Группа "Бахыт-Компот" - это самобытное явление российской эстрады, ее жемчужина. Ведомая Вадимом Степанцовым
Группа "Бахыт-Компот" - это самобытное явление российской эстрады, ее жемчужина. Ведомая Вадимом Степанцовым, она, преодолевая все перипетии и неурядицы жизни, идет вперед, освещая все вокруг, радуя людей, встречающихся на ее пути.
Если бросить взгляд назад, то несложно заметить, что путь, проделанный группой, весьма тернист и длинен. Все началось в 1989 году, когда Вадим Степанцов приехал отдыхать на озеро Балхаш. Именно там, потягивая вино с поэтом Константэном Григорьевым, и при самом непостредственном участии последнего, Вадим и написал такие нетленные хиты как: "Девушка по имени Бибигуль", "Анархистка" и конечно же "Пьяная, помятая пионервожатая", сразу же ставшая визитной карточкой группы.
Возвратившись в Москву, Вадим начал выходить в свет, а именно появляться на Арбате, избранный им для декламации своих опусов. Общеизвестно, что Арбат для творческой личности - это Запорожье для беглого крестьянина образца 16 века, и общение с уличными музыкантами, юными панками, участие в подвальных оргиях заметно обогатило его разум, дало пищу для размышлений. Именно на Арбате Вадим осознает, что без музыки он прожить он не сможет. Как-то утром, посмотрев на себя в зеркало, он подумал: "Молодой, красивый и, что главное, талантливый юноша. Нельзя сидеть без дела. Надо работать." И, о чудо!, отражение ему ответило: "Ты абсолютно прав, Вадик. Дерзай!" Это определенно был знак свыше.
Здесь надо сразу оговориться. Возможно кто-то не знает, что такое "Бахыт-Компот". Поясняем, "бахыт" (казах.) - счастье; "компот" - и так ясно, что такое. Слово "компот" символизирует разнообразие стилей, их смешение, эклектику, если хотите. Иными словами "Бахыт-Компот" означает "Компот Счастья".
Обзвонив друзей и знакомых, мало-мальски понимавших что-либо в музыкальных инструментах, Вадим с присущей ему энергией, природной веселостью и дерзостью собирает первый и легендарный состав "Бахыт-Компота".
тиль, избранный группой, пожалуй, можно было определить как рок. Назвавшись Вандал-Рок Бандой, "БК" просто обязаны были выдать нечто гениальное, если не эпохальное. И они это выдали!
Уже в 1990 году появляется их первый и, быть может, самый известный альбом "Кисло". Вошедшие в него композиции и по сей день остаются известными, популярными и любимыми молодежью.
Затем был сложный период. Отсутствие денег, свободолюбивая натура музыкантов, самобытность банды, естественно, не могли не волновать молодых мам, сюсюкавшись со своими чадами, который просто-таки тащились от пьес "БК". Но даже милицейские побои, беспредел гопников и рэперов, попытки запретить или сорвать выступления группы, не смогли сломить беспредельно-боевой дух этих творчески сильных личностей. В этом отношении показателен концерт "БК", состоявшийся в 1993 году в клубе "Калипсо". На концерте присутствовало 15 (!) человек, билет стоил 10 тысяч рублей (что равнялось примерно 17 бутылкам пива "Жигулевское"), причем музыканты получили за концерт по 5 (!) тысяч рублей. Начало концерта было задержано на 40 минут, по причине репетирования песни "Замороженные Сиськи". Вадим и Виталий были в дым пьяны, остальные были с похмелья. Вспоминает очевидец вакханалии Владимир Кранкенгольц: "Мы с моим товарищем Вовкой пошли на концерт просто так, пива попить. Но нам это не удалось, музыканты все время стреляли у нас пиво, мотивируя это каким-то музыкальным спецтермином "трубы залить".
Это не единственный пример подобной оплаты туда музыкантов. В начале творческого пути, при проведении культмероприятий в таких незабвенных очагах молодежной культуры как "Секстон" (а, как известно, Олег Гастелло никогда щедростью не отличался) музыкантам не раз приходилось играть за ящик пива.
И все-таки в 1992 году выходит второй по счету альбом "Бахыт-Компота". Назвав его "Охота на самку человека", музыканты навеки вписали себя в золотые страницы русского андеграунда. До них (да и после тоже) не догадался до такого простого и вместе с тем гениального названия.
Уже в то время Вадим чувствовал, что душа его тянется к чему-то чистому и светлому. И он увидел свет в конце тоннеля. Дело в том, что, как это ни странно, не все стихи попадали в альбомы, то есть не на все слова писалась музыка. И Вадим стал писать стихи для других людей. В основном это были известные поп-музыканты и попсовые группы. Уже через 5 лет появились вполне зрелые плоды его творчества. В 1996 году Вадим номинируется на премию "Овация" в категории "Поэт-Песенник".
В этом же году выходит нарочито-попсовый альбом "Раздень меня по телефону". Редкая совместная идилия твиста, рок-н-ролла и попсы обеспечила ему громадный успех как среди молодежи, так и среди романтичных толстосумов, по всей видимости, использовавших его для любовных утех перед зеркалом с высокотарифными жрицами Венеры.
Но душу-то не обманешь! Хотелось протеста, хотелось выкинуть какой-нибудь фортель, эпатировать публику не голым задом (!), но острым языком. Помог, как это частенько бывает, случай. Как-то на фуршете с последующим банкетом знакомый Вадима свел его с молодыми ребятами, стеснительно переминавшихся с ноги на ногу в уголке (как выяснилось позже, так было удобней брать водку прямо из коробок на кухне) сказав: "Эти ребята - группа "Лосьон". Молодые, но чертовски талантливые!". Выпив водки за знакомство, музыканты сразу же решили записать альбом. "А чего откладывать? - более всех вопрошал Олег Сафонов - прямо сейчас и начнем". "Прямо сейчас" начать не удалось, так как Олег упал без признаков жизни на пол и громко захрапел. К нему сразу же подбежала охрана и вынесла его на свежий воздух. "Устал парень...", - подумал Вадим, посмотрев на свое молодое свежее лицо в зеркало. И тут, о чудо!, оно опять заговорило с ним. "Вспомни себя, Вадик, - сказало оно, - ты тоже был таким когда-то. Между прочим, молодежи надо помогать!". Привыкнув доверять своему отражению, внешнему голосу, так сказать, Вадим написал 14 песен, музыку к которым придумали ребята из группы "Лосьон". Так родился проект "Урки правят миром", сразу же ставший культовым по причине его малого тиража.
Время летело и в 1998 году вышел альбом "Страшнее бабы зверя нет". Его презентация прошла в ДК им. Горбунова, (молодежь называет ее ласково - "горбушка"). Это был успех во всех отношениях, как в творческом, так и в коммерческом.
И вот в 1999 году вышел абсолютно нехарактерный для группы "Бахыт-Компот" альбом. "Бог, клубника и павлин" явился своеобразной вехой в творчестве группы. Общая неудовлетворенность положением в отечественной поп-музыке, ложь и неискренность так называемых "звезд" побудили музыкантов создать им в противовес что-нибудь, что могло бы показать им, насколько низко они все пали. Без ложной скромности можно сказать: "БК" это удалось на 300%!
Жизнь продолжается, она не стоит на месте. Вот и "БК" на стыке веков устремился в новое творческое плавание по бескрайним просторам музыкального океана.
Стиль группы эволюционирует, по словам ее основателя, от вандал-рок- и поп-панка (1990—93) к апоплексическому рок-н-роллу (1994—95), а затем к радикальной эстрадной музыке, существующей на стыке экстремальных рок-стилей и откровенной «попсы» (с 1998).
В 2003 году выходит альбом «Все девчонки любят пацанов», в котором уже отразились черты кибер-маньеризма, нового направления в искусстве, созданного Вадимом.
В этом же году в серии «Золотая Коллекция: Легенды Русского Рока» выходит альбом лучших хитов «БК», что явилось как бы официальным подтверждением и давно заслуженным признанием выдающегося вклада «БК» в сокровищницу русского рока и популярной музыки.
А второй половине 2004 года происходит очередной всплеск популярности группы и интереса к ее творчеству, непрерывно продолжающийся по сей день: центровые модные клубы наперебой приглашают «Бахыт-Компот» на свои площадки, олигархи чуть ли не в очередь встают, чтобы заполучить «Бахыт» на свои частные вечерины. И не за ящик пива теперь выступают ребята…
Правда, почитателям пришлось довольно долго (почти три года) года ждать очередного студийного альбома команды. Но дождались ведь. «БК» выдал альбом, да еще какой. Презентация альбома «Чурка и скинхед» состоялась 24 февраля 2006 года в старейшем московском рок-н-ролльном клубе Tabula Rasa. Эта работа стала одним из самых заметных релизов сезона. Даже популярная «Звуковая дорожка» «Московского комсомольца», ставшая в последние годы откровенно попсовым вестником и забывшая, что кроме попсы существует и другая музыка, кажется, ныне про рок принципиально не пишущая, даже она не могла не отметить появление этого альбома «Бахыт-Компота». Пожалуй, стоит привести текст из рецензии «Звуковой дорожки», написанной Капой Деловой: «…Вадим Степанцов умеет писать удивительно легкие и по-хорошему срамные стихи на опасные темы. Его вирши про чурок, скинхедов, армян, турок, москалей и латышей кто-то может квалифицировать как оскорбительные. На самом же деле Вадиму в рамках одного альбома удалось создать настоящий интернационал, где у разных людей есть общие интересы. “За дозняк елдосили в жопу наркомана четыре татарина и полтора армяна”. Жаль, что этот юмор не имеет права быть официальным».
В 2005-2006 гг. Вадим выдал целую обойму новых суперхитов, которые группа включила в концертную программу, с восторгом принятых публикой. А одной из этих песен, наверняка, уготована судьба «Пьяной, помятой, пионервожатой», то есть стать всенародно любимой и бессмертной. Да, собственно, она уже и стала таковой: как и «Вожатую», на концертах народ самозабвенно поет ее вместе с группой. Речь идет о супермегахите «Восьмое Марта». Эта песня была закончена 9 марта 2006 года около 16 часов по московскому времени. За 13 (ТРИНАДЦАТЬ!) минут на пропетую Степанцовым мелодию клавишник Эдгар Платонов подобрал аккорды, и песня, которую автор выстрадывал годы, явилась людям. Уже вечером этого дня состоялась ее премьера на концерте «Бахыт-Компота» в клубе The Tunnel.
В ноябре 2006 года группа выстрелила клипом «Клип» (студия Pistolet Film, Киев), который попал в ротацию на MTV и взорвал эфир на канале Music Box. В начале того же года группа покорила слушателей уже упоминавшейся выше песней «8 Марта», которая мгновенно стала «всенародно любимой и бессмертной», как и легендарная «Пионервожатая», и дала название альбому. Каждый, кто ее услышит, будет долго еще напевать: «Восьмое Марта – дурацкий праздник, его придумал какой-то злой проказник».
И вновь продолжается жизнь. И вновь идет вперед ансамбль апоплексического рок-н-ролла «Бахыт-Компот», радуя людей, встречающихся на его пути.
P.S.
В процессе жизненных и творческих перипетий групп из названия группы исчезло две буквы. Ныне она именуется «Бах. Компот». Но суть (или даже можно сказать credo) от этого не переменилась.