Алёна Апина
Алёна Апина (полное имя: Елена Евгеньевна Апина; в девичестве Лёвочкина) — советская и российская эстрадная
Алёна Апина (полное имя: Елена Евгеньевна Апина; в девичестве Лёвочкина) — советская и российская эстрадная певица. Также проявляла активность в качестве автора текстов и музыки для песен, актрисы, педагога и радиоведущей. Родилась в городе Саратове 23 августа 1964 года в семье инженера и продавщицы. В пять лет Алёна увидела как знакомая девочка играет русскую народную песенку «Петушок» на пианино и начала выпрашивать у родителей собственный инструмент. Несмотря на свой невысокий достаток, мать и отец желание дочери исполнили и вдобавок отдали её в музыкальную школу. «Я не ходила в музыкальную школу, — вспоминает Алёна, — я в неё бегала. Не могла дождаться занятий, уроки по музыке делала в первую очередь». В итоге по классу фортепиано она все годы занятий в музыкальной школе являлась лучшей ученицей. В 10 лет Алёна пережила развод родителей, но тогда же случился и поворотный момент в её увлечении музыкой. Вместе с бабушкой она впервые побывала на концерте в Саратовской филармонии, где услышала творчество композитора Сергея Прокофьева. Алёну сильно впечатлил его «Концерт № 1 для фортепиано с оркестром» и после этого она твёрдо решила связать свою дальнейшую жизнь с музыкой, отныне мечтая о карьере концертмейстера в оперном театре.
Успешно освоив программу музыкальной школы, Алёна продолжила обучение фортепиано уже в стенах Саратовского музыкального училища. В свободное от занятий время будущая певица посещала концерты в городской консерватории и филармонии, смотрела фильмы в подпольных кинотеатрах и ходила в театральный кружок. Когда ей только исполнилось 18 лет, она впервые вышла замуж — за художника Валерия Апина. Брак продлился всего несколько месяцев, но обеспечил Алёне её нынешнюю фамилию латышского происхождения (apiņi переводится на русский как «хмель», таким образом Апина — это по сути «Хмелева»). По окончании училища Алёну распределили преподавателем в одну из захолустных музыкальных школ Алтайского края, откуда она почти сразу вернулась обратно в Саратов, не выдержав местного антуража (школа-сарай с навесным замком; верблюды и лежащий в округе снег с песком; предложения начальства сходу «тяпнуть водки» для знакомства — наиболее яркие воспоминания Апиной об этом приключении). Затем Алёна работала в родном городе тапёром в секции художественной гимнастики детской спортшколы и дважды пыталась поступить в Саратовскую консерваторию на факультет фортепиано, но оба раза не добирала баллов. Тогда по совету подруги, приметившей звонкий тембр её голоса, она с первой же попытки прошла на факультет народного пения.
В 1988 году композитор и пианист Виталий Окороков (друг детства и экс-бойфренд Алёны), встретив её в коридоре Саратовской консерватории, предложил ей поучаствовать в женской поп-группе «Комбинация», которую он в тот момент на волне перестроечной свободы и под впечатлением от концерта ансамбля «Мираж» создавал на пару с бывшим сотрудником ОБХСС Александром Шишининым (последний в этом предприятии курировал деловые вопросы, в то время как Окороков — творческие). Изначально пребывание Апиной в коллективе носило временный характер, пока не будет найдена постоянная вокалистка в пару к Татьяне Ивановой. Сама Алёна к поп-музыке тогда относилась крайне пренебрежительно и согласилась петь в «Комбинации» только в порядке летней подработки (на каникулах после второго курса) и за большие по тем временам для студентки деньги — ей полагалось 10 руб. за каждый концерт, которых бывало и по несколько в день, в то время как её стипендия в консерватории составляла 30 руб. в месяц. Вместе с группой Апина отправилась гастролировать с небольшими выступлениями по деревням и сёлам Саратовской области. Будучи самой старшей в ансамбле (на момент его создания Апиной было 24 года, тогда как остальные участницы являлись ещё несовершеннолетними), она помогала Шишинину налаживать в девчачьем коллективе дисциплину, а своей юной напарнице Татьяне Ивановой осваивать музыкальную грамоту и вокальные тонкости, став, помимо этого, её крёстной матерью.
Заручившись поддержкой московского концертного промоутера Сергея Лисовского (в последствии известного медиаменеджера и члена Совета Федерации), «Комбинация» становится частью гастрольной программы «Дискотека на колёсах» популярного диджея Сергея Минаева (самого Лисовского Апина до сих пор вспоминает с благодарностью, так как он единственный из столичных продюсеров не отверг группу и дал им шанс себя проявить). Таким образом 7 сентября 1988 года во дворце спорта города Волгограда перед многотысячной аудиторией состоялось первое профессиональное выступление коллектива, что послужило началом активной артистической жизни Алёны — с постоянными репетициями, концертами, съемками и записями. Со временем «Комбинация» стала чрезвычайно популярной и уже собственные шоу ансамбля регулярно собирали большие залы и стадионы. Увидев масштабы признания и тёплую реакцию публики, Апина, по её собственным словам, научилась понимать и принимать поп-музыку, перестав считать её низким жанром (своё отношение к ней певица однако до сих пор характеризует как «очень пограничное», хотя сама является одним из символов российской «попсы» 1990-х). Обучение в консерватории она в итоге решила не продолжать, всецело посвятив себя работе в группе.
В составе «Комбинации» Апина участвовала в записи нескольких альбомов (среди них «Русские девочки» и «Московская прописка»), исполнив в певческом тандеме с Ивановой такие хиты как «Russian Girls», «American Boy», «Не забывай», «Пойдём со мной», «Вишнёвая девятка», «Бухгалтер», «Русский хип-хоп» (для последних двух она сочинила тексты), а также солируя в балладах «Не грусти» и «Любовь уходит не спеша…». Помимо активностей в группе, Алёна в этот период дважды выступила соведущей (с Андреем Державиным) популярного советского музыкального телешоу «Шире-круг». Между тем на волне своего успеха «Комбинация» готовилась к туру по Европе и выпуску альбома в США, однако во время гастролей в Ташкенте Апина знакомится с музыкальным продюсером Александром Иратовым, влюбляется, и в 1991 году уходит из группы, чтобы строить с ним семью, срывая таким образом все планы Шишинина и своих коллег по коллективу. По иронии, Иратов был одной из тех влиятельных фигур столичного шоу-бизнеса, кто тремя годами ранее крайне негативно оценил саратовских девушек из «Комбинации» и отказал ансамблю в поддержке. Изначально собираясь просто «варить щи» дома, Алёна через некоторое время всё же начинает работать над сольной карьерой.
От идеи раскручивать певицу с нуля под именем «Алёна Саратовская» Иратову практически сразу приходится отказаться — на пробном концерте по реакции публики становится понятно, что люди уже хорошо знают её под настоящей фамилией как участницу «Комбинации», и в итоге афиши с «Алёной Саратовской» пошли на выброс. Сотрудничество с Иратовым во многом способствовало успешному началу самостоятельной деятельности певицы. Сыграв значимую роль в карьере Алёны, он в середине 1990-х официально станет её мужем, а их брак продлится более 20 лет. Первая же сольная песня Апиной под названием «Ксюша» в августе 1991 года оказалась супершлягером (композиция сперва предназначалась для «Комбинации», но Виталий Окороков по дружбе отдал её Апиной, а группе вместо этого досталась «Два кусочека колбаски», которую вопреки расхожему заблуждению Алёна никогда не записывала). В 1992 году на виниловой пластинке вышел дебютный альбом певицы — «Улица любви». Проект начинался уже известной публике «Ксюшей» и завершался не менее популярной песней «Бухгалтер», которую Апина прихватила с собой из «Комбинации» на правах автора стихов. Слова шести из восьми композиций с этого альбома Алёна написала сама (среди них заглавная «Улица любви», «Я люблю», «День рождения»), а в остальных песнях выступала соавтором текстов. На заглавный трек режиссёром Сергеем Косачем, ранее снявшим видеоклип «Бухгалтер» для «Комбинации», было сделано музыкальное видео.
Следующий альбом «Танцевать до утра» (1993) был результатом плодотворного сотрудничества Алёны с композитором Аркадием Укупником и её саратовским земляком — поэтом-песенником Юрием Дружковым, ранее с ней на пару сочинившим текст для «Ксюши». Релиз содержал такие хиты как «Лёха», «Я тебя у всех украду», «Летучий голландец» (на все три песни были сняты видеоклипы), «Было, девки, было», «Не могу я жить без тебя», а также «Всё так не просто», с которым Апина стала лауреатом конкурса «Песня года». Третья по счёту пластинка Алёны под названием «Пляжный сезон» (1994), включала в числе прочих шутливые легкомысленные песенки «Ну когда под венец», «Ой-ой-ой» и «Дружочек» (с последней Алёна вновь отметилась в «Песне года»), балладу «Ложь во спасение» и более жесткий и динамичный по сравнению с ними трек «Самоубийца», на который был снят видеоклип, отсылающий к популярному фильму «Телохранитель» (1992).
В первой половине 1990-х для творчества Апиной часто характерен образ «бедовой девчонки» — бойкой, добродушной, иногда слегка задиристой провинциалки в короткой юбке, завоёвывающей сердце возлюбленного, попутно отгоняя от него соперниц. Однако уже со второго альбома она активно старается продемонстрировать себя и с более мудрой и лирической стороны, особенно в медленных композициях (передать «стук женского сердца», как это описала сама Апина). В целом в этот период певица исполняла как иронические задорные песенки вроде «Ой-ой-ой», «Было, девки, было», «Ив Сен-Лоран» (иногда с народным оттенком в музыке и текстах, такие как «Семечек стакан» или «Свидание под грушей»), так и пронзительные баллады о несчастной любви типа «Я тебя у всех украду», «Не могу я жить без тебя», «Предчувствие», а также более классические поп-песни, например, («Летучий голландец», «Самоубийца» или «Пляжный сезон»). Попытки предстать перед публикой в более возвышенном и романтическом ключе певица в 1990-е будет предпринимать неоднократно, но затем не без грусти констатирует, что аудитория привыкла видеть в ней прежде всего жизнерадостного клоуна и любит её в основном за песни вроде «Ксюши» и «Лёхи».
В 1994 году результатом коллаборации Апиной с поэтом-песенником Михаилом Таничем, композитором Сергеем Коржуковым (группа «Лесоповал») и режиссёром Дмитрием Астраханом становится мюзикл/концерт «Лимита». Программа с успехом прошла в Москве и Санкт-Петербурге (в ней участвовали тогда ещё начинающие актёры Андрей Федорцов, Анатолий Журавлёв, Анна Банщикова и другие). В 1995 году на CD и аудиокассетах вышел музыкальный альбом «Лимита», записанный во время премьерного спектакля в ГЦКЗ «Россия» с последующей доработкой полученного материала в студии. Таким образом релиз включал уже знакомые публике по сценической постановке песни вроде «Попутка», «Парень из нашего города», «Пол-коечки», «СП» или «Девятиметровушка», однако для широкой аудитории наиболее известным треком с альбома стала композиция «Узелки», сделавшая Апину лауреатом фестиваля «Песня года» в третий раз. Помимо аудио-варианта «Лимиты», свет увидела и видеоверсия, которая демонстрировалась по ТВ и была издана на VHS.
Сотрудничество Апиной с Таничем продлится в итоге почти 15 лет, до самой смерти поэта, в то время как параллельно она исполняет песни на стихи таких авторов как Лариса Рубальская, Ольга Клименкова, Симон Осиашвили, Владимир Баранов, Кирилл Крастошевский и других. Среди тех, кто в 1990-е пишет для Алёны музыку, помимо Укупника, будут Андрей Косинский, Лора Квинт, Андрей Савченко, Вячеслав Добрынин, Игорь Зубков, Олег Молчанов и прочие композиторы; аранжировщиком многих её работ в этот период выступает Юрий Варум (отец певицы Анжелики Варум). Между тем альбом «Пропащая душа» (1995) приносит артистке новые хиты — задорную «Семечек стакан» и балладу «Ветка сирени», а также содержит 18-минутное «Попурри» из популярных песен с её предыдущих пластинок (прозвучавшие в этой подборке фрагменты в основном были записаны заново и с новыми аранжировками; многие исполнялись в ускоренном по сравнению с оригиналами темпе). Продолжая сотрудничество с Сергеем Косачем, Апина выпускает на композицию «Семечек стакан» комическое музыкальное видео при участии шоу-группы «Экс-ББ».
Отбросив на время шутки, в 1996 году Алёна наряду с другими исполнителями участвует в гастрольном туре «Голосуй или проиграешь» в поддержку на выборах Президента России кандидатуры Бориса Ельцина. Как объясняла сама певица двадцатью годами позже (в интервью музыкальному продюсеру Михаилу Козыреву на телеканале «Дождь»), на этот шаг она пошла так как органически не переносит коммунистов (ближайшим конкурентом Ельцина на выборах был кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов) — по словам Апиной, в случае их прихода к власти она бы определённо уехала из России. В этом же свете артистка в целом положительно оценила роль в истории страны как самого Ельцина, так и его предшественника — запустившего «Перестройку» Михаила Горбачёва — отметив, что несмотря на негативное отношение большинства людей к обоим политикам сегодня, их заслуги, по её мнению, обязательно признают будущие поколения. После ельцинской кампании 1996 года Апина однако заметной политической активности больше не проявляла, отметившись лишь редкими высказываниями на отдельные темы в своих интервью.
Продолжая развивать более утончённый и романтический образ, певица записала альбомы «Соперница» (1996) и «Объяснение в любви» (1997). Первый среди прочего содержал такие песни как «Ты все-таки уехал», «Каким ты был» (интерпретация композиции Исаковского/Дунаевского из фильма «Кубанские казаки»), дуэт с Андреем Державиным «Несколько часов любви», мечтательная «Мой единственный» и мудрый заглавный трек «Соперница» (на него был снят минималистичный клип с одной лишь Алёной в кадре, которая почти без косметики поёт на фоне синих декораций, периодически присаживаясь/опираясь на стул). Второй из этих дисков включал принёсший Апиной премию «Золотой граммофон» суперхит «Электричка» (в его поддержку также вышел популярный видеоклип) и композицию «Между двух берегов» с динамичной темой на скрипке, равно как и стилизованную под ретро песенку «Пароходик» и подборку лирических треков вроде «Разлуки» или баллады с говорящим названием «Романс». После этого артистка объявила, что со скучными экспериментами покончено: грустных песен она больше петь не намерена, а вместо этого на следующем альбоме вернётся к более привычному для её аудитории жизнерадостному стилю.
В этот же период Апина параллельно отметилась в трибьютах Алле Пугачёвой (концерт «Аллочке, в день рождения» и диск «Сюрприз от Аллы Пугачевой») с песней «Посидим, поокаем» и в трёх музыкальных фильмах серии «Старые песни о главном», исполнив в них среди прочего композицию «Стою на полустаночке» из репертуара Валентины Толкуновой, а также записала свою версию песни «Александра, Александра» (оригинал известен по ленте «Москва слезам не верит») для проекта «10 песен о Москве» к 850-летию города. Далее последовал популярный дуэт с Муратом Насыровым «Лунные ночи» (за него Апина получает премию «Овация» как солистка года), совместный гастрольный тур и обещанный развесёлый сольный альбом «Люби как я» (1998) с такими хитами как «Люби его», «Москвичи», «Тук-тук» и другими задорными композициями вроде кантрюшной «Камыши» (подарок от Пугачёвой) или электронно-танцевальной «Иванов». На песню «Люби как я» выходит комический сюжетный видеоклип, вновь снятый Косачем при участии шоу-группы «Экс-ББ», а также Николая Фоменко.
Следующий хит Апиной под названием «Тополя» с одноимённого диска 1999 года приносит ей премию «Золотой граммофон». В песне «Сенсация» с того же альбома и видеоклипе на неё Алёна высмеивает жёлтую прессу, рассказывая написанную Таничем историю, о том, «что дескать в эту пятницу, что дескать на рассвете, Апина в Саратове покончила с собой» (ранее в отношении певицы журналисты неоднократно распространяли слухи; самый известный из них говорил о её романе с Насыровым). После успеха «Лунных ночей», ещё один популярный дуэт под названием «Песня о женской дружбе» артистка записала вместе с Лолитой, выпустив его на своём очередном альбоме «О судьбе и о себе» (2001). Диск среди прочего отличился популярной песней «Завтра» — кавером на композицию «Ангел II» группы Иван Кайф (клип на апинский вариант ротировался на MTV с хвалебной пометкой «Эх, молодца!»). В 1998—2004 годах Апина стабильно появляется в числе лауреатов фестиваля «Песня года».
В 2001 году у Апиной и Иратова, которые почти 10 лет безуспешно пытались завести ребёнка, при помощи суррогатной матери родилась дочь Ксения. Ей Алёна стала посвящать значительную часть своего времени, зачастую жертвуя концертами, светскими тусовками и гастролями (крёстным Ксении стал Борис Моисеев). В 2002 году Апина получает звание Заслуженной артистки России, а на следующий год выпускает двойной альбом «Пойдём со мной» (первая часть — «Лирическая», а вторая — «Энергетическая») с таким песнями как «Электричка 2», «Она любила вишни», «Я танцую без тебя» и «Грешный миг» (дуэт с Моисеевым). Заглавный трек альбома — кавер на ранний хит группы «Комбинация». В середине 2000-х Алёна также записывает балладу «Я ждала, печалилась» на стихи Ларисы Рубальской и музыку Александра Морозова; несколькими годами позже на тексты собственного авторства выпускает шуточную заводную песенку «Свадьба» (музыка бывшего композитора «Комбинации» Виталия Окорокова) и новогодний шлягер «12 месяцев» (музыка Светланы Кулеминой). Все три композиции не попали на основные альбомы Алёны, но выходили на различных сборниках. В это же время артистка выпускает и очередной номерной диск — «Самолёт на Москву» (2007), включавший среди прочих песни «После дождя», «Ни слова не говори» и «Белые ночи». В клипе на заглавный трек с Апиной снялся актёр Игорь Лифанов.
Параллельно с певческой карьерой Алёна пробовала себя в кино и на телевидении. Появившись в 1996—1997 годах в серии музыкальных фильмов «Старые песни о главном» и аналогичной картине «Военно-полевой романс» (1998), в конце 1990-х — начале 2000-х она пять лет вела программу «Полевая почта» на канале ТВЦ, посетив в процессе Чечню во время Второй чеченской войны, где выступила перед солдатами. Затем певица сыграла роль в телесериале «Неотложка» (2004) — работа была удачной, и Апину пригласили сняться еще в нескольких сериалах: «Параллельно любви» (2004), в саундтреке которого прозвучала её одноименная песня c альбома «Пойдем со мной», «Убить Бэллу» (2005), «Девочка с севера» (2006) и «Провинциальные страсти» (2006). Несмотря на предложения от кинопродюсеров сама Апина на экранную карьеру переключаться не планировала: «Песне я никогда не изменю», — говорила она. В 2000-е и 2010-е годы артистка также участвует в певческих передачах и конкурсах на телевидении, в частности, «Жизнь прекрасна», «Ты — суперстар!», «Живой звук» и «Три аккорда».
В 2008 году Апина отметила 20-летие своей творческой деятельности, а двумя годами позже представила концептуальный альбом «Еще раз про любовь» в стилистике ретро-поп/шансон, содержавший преимущественно спокойные и романтические песни с акустическими аранжировками (например, композицию «Про пакетики» и заглавный трек, написанные Григорием Заречным, «Про тюбик» Виктора Третьякова, «Про мишек» Юрия Тишкина и Вячеслава Цветкова). Между песнями звучали монологи в исполнении Апиной, атмосферные звуковые эффекты и интерлюдии, сочинённые Андреем Косинским, а Лидия Козлова — вдова скончавшегося двумя годами ранее Михаила Танича — прочитала стихотворение «Ты в жизни мне даешь так много» собственного авторства. На слова самого Танича на альбоме было записано три песни: «Про подарки», «Про ветерок» и «Про день рождения».
С 2012 по 2018 год Апина, помимо работы на сцене, преподавала музыку и искусство в одинцовской школе, где училась её дочь. В 2013 году певица начала вести авторскую музыкальную программу-конкурс «Интернационал» на радио «Комсомольская правда», совместно с известными гостями представляя широкой публике творчество начинающих и малоизвестных исполнителей. Однако в 2014 году артистка покинула радиостанцию (по словам Апиной, в определённый момент её стали просить выводить гостей передачи на разговоры о политике, в частности, о ситуации на Украине, что её совершенно не устраивало). С 2015 по 2019 год она вела собственную авторскую программу «ФаСоль» на радио «Москва.fm» в формате «разговора по душам» со знаменитостями. У неё в эфире побывали Михаил Житняков, Евгений Маргулис, Михаил Шуфутинский, Вячеслав Малежик, Линда, Марк Тишман, Татьяна Овсиенко, Наталья Гулькина, Алёна Свиридова, Дмитрий Харатьян, Анастасия Меськова, Дмитрий Маликов, Игорь Бутман, Николай Фоменко, Станислав Садальский, Сагдиана, соратники Апиной по «Комбинации» Татьяна Иванова и Виталий Окороков и многие другие.
В 2014 году в испанском курортном городе Марбелья состоялся большой сольный концерт Апиной по случаю её 50-летия. На сцене с ней спели Татьяна Иванова, Борис Моисеев, её дочь Ксения и композитор Андрей Косинский, ранее многократно писавший для Алёны музыку. Очередной альбом, следующий в русле танцевальной клубной музыки и названный просто «Alena Apina», певица выпустила в 2016 году, а наиболее известными песнями с него стали «Мелодия», «ДиДжей» и испаноязычная «Yo Te Quiero». На следующий год Апина представила серию синглов в поддержку своего будущего альбома: «Близость», «Девушка Бонда», «Снежная королева» и «Елена». Первый из них, помимо обычного (поп-рокового) варианта, был представлен и в более спокойной, лаундж-аранжировке. Снятый на эту версию видеоклип «Близость, подвергся резкой критике в соцсетях из-за откровенного образа Апиной в нижнем белье. Сама 52-летняя исполнительница, которая годом ранее рассталась с Александром Иратовым после 25 лет совместной жизни, назвала ролик своей «постразводной темой», отметив что её хорошая физическая форма в данном видео наглядно демонстрирует женщинам: в 50+ можно оставаться красивой. Вышедшим несколько месяцев спустя очередным эротическим клипом (теперь уже на песню «Девушка Бонда»), Апина, по её собственным словам, решила «добить эту тему». В том же году она записала совместно с Black Russian Mama сатирическую песенку «Подкаты» в стиле хип-хоп, а также в облегающих вечерних нарядах появилась в снятом на эту композицию эпатажном музыкальном видео (последнее было помечено «18+» и заявлено артистками как «естественная реакция на мужское эго»).
Все представленные Апиной в 2017 году песни, включая «Подкаты» и «Близость» (в обычной версии) вошли на её следующий сольный диск — «Давай так» (2018), содержавший среди прочего заглавную композицию в двух вариантах (простом и Lyrical) и ремейк старого хита Алёны «Самоубийца» (певица с давних пор была недовольна оригинальным треком 1994 года). В том же 2018 году исполнительница временно воссоединилась с Татьяной Ивановой и группой «Комбинация» для участия в гастролях в честь 30-летнего юбилея коллектива, записав вместе с ними кавер-версию песни «Последняя поэма» (первоначально известна по фильму «Вам и не снилось…»). На следующий год Апина выпустила два сингла: «Парашюты» (мультипликационный клип на него вновь содержал откровенные сцены) и «Снежная королева (Remix)». Следом артистка породила умеренную медийную дискуссию высказыванием о своём неоднозначном отношении ко вхождению Крыма в состав России: «С одной стороны, конечно, он наш, а с другой стороны, конечно, он не наш, потому что есть закон, мы его приняли и пирог поделили», — сказала она в интервью Жанне Немцовой (под делением пирога, очевидно, имея в виду согласованное обеими сторонами после распада СССР сохранение полуострова за Украиной). В 2020 году Алёна представила сингл «Love & Peace», исполненный в рок-стилистике.
Дискография
Альбомы с «Комбинацией»
1988 — «Ход конём» (самиздат)
1989 — «Шоу-группа «Комбинация» (EP)
1990 — «Русские девочки». Новая версия
1991 — «Московская прописка»
1994 — «Из раннего» (он же «Белый вечер»)
Примечание: При участии Апиной также записана песня «Вишнёвая девятка», которая вошла в кассетное издание альбома «Московская прописка», а позднее появлялась на альбоме «Два кусочека колбаски» (в кассетном варианте и в CD-переиздании 2004 года). Кроме того, Апина поёт в оригинальной версии композиции «Бухгалтер» (именно этот вариант звучит в видеоклипе) и балладе «Любовь уходит не спеша…». Последние две записи выходили на виниловой и кассетной версиях «Московской прописки» (в CD-изданиях/переизданиях и цифровых релизах они отсутствуют — там «Бухгалтера» с Татьяной Ивановой исполняет Светлана Кашина, а «Любовь уходит не спеша…» заменена песней «Не грусти»).
Сольные альбомы
1992 — «Улица любви»
1993 — «Танцевать до утра»
1994 — «Пляжный сезон»
1995 — «Лимита»
1995 — «Пропащая душа»
1996 — «Соперница»
1997 — «Объяснение в любви»
1998 — «Люби как я»
1999 — «Тополя»
2001 — «О судьбе и о себе»
2003 — «Пойдём со мной»
2007 — «Самолёт на Москву»
2010 — «Ещё раз про любовь»
2016 — «Alena Apina»
2018 — «Давай так»
Сольные синглы
2017 — «Близость»
2017 — «Девушка Бонда»
2017 — «Снежная королева»
2017 — «Елена»
2019 — «Парашюты»
2019 — «Снежная королева (Remix)»
2020 — «Love & Peace»
Видеография
Клипы с «Комбинацией»
1988 — «Чёрная нитка»
1988 — «Белый вечер» (вер. 1)
1988 — «Вот опять окно»
1989 — «Знаю, что не любишь»
1989 — «Анжелика»
1989 — «Белый вечер» (вер. 2)
1989 — «Russian Girls»
1989 — «Хэй, мама»
1989 — «Белый вечер» (вер. 3)
1989 — «Не забывай»
1990 — «American Boy»
1990 — «Не грусти»
1991 — «I don’t believe in love»
1991 — «Бухгалтер»
2018 — «Последняя поэма»
Сольные клипы
1992 — «Ксюша»
1992 — «Улица любви»
1993 — «Лёха»
1993 — «Летучий голландец»
1993 — «Я тебя у всех украду»
1993 — «Ив Сен-Лоран»
1994 — «Самоубийца»
1995 — «Узелки»
1995 — «Семечек стакан»
1996 — «Несколько часов любви» (с Андреем Державиным)
1996 — «Соперница»
1996 — «Пароходик»
1997 — «Электричка»
1997 — «Александра, Александра»
1997 — «Лунные ночи» (с Муратом Насыровым)
1998 — «Люби его»
1998 — «Москвичи»
1999 — «Тополя»
1999 — «Убегу от тебя»
2000 — «Сенсация»
2000 — «Песня о женской дружбе» (с Лолитой)
2000 — «Дорогая рука»
2001 — «Завтра»
2002 — «Она любила вишни»
2002 — «Грешный миг» (с Борисом Моисеевым)
2003 — «Электричка 2»
2003 — «Я танцую без тебя»
2004 — «Белые ночи»
2006 — «Самолёт на Москву»
2013 — «С новым годом, бухгалтер»
2014 — «Мелодия»
2015 — «ДиДжей»
2017 — «Близость»
2017 — «Девушка Бонда»
2017 — «Подкаты» (с Black Russian Mama)
2018 — «Давай так»
2019 — «Парашюты»
Избранные концерты
1992 — «Улица любви» (ТВ)
1994 — «Танцевать до утра» (в Москве, VHS)
1994 — «Танцевать до утра» (в Санкт-Петербурге, ТВ)
1995 — «Лимита» (VHS)
1997 — «Объяснение в любви» (ТВ)
1998 — «Лунные ночи» (с Муратом Насыровым, VHS)
2008 — «Лучшие песни» (веб-релиз)
2014 — «А у меня сегодня День Рождения» (веб-релиз)
Звания, премии, награды
1992 — Лауреат хит-парада года
1993 — Лауреат хит-парада года
1993—1995 — Лауреат ежегодного музыкального фестиваля «Песня года» за песни «Всё так не просто», «Дружочек», «Узелки»
1997 — Лауреат музыкальной премии «Золотой граммофон» за песню «Электричка»
1998 — Лауреат музыкальной премии «Овация» в номинации «Солистка года» за песню «Лунные ночи»
1998—2004 — Лауреат ежегодного музыкального фестиваля «Песня года» за песни «Москвичи», «Электричка», «Тополя», «Завтра», «Грешный миг», «Пойдём со мной», «Параллельно любви»
1999 — Лауреат музыкальной премии «Золотой граммофон» за песню «Тополя»
2002 — Заслуженная артистка Российской Федерации
2004 — Лауреат музыкальной премии «Серебряный диск»
2005 — Лауреат музыкальной премии «Супер диск»
2007 — Кавалер ордена «Служение Искусству» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты столетия»
2008 — Новогодний Диплом за лучшую свадебную песню («Свадьба») по итогам Первого Популярного Радио Донбасса «Классное радио 103,1 FM»
Успешно освоив программу музыкальной школы, Алёна продолжила обучение фортепиано уже в стенах Саратовского музыкального училища. В свободное от занятий время будущая певица посещала концерты в городской консерватории и филармонии, смотрела фильмы в подпольных кинотеатрах и ходила в театральный кружок. Когда ей только исполнилось 18 лет, она впервые вышла замуж — за художника Валерия Апина. Брак продлился всего несколько месяцев, но обеспечил Алёне её нынешнюю фамилию латышского происхождения (apiņi переводится на русский как «хмель», таким образом Апина — это по сути «Хмелева»). По окончании училища Алёну распределили преподавателем в одну из захолустных музыкальных школ Алтайского края, откуда она почти сразу вернулась обратно в Саратов, не выдержав местного антуража (школа-сарай с навесным замком; верблюды и лежащий в округе снег с песком; предложения начальства сходу «тяпнуть водки» для знакомства — наиболее яркие воспоминания Апиной об этом приключении). Затем Алёна работала в родном городе тапёром в секции художественной гимнастики детской спортшколы и дважды пыталась поступить в Саратовскую консерваторию на факультет фортепиано, но оба раза не добирала баллов. Тогда по совету подруги, приметившей звонкий тембр её голоса, она с первой же попытки прошла на факультет народного пения.
В 1988 году композитор и пианист Виталий Окороков (друг детства и экс-бойфренд Алёны), встретив её в коридоре Саратовской консерватории, предложил ей поучаствовать в женской поп-группе «Комбинация», которую он в тот момент на волне перестроечной свободы и под впечатлением от концерта ансамбля «Мираж» создавал на пару с бывшим сотрудником ОБХСС Александром Шишининым (последний в этом предприятии курировал деловые вопросы, в то время как Окороков — творческие). Изначально пребывание Апиной в коллективе носило временный характер, пока не будет найдена постоянная вокалистка в пару к Татьяне Ивановой. Сама Алёна к поп-музыке тогда относилась крайне пренебрежительно и согласилась петь в «Комбинации» только в порядке летней подработки (на каникулах после второго курса) и за большие по тем временам для студентки деньги — ей полагалось 10 руб. за каждый концерт, которых бывало и по несколько в день, в то время как её стипендия в консерватории составляла 30 руб. в месяц. Вместе с группой Апина отправилась гастролировать с небольшими выступлениями по деревням и сёлам Саратовской области. Будучи самой старшей в ансамбле (на момент его создания Апиной было 24 года, тогда как остальные участницы являлись ещё несовершеннолетними), она помогала Шишинину налаживать в девчачьем коллективе дисциплину, а своей юной напарнице Татьяне Ивановой осваивать музыкальную грамоту и вокальные тонкости, став, помимо этого, её крёстной матерью.
Заручившись поддержкой московского концертного промоутера Сергея Лисовского (в последствии известного медиаменеджера и члена Совета Федерации), «Комбинация» становится частью гастрольной программы «Дискотека на колёсах» популярного диджея Сергея Минаева (самого Лисовского Апина до сих пор вспоминает с благодарностью, так как он единственный из столичных продюсеров не отверг группу и дал им шанс себя проявить). Таким образом 7 сентября 1988 года во дворце спорта города Волгограда перед многотысячной аудиторией состоялось первое профессиональное выступление коллектива, что послужило началом активной артистической жизни Алёны — с постоянными репетициями, концертами, съемками и записями. Со временем «Комбинация» стала чрезвычайно популярной и уже собственные шоу ансамбля регулярно собирали большие залы и стадионы. Увидев масштабы признания и тёплую реакцию публики, Апина, по её собственным словам, научилась понимать и принимать поп-музыку, перестав считать её низким жанром (своё отношение к ней певица однако до сих пор характеризует как «очень пограничное», хотя сама является одним из символов российской «попсы» 1990-х). Обучение в консерватории она в итоге решила не продолжать, всецело посвятив себя работе в группе.
В составе «Комбинации» Апина участвовала в записи нескольких альбомов (среди них «Русские девочки» и «Московская прописка»), исполнив в певческом тандеме с Ивановой такие хиты как «Russian Girls», «American Boy», «Не забывай», «Пойдём со мной», «Вишнёвая девятка», «Бухгалтер», «Русский хип-хоп» (для последних двух она сочинила тексты), а также солируя в балладах «Не грусти» и «Любовь уходит не спеша…». Помимо активностей в группе, Алёна в этот период дважды выступила соведущей (с Андреем Державиным) популярного советского музыкального телешоу «Шире-круг». Между тем на волне своего успеха «Комбинация» готовилась к туру по Европе и выпуску альбома в США, однако во время гастролей в Ташкенте Апина знакомится с музыкальным продюсером Александром Иратовым, влюбляется, и в 1991 году уходит из группы, чтобы строить с ним семью, срывая таким образом все планы Шишинина и своих коллег по коллективу. По иронии, Иратов был одной из тех влиятельных фигур столичного шоу-бизнеса, кто тремя годами ранее крайне негативно оценил саратовских девушек из «Комбинации» и отказал ансамблю в поддержке. Изначально собираясь просто «варить щи» дома, Алёна через некоторое время всё же начинает работать над сольной карьерой.
От идеи раскручивать певицу с нуля под именем «Алёна Саратовская» Иратову практически сразу приходится отказаться — на пробном концерте по реакции публики становится понятно, что люди уже хорошо знают её под настоящей фамилией как участницу «Комбинации», и в итоге афиши с «Алёной Саратовской» пошли на выброс. Сотрудничество с Иратовым во многом способствовало успешному началу самостоятельной деятельности певицы. Сыграв значимую роль в карьере Алёны, он в середине 1990-х официально станет её мужем, а их брак продлится более 20 лет. Первая же сольная песня Апиной под названием «Ксюша» в августе 1991 года оказалась супершлягером (композиция сперва предназначалась для «Комбинации», но Виталий Окороков по дружбе отдал её Апиной, а группе вместо этого досталась «Два кусочека колбаски», которую вопреки расхожему заблуждению Алёна никогда не записывала). В 1992 году на виниловой пластинке вышел дебютный альбом певицы — «Улица любви». Проект начинался уже известной публике «Ксюшей» и завершался не менее популярной песней «Бухгалтер», которую Апина прихватила с собой из «Комбинации» на правах автора стихов. Слова шести из восьми композиций с этого альбома Алёна написала сама (среди них заглавная «Улица любви», «Я люблю», «День рождения»), а в остальных песнях выступала соавтором текстов. На заглавный трек режиссёром Сергеем Косачем, ранее снявшим видеоклип «Бухгалтер» для «Комбинации», было сделано музыкальное видео.
Следующий альбом «Танцевать до утра» (1993) был результатом плодотворного сотрудничества Алёны с композитором Аркадием Укупником и её саратовским земляком — поэтом-песенником Юрием Дружковым, ранее с ней на пару сочинившим текст для «Ксюши». Релиз содержал такие хиты как «Лёха», «Я тебя у всех украду», «Летучий голландец» (на все три песни были сняты видеоклипы), «Было, девки, было», «Не могу я жить без тебя», а также «Всё так не просто», с которым Апина стала лауреатом конкурса «Песня года». Третья по счёту пластинка Алёны под названием «Пляжный сезон» (1994), включала в числе прочих шутливые легкомысленные песенки «Ну когда под венец», «Ой-ой-ой» и «Дружочек» (с последней Алёна вновь отметилась в «Песне года»), балладу «Ложь во спасение» и более жесткий и динамичный по сравнению с ними трек «Самоубийца», на который был снят видеоклип, отсылающий к популярному фильму «Телохранитель» (1992).
В первой половине 1990-х для творчества Апиной часто характерен образ «бедовой девчонки» — бойкой, добродушной, иногда слегка задиристой провинциалки в короткой юбке, завоёвывающей сердце возлюбленного, попутно отгоняя от него соперниц. Однако уже со второго альбома она активно старается продемонстрировать себя и с более мудрой и лирической стороны, особенно в медленных композициях (передать «стук женского сердца», как это описала сама Апина). В целом в этот период певица исполняла как иронические задорные песенки вроде «Ой-ой-ой», «Было, девки, было», «Ив Сен-Лоран» (иногда с народным оттенком в музыке и текстах, такие как «Семечек стакан» или «Свидание под грушей»), так и пронзительные баллады о несчастной любви типа «Я тебя у всех украду», «Не могу я жить без тебя», «Предчувствие», а также более классические поп-песни, например, («Летучий голландец», «Самоубийца» или «Пляжный сезон»). Попытки предстать перед публикой в более возвышенном и романтическом ключе певица в 1990-е будет предпринимать неоднократно, но затем не без грусти констатирует, что аудитория привыкла видеть в ней прежде всего жизнерадостного клоуна и любит её в основном за песни вроде «Ксюши» и «Лёхи».
В 1994 году результатом коллаборации Апиной с поэтом-песенником Михаилом Таничем, композитором Сергеем Коржуковым (группа «Лесоповал») и режиссёром Дмитрием Астраханом становится мюзикл/концерт «Лимита». Программа с успехом прошла в Москве и Санкт-Петербурге (в ней участвовали тогда ещё начинающие актёры Андрей Федорцов, Анатолий Журавлёв, Анна Банщикова и другие). В 1995 году на CD и аудиокассетах вышел музыкальный альбом «Лимита», записанный во время премьерного спектакля в ГЦКЗ «Россия» с последующей доработкой полученного материала в студии. Таким образом релиз включал уже знакомые публике по сценической постановке песни вроде «Попутка», «Парень из нашего города», «Пол-коечки», «СП» или «Девятиметровушка», однако для широкой аудитории наиболее известным треком с альбома стала композиция «Узелки», сделавшая Апину лауреатом фестиваля «Песня года» в третий раз. Помимо аудио-варианта «Лимиты», свет увидела и видеоверсия, которая демонстрировалась по ТВ и была издана на VHS.
Сотрудничество Апиной с Таничем продлится в итоге почти 15 лет, до самой смерти поэта, в то время как параллельно она исполняет песни на стихи таких авторов как Лариса Рубальская, Ольга Клименкова, Симон Осиашвили, Владимир Баранов, Кирилл Крастошевский и других. Среди тех, кто в 1990-е пишет для Алёны музыку, помимо Укупника, будут Андрей Косинский, Лора Квинт, Андрей Савченко, Вячеслав Добрынин, Игорь Зубков, Олег Молчанов и прочие композиторы; аранжировщиком многих её работ в этот период выступает Юрий Варум (отец певицы Анжелики Варум). Между тем альбом «Пропащая душа» (1995) приносит артистке новые хиты — задорную «Семечек стакан» и балладу «Ветка сирени», а также содержит 18-минутное «Попурри» из популярных песен с её предыдущих пластинок (прозвучавшие в этой подборке фрагменты в основном были записаны заново и с новыми аранжировками; многие исполнялись в ускоренном по сравнению с оригиналами темпе). Продолжая сотрудничество с Сергеем Косачем, Апина выпускает на композицию «Семечек стакан» комическое музыкальное видео при участии шоу-группы «Экс-ББ».
Отбросив на время шутки, в 1996 году Алёна наряду с другими исполнителями участвует в гастрольном туре «Голосуй или проиграешь» в поддержку на выборах Президента России кандидатуры Бориса Ельцина. Как объясняла сама певица двадцатью годами позже (в интервью музыкальному продюсеру Михаилу Козыреву на телеканале «Дождь»), на этот шаг она пошла так как органически не переносит коммунистов (ближайшим конкурентом Ельцина на выборах был кандидат от КПРФ Геннадий Зюганов) — по словам Апиной, в случае их прихода к власти она бы определённо уехала из России. В этом же свете артистка в целом положительно оценила роль в истории страны как самого Ельцина, так и его предшественника — запустившего «Перестройку» Михаила Горбачёва — отметив, что несмотря на негативное отношение большинства людей к обоим политикам сегодня, их заслуги, по её мнению, обязательно признают будущие поколения. После ельцинской кампании 1996 года Апина однако заметной политической активности больше не проявляла, отметившись лишь редкими высказываниями на отдельные темы в своих интервью.
Продолжая развивать более утончённый и романтический образ, певица записала альбомы «Соперница» (1996) и «Объяснение в любви» (1997). Первый среди прочего содержал такие песни как «Ты все-таки уехал», «Каким ты был» (интерпретация композиции Исаковского/Дунаевского из фильма «Кубанские казаки»), дуэт с Андреем Державиным «Несколько часов любви», мечтательная «Мой единственный» и мудрый заглавный трек «Соперница» (на него был снят минималистичный клип с одной лишь Алёной в кадре, которая почти без косметики поёт на фоне синих декораций, периодически присаживаясь/опираясь на стул). Второй из этих дисков включал принёсший Апиной премию «Золотой граммофон» суперхит «Электричка» (в его поддержку также вышел популярный видеоклип) и композицию «Между двух берегов» с динамичной темой на скрипке, равно как и стилизованную под ретро песенку «Пароходик» и подборку лирических треков вроде «Разлуки» или баллады с говорящим названием «Романс». После этого артистка объявила, что со скучными экспериментами покончено: грустных песен она больше петь не намерена, а вместо этого на следующем альбоме вернётся к более привычному для её аудитории жизнерадостному стилю.
В этот же период Апина параллельно отметилась в трибьютах Алле Пугачёвой (концерт «Аллочке, в день рождения» и диск «Сюрприз от Аллы Пугачевой») с песней «Посидим, поокаем» и в трёх музыкальных фильмах серии «Старые песни о главном», исполнив в них среди прочего композицию «Стою на полустаночке» из репертуара Валентины Толкуновой, а также записала свою версию песни «Александра, Александра» (оригинал известен по ленте «Москва слезам не верит») для проекта «10 песен о Москве» к 850-летию города. Далее последовал популярный дуэт с Муратом Насыровым «Лунные ночи» (за него Апина получает премию «Овация» как солистка года), совместный гастрольный тур и обещанный развесёлый сольный альбом «Люби как я» (1998) с такими хитами как «Люби его», «Москвичи», «Тук-тук» и другими задорными композициями вроде кантрюшной «Камыши» (подарок от Пугачёвой) или электронно-танцевальной «Иванов». На песню «Люби как я» выходит комический сюжетный видеоклип, вновь снятый Косачем при участии шоу-группы «Экс-ББ», а также Николая Фоменко.
Следующий хит Апиной под названием «Тополя» с одноимённого диска 1999 года приносит ей премию «Золотой граммофон». В песне «Сенсация» с того же альбома и видеоклипе на неё Алёна высмеивает жёлтую прессу, рассказывая написанную Таничем историю, о том, «что дескать в эту пятницу, что дескать на рассвете, Апина в Саратове покончила с собой» (ранее в отношении певицы журналисты неоднократно распространяли слухи; самый известный из них говорил о её романе с Насыровым). После успеха «Лунных ночей», ещё один популярный дуэт под названием «Песня о женской дружбе» артистка записала вместе с Лолитой, выпустив его на своём очередном альбоме «О судьбе и о себе» (2001). Диск среди прочего отличился популярной песней «Завтра» — кавером на композицию «Ангел II» группы Иван Кайф (клип на апинский вариант ротировался на MTV с хвалебной пометкой «Эх, молодца!»). В 1998—2004 годах Апина стабильно появляется в числе лауреатов фестиваля «Песня года».
В 2001 году у Апиной и Иратова, которые почти 10 лет безуспешно пытались завести ребёнка, при помощи суррогатной матери родилась дочь Ксения. Ей Алёна стала посвящать значительную часть своего времени, зачастую жертвуя концертами, светскими тусовками и гастролями (крёстным Ксении стал Борис Моисеев). В 2002 году Апина получает звание Заслуженной артистки России, а на следующий год выпускает двойной альбом «Пойдём со мной» (первая часть — «Лирическая», а вторая — «Энергетическая») с таким песнями как «Электричка 2», «Она любила вишни», «Я танцую без тебя» и «Грешный миг» (дуэт с Моисеевым). Заглавный трек альбома — кавер на ранний хит группы «Комбинация». В середине 2000-х Алёна также записывает балладу «Я ждала, печалилась» на стихи Ларисы Рубальской и музыку Александра Морозова; несколькими годами позже на тексты собственного авторства выпускает шуточную заводную песенку «Свадьба» (музыка бывшего композитора «Комбинации» Виталия Окорокова) и новогодний шлягер «12 месяцев» (музыка Светланы Кулеминой). Все три композиции не попали на основные альбомы Алёны, но выходили на различных сборниках. В это же время артистка выпускает и очередной номерной диск — «Самолёт на Москву» (2007), включавший среди прочих песни «После дождя», «Ни слова не говори» и «Белые ночи». В клипе на заглавный трек с Апиной снялся актёр Игорь Лифанов.
Параллельно с певческой карьерой Алёна пробовала себя в кино и на телевидении. Появившись в 1996—1997 годах в серии музыкальных фильмов «Старые песни о главном» и аналогичной картине «Военно-полевой романс» (1998), в конце 1990-х — начале 2000-х она пять лет вела программу «Полевая почта» на канале ТВЦ, посетив в процессе Чечню во время Второй чеченской войны, где выступила перед солдатами. Затем певица сыграла роль в телесериале «Неотложка» (2004) — работа была удачной, и Апину пригласили сняться еще в нескольких сериалах: «Параллельно любви» (2004), в саундтреке которого прозвучала её одноименная песня c альбома «Пойдем со мной», «Убить Бэллу» (2005), «Девочка с севера» (2006) и «Провинциальные страсти» (2006). Несмотря на предложения от кинопродюсеров сама Апина на экранную карьеру переключаться не планировала: «Песне я никогда не изменю», — говорила она. В 2000-е и 2010-е годы артистка также участвует в певческих передачах и конкурсах на телевидении, в частности, «Жизнь прекрасна», «Ты — суперстар!», «Живой звук» и «Три аккорда».
В 2008 году Апина отметила 20-летие своей творческой деятельности, а двумя годами позже представила концептуальный альбом «Еще раз про любовь» в стилистике ретро-поп/шансон, содержавший преимущественно спокойные и романтические песни с акустическими аранжировками (например, композицию «Про пакетики» и заглавный трек, написанные Григорием Заречным, «Про тюбик» Виктора Третьякова, «Про мишек» Юрия Тишкина и Вячеслава Цветкова). Между песнями звучали монологи в исполнении Апиной, атмосферные звуковые эффекты и интерлюдии, сочинённые Андреем Косинским, а Лидия Козлова — вдова скончавшегося двумя годами ранее Михаила Танича — прочитала стихотворение «Ты в жизни мне даешь так много» собственного авторства. На слова самого Танича на альбоме было записано три песни: «Про подарки», «Про ветерок» и «Про день рождения».
С 2012 по 2018 год Апина, помимо работы на сцене, преподавала музыку и искусство в одинцовской школе, где училась её дочь. В 2013 году певица начала вести авторскую музыкальную программу-конкурс «Интернационал» на радио «Комсомольская правда», совместно с известными гостями представляя широкой публике творчество начинающих и малоизвестных исполнителей. Однако в 2014 году артистка покинула радиостанцию (по словам Апиной, в определённый момент её стали просить выводить гостей передачи на разговоры о политике, в частности, о ситуации на Украине, что её совершенно не устраивало). С 2015 по 2019 год она вела собственную авторскую программу «ФаСоль» на радио «Москва.fm» в формате «разговора по душам» со знаменитостями. У неё в эфире побывали Михаил Житняков, Евгений Маргулис, Михаил Шуфутинский, Вячеслав Малежик, Линда, Марк Тишман, Татьяна Овсиенко, Наталья Гулькина, Алёна Свиридова, Дмитрий Харатьян, Анастасия Меськова, Дмитрий Маликов, Игорь Бутман, Николай Фоменко, Станислав Садальский, Сагдиана, соратники Апиной по «Комбинации» Татьяна Иванова и Виталий Окороков и многие другие.
В 2014 году в испанском курортном городе Марбелья состоялся большой сольный концерт Апиной по случаю её 50-летия. На сцене с ней спели Татьяна Иванова, Борис Моисеев, её дочь Ксения и композитор Андрей Косинский, ранее многократно писавший для Алёны музыку. Очередной альбом, следующий в русле танцевальной клубной музыки и названный просто «Alena Apina», певица выпустила в 2016 году, а наиболее известными песнями с него стали «Мелодия», «ДиДжей» и испаноязычная «Yo Te Quiero». На следующий год Апина представила серию синглов в поддержку своего будущего альбома: «Близость», «Девушка Бонда», «Снежная королева» и «Елена». Первый из них, помимо обычного (поп-рокового) варианта, был представлен и в более спокойной, лаундж-аранжировке. Снятый на эту версию видеоклип «Близость, подвергся резкой критике в соцсетях из-за откровенного образа Апиной в нижнем белье. Сама 52-летняя исполнительница, которая годом ранее рассталась с Александром Иратовым после 25 лет совместной жизни, назвала ролик своей «постразводной темой», отметив что её хорошая физическая форма в данном видео наглядно демонстрирует женщинам: в 50+ можно оставаться красивой. Вышедшим несколько месяцев спустя очередным эротическим клипом (теперь уже на песню «Девушка Бонда»), Апина, по её собственным словам, решила «добить эту тему». В том же году она записала совместно с Black Russian Mama сатирическую песенку «Подкаты» в стиле хип-хоп, а также в облегающих вечерних нарядах появилась в снятом на эту композицию эпатажном музыкальном видео (последнее было помечено «18+» и заявлено артистками как «естественная реакция на мужское эго»).
Все представленные Апиной в 2017 году песни, включая «Подкаты» и «Близость» (в обычной версии) вошли на её следующий сольный диск — «Давай так» (2018), содержавший среди прочего заглавную композицию в двух вариантах (простом и Lyrical) и ремейк старого хита Алёны «Самоубийца» (певица с давних пор была недовольна оригинальным треком 1994 года). В том же 2018 году исполнительница временно воссоединилась с Татьяной Ивановой и группой «Комбинация» для участия в гастролях в честь 30-летнего юбилея коллектива, записав вместе с ними кавер-версию песни «Последняя поэма» (первоначально известна по фильму «Вам и не снилось…»). На следующий год Апина выпустила два сингла: «Парашюты» (мультипликационный клип на него вновь содержал откровенные сцены) и «Снежная королева (Remix)». Следом артистка породила умеренную медийную дискуссию высказыванием о своём неоднозначном отношении ко вхождению Крыма в состав России: «С одной стороны, конечно, он наш, а с другой стороны, конечно, он не наш, потому что есть закон, мы его приняли и пирог поделили», — сказала она в интервью Жанне Немцовой (под делением пирога, очевидно, имея в виду согласованное обеими сторонами после распада СССР сохранение полуострова за Украиной). В 2020 году Алёна представила сингл «Love & Peace», исполненный в рок-стилистике.
Дискография
Альбомы с «Комбинацией»
1988 — «Ход конём» (самиздат)
1989 — «Шоу-группа «Комбинация» (EP)
1990 — «Русские девочки». Новая версия
1991 — «Московская прописка»
1994 — «Из раннего» (он же «Белый вечер»)
Примечание: При участии Апиной также записана песня «Вишнёвая девятка», которая вошла в кассетное издание альбома «Московская прописка», а позднее появлялась на альбоме «Два кусочека колбаски» (в кассетном варианте и в CD-переиздании 2004 года). Кроме того, Апина поёт в оригинальной версии композиции «Бухгалтер» (именно этот вариант звучит в видеоклипе) и балладе «Любовь уходит не спеша…». Последние две записи выходили на виниловой и кассетной версиях «Московской прописки» (в CD-изданиях/переизданиях и цифровых релизах они отсутствуют — там «Бухгалтера» с Татьяной Ивановой исполняет Светлана Кашина, а «Любовь уходит не спеша…» заменена песней «Не грусти»).
Сольные альбомы
1992 — «Улица любви»
1993 — «Танцевать до утра»
1994 — «Пляжный сезон»
1995 — «Лимита»
1995 — «Пропащая душа»
1996 — «Соперница»
1997 — «Объяснение в любви»
1998 — «Люби как я»
1999 — «Тополя»
2001 — «О судьбе и о себе»
2003 — «Пойдём со мной»
2007 — «Самолёт на Москву»
2010 — «Ещё раз про любовь»
2016 — «Alena Apina»
2018 — «Давай так»
Сольные синглы
2017 — «Близость»
2017 — «Девушка Бонда»
2017 — «Снежная королева»
2017 — «Елена»
2019 — «Парашюты»
2019 — «Снежная королева (Remix)»
2020 — «Love & Peace»
Видеография
Клипы с «Комбинацией»
1988 — «Чёрная нитка»
1988 — «Белый вечер» (вер. 1)
1988 — «Вот опять окно»
1989 — «Знаю, что не любишь»
1989 — «Анжелика»
1989 — «Белый вечер» (вер. 2)
1989 — «Russian Girls»
1989 — «Хэй, мама»
1989 — «Белый вечер» (вер. 3)
1989 — «Не забывай»
1990 — «American Boy»
1990 — «Не грусти»
1991 — «I don’t believe in love»
1991 — «Бухгалтер»
2018 — «Последняя поэма»
Сольные клипы
1992 — «Ксюша»
1992 — «Улица любви»
1993 — «Лёха»
1993 — «Летучий голландец»
1993 — «Я тебя у всех украду»
1993 — «Ив Сен-Лоран»
1994 — «Самоубийца»
1995 — «Узелки»
1995 — «Семечек стакан»
1996 — «Несколько часов любви» (с Андреем Державиным)
1996 — «Соперница»
1996 — «Пароходик»
1997 — «Электричка»
1997 — «Александра, Александра»
1997 — «Лунные ночи» (с Муратом Насыровым)
1998 — «Люби его»
1998 — «Москвичи»
1999 — «Тополя»
1999 — «Убегу от тебя»
2000 — «Сенсация»
2000 — «Песня о женской дружбе» (с Лолитой)
2000 — «Дорогая рука»
2001 — «Завтра»
2002 — «Она любила вишни»
2002 — «Грешный миг» (с Борисом Моисеевым)
2003 — «Электричка 2»
2003 — «Я танцую без тебя»
2004 — «Белые ночи»
2006 — «Самолёт на Москву»
2013 — «С новым годом, бухгалтер»
2014 — «Мелодия»
2015 — «ДиДжей»
2017 — «Близость»
2017 — «Девушка Бонда»
2017 — «Подкаты» (с Black Russian Mama)
2018 — «Давай так»
2019 — «Парашюты»
Избранные концерты
1992 — «Улица любви» (ТВ)
1994 — «Танцевать до утра» (в Москве, VHS)
1994 — «Танцевать до утра» (в Санкт-Петербурге, ТВ)
1995 — «Лимита» (VHS)
1997 — «Объяснение в любви» (ТВ)
1998 — «Лунные ночи» (с Муратом Насыровым, VHS)
2008 — «Лучшие песни» (веб-релиз)
2014 — «А у меня сегодня День Рождения» (веб-релиз)
Звания, премии, награды
1992 — Лауреат хит-парада года
1993 — Лауреат хит-парада года
1993—1995 — Лауреат ежегодного музыкального фестиваля «Песня года» за песни «Всё так не просто», «Дружочек», «Узелки»
1997 — Лауреат музыкальной премии «Золотой граммофон» за песню «Электричка»
1998 — Лауреат музыкальной премии «Овация» в номинации «Солистка года» за песню «Лунные ночи»
1998—2004 — Лауреат ежегодного музыкального фестиваля «Песня года» за песни «Москвичи», «Электричка», «Тополя», «Завтра», «Грешный миг», «Пойдём со мной», «Параллельно любви»
1999 — Лауреат музыкальной премии «Золотой граммофон» за песню «Тополя»
2002 — Заслуженная артистка Российской Федерации
2004 — Лауреат музыкальной премии «Серебряный диск»
2005 — Лауреат музыкальной премии «Супер диск»
2007 — Кавалер ордена «Служение Искусству» Международного Благотворительного Фонда «Меценаты столетия»
2008 — Новогодний Диплом за лучшую свадебную песню («Свадьба») по итогам Первого Популярного Радио Донбасса «Классное радио 103,1 FM»
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Описание услуг
Подробнее
Подробнее