Чарли Пэттон (апрель 1887 или 1 мая 1891 — 28 апреля 1934) — американский блюзовый музыкант, пионер дельта-блюза. Считается
Чарли Пэттон (апрель 1887 или 1 мая 1891 — 28 апреля 1934) — американский блюзовый музыкант, пионер дельта-блюза. Считается афроамериканцем, хотя, возможно, имел примесь мексиканской и чероккской крови. Играл на гитаре — как классической, так и слайд-гитаре.
Родился в Хиндс-Каунти, штат Миссисипи. Точная дата рождения Чарли Пэттона неизвестна. В 1900 году его семья переехала в Рильвилль.
Владел характерным хриплым, но очень сильным голосом, который был слышен на расстоянии 450 метров. Считается одним из первых шоуменов в развлекательной музыке — например, он мог играть на коленях или держа гитару за спиной; позже эти элементы развивали Ти-Боун Уокер и Джими Хендрикс. Имя этого музыканта было занесено в Зал славы блюза.
К 1910 году у Паттона уже сложился репертуар из своих собственных сочинений, таких как «Pony Blues», «Banty Rooster Blues», «Down the Dirt Road» и его версии блюза «Mississippi Bo Weavil», которые он и записал на своем первом сеансе в 1929 году. Он разучил также несколько спиричуэлов, хотя степень его религиозной убежденности остается неясной. Ко времени своей первой записи Паттон был уже одним из ведущих блюзменов Миссиссиппи, популярных как среди чернокожих, так и среди белого населения, и имел возможность зарабатывать себе на жизнь исключительно музыкой. Влияние его на местных музыкантов, включая его постоянного партнера Вилли Брауна (Willie Brown), также как и на Томми Джонсона (Tommy Johnson) и Сон Хауса (Son House) было огромным. Букка Уайт (Bukka White), Биг («Большой») Джо Уильямс (Big Joe Williams) и Хаулин Вулф (Howlin’ Wolf) -- лишь некоторые из тех, на чью музыку Чарли Паттон оказал самое глубокое влияние.
Его собственный звук узнаваем с первых же тактов: хриплое, резкое пение, порой нечленораздельное даже для тех, кто находился непосредственно рядом, прерываемое разговорными ремарками, и сопровождаемое полной энергии, с непревзойденным чувством ритма, игрой на гитаре. У Паттона было несколько мотивов и тем, которые он любил перерабатывать, некоторые песни он записывал по нескольку раз, никогда впрочем не опускаясь до бездушного повторения. Его уникальные фразировка и акценты очень изобретательны, гитара дополняет голос, а не просто следует вослед ритму песенного текста. Во время пени Паттон мог держать взятую ноту поразительно долго, и одна из замечательных черт его исполнения - то, как тянущаяся таким образом нота накрывает гитарную фразу, вводящую следующий куплет. Паттон был в равной степени мастером обоих стилей игры: как обычного, так и «боттлнек», а, играя слайдом, он с искусством, доступным весьма немногим, как бы дает гитаре голос второго певца.
В 1929--1930 годах он часто записывался на студии «Парамаунт» (Paramount), а в 1934 году -- на «Вокалион» (Vocalion), и эти записи наглядно подтверждают широту его репертуара. Возможно, именно объемы продаж записей Паттона внушили записывающим компаниям мысль записывать также и его аккомпаниаторов, гитариста Вилли Брауна, скрипача Генри Симса (Henry Sims) и певицу Берту Ли (Bertha Lee), его последнюю жену.
Естественно, Паттон исполнял блюзы от первого лица, многие из них - о его отношениях с женщинами, а кроме того - о том, как его арестовывали за пьянство и кокаин («A Spoonful Blues»), о радостях секса («Shake It and Break It»), или, как в «Down the Dirt Road Blues», это могли быть яркие зарисовки о жизни чернокожих в Миссиссиппи. Паттон создал значительное количество злободневных песен, таких как блюз о засухе «Dry Well» и «High Water Everywhere», почти кинематографический по живости описания песенный рассказ о наводнении 1927 года в Миссиссиппи. Кроме блюзов и спиричуэлов, Паттон записал несколько песеннных пьес, таких как "Frankie and Albert" и антиклерикальная "Elder Greene Blues". Кроме того, Паттон записал свои версии таких популярных песен как "Kansas City Blues", "Running Wild" и даже "Some of These Days", которую исполняла Софи Таккер (Sophie Tucker).
Исследователи блюза до сих пор не могут сойтись во мнении, кем же на самом деле был Паттон - чуждым какой-либо морали паяцем или "совестью Дельты"; легкомысленным развлекателем или серьезным артистом. Вероятно, истина в том, что он был человеком своего времени, который, однако же, сумел опередить его, и до известной степени прожить жизнь так, как он хотел, в условиях системы, которая отрицала такую возможность для чернокожих. Похожее суждение можно высказать и о его достижениях как музыканта и поэта: Паттон был сформирован и принадлеждал к музыкальной культуре своей среды, однако принимая во внимание его юный возраст на заре XX века, в те времена, когда блюз становился доминантой народной музыки черного населения Америки, нельзя не признать, что его заслуги в дальнейшем развитии прежних форм посредством его таланта -- весьма замечательны.