над постановками In Memoriam (2004) и Puz/zle (2013), многочисленные тандемы с ведущими кинематографистами – с Жаком Перреном над саундтреком к фильму «Птицы» (Le Peuple migrateur, 2001), с Жаком Вебером – над «Дон Жуаном» (Don Juan, 1998), с Эриком Валли – над «Гималаями» (Himalaya — l’enfance d’un chef, 1999) и не только. Одной из важнейших вех в становлении и развитии стиля стала встреча группы с итальянским трубачом Паоло Фрезу и французским бандонеонистом Даниэлем ди Бонавентура. В 2011 году на культовом лейбле ECM они записали проникновенный альбом Mistico Mediterraneo. Проект был настолько тепло встречен публикой, что совместные гастроли затянулись на несколько лет. И вероятнее всего, они будут пролонгированы, так как такой компанией они планируют записать еще один компакт-диск.
Как видим, A Filetta сумели оживить древнее искусство полифонического пения Средиземноморья, а также поделиться с другими секретами его исполнения. Согласно древней легенде, папоротник появился благодаря богине любви Венере, якобы она обронила свой прекрасный волос и из него выросло это удивительное растение. Как и история с папоротником, символом и оберегом группы, история A Filetta, судя по всему, не обошлась без божественного вмешательства. Голоса корсиканцев, объединивших традиции и новаторство, одухотворены и наполнены невероятной красотой. Их взгляды полны любви к своему острову, к человечеству, к Космосу.