Chris Rea
Кристофер Энтон Риа (Christopher Anton Rea) родился 4 марта 1951 года на северо-востоке Англии в Кливленде
Кристофер Энтон Риа (Christopher Anton Rea) родился 4 марта 1951 года на северо-востоке Англии в Кливленде (Cleveland) в местечке Миддлсброу (Middlesbrough) (городок, более известный поклонникам футбола, нежели музыки), в большой семье иммигрантов. Отец Криса Камилло (Camillo) был чистокровным итальянцем, мать Уинифрид (Winifred) – ирландкой с югославскими корнями. Кроме него родители воспитывали ещё шестерых детей: двух братьев – Ник (Nick) и Майк (Mike), и четырёх сестёр – Кэтрин (Catherine), Джералдин (Geraldine), Пола (Paula) и Камилла (Camille). Родители Криса были частными предпринимателями и владели небольшим кафе, торговавшим мороженым.
После окончания школы Крис поступает в журналистский колледж, но на первом же курсе бросает его из-за «горячего» спора с преподавателем. Пришлось пойти по стопам отца, продавца мороженого, и с головой уйти в семейный бизнес. И на этом всё бы закончилось. Его теперешним поклонникам не пришлось бы услышать ни The Road To Hell, ни Auberge, ни The Blue Cafe, если бы не счастливая случайность. Где-то в начале семидесятых годов, у своего друга Крис услышал американского фольк-гитариста Джо Уолша (Joe Walsh) из группы The Eagles, которого Крис Риа и сегодня называет своим учителем. «Друг поставил пластинку – это был Джо Уолш. И вдруг я увидел свет. Я понял – вот оно!» – вспоминает Крис Риа. Этот случай кардинально изменил его жизнь.
Когда Крису исполнилось 19 лет, скопив приличную сумму денег, он покупает высококлассную гитару. «Я купил гитару и моментально излечился от депрессии. При этом я чувствовал себя как ребенок, которому подарили краски и бумагу» – вспоминает Крис Риа. Около двух лет Крис не выпускает гитару из рук, поставив перед собой цель: самостоятельно научиться сносной игре.
В 1973 году Крис был вознагражден за свой труд. Дело в том, что из местной малоизвестной и полупрофессиональной рок–группы Magdalene, игравшей жесткий блюз-рок, ушел в Deep Purple гитарист и лидер команды Дэвид Ковердейл (David Coverdale) и группе срочно потребовалась замена. Кандидатура Криса им подошла, так как он мог не только петь и играть на гитаре, но и писал песни.
В 1974 году Крис Риа становится ведущим вокалистом Magdalene. Закипела профессиональная работа музыканта.
Группа гастролирует и выпускает синглы, но Крису всего этого явно мало. В мае 1974 года одну из своих свежих вещей So Much Love он предложил лейблу Magnet Records, но, к сожалению, песня провинциала осталась незамеченной.
В 1975 году Magdalene сменили название на Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»), Очевидно, название навеяло одноимённое произведение канадца Леонарда Коэна (Leonard Cohen), весьма схожего по стилистике с Крисом Риа. В этом же году Beautiful Losers выиграла национальный конкурс самодеятельных групп и «неудачники» были отмечены авторитетной музыкальной газетой Melody Maker, как «лучшие новички года» («Melody Makers' Best Newcomer of the Year»). Однако настоящий успех к ним так и не пришел. Еще пару лет гитара Криса Риа была слышна в песнях «неудачников», но в 1977 году Крис не выдержал такого положения дел и решил уйти из группы, чтобы начать сольную карьеру.
В ноябре 1977 Крис Риа принимает участие (как и многие другие приглашенные гитаристы) в записи альбома The Hank Marvin Guitar Syndicate, где аккомпанирует гитаристу группы Shadows.
В 1977 году Крис Риа в качестве независимого сольного исполнителя подписывает контракт с фирмой Magnet Records. И уже в апреле 1978 года свет увидел самостоятельный сингл музыканта Fool (if you think it's over) (эту песню он написал для одной из своих сестёр).
Обладатель мягкого бархатного баритона и неплохой техники игры на слайд-гитаре, Крис, естественно, не мог претендовать на роль «молодого бунтаря» и предпочел развивать идеи «классических» гитарных групп 70-х. Казалось, добиться международного успеха музыканту-традиционалисту в эру «новой волны» нелегко, но первый же сингл Криса Риа Fool (if you think it's over), вышедший на лейбле United Artists, стал звучать по радио и легко занял 12-е место в американском хит-параде, и даже был выдвинут на соискание премии «Грэмми», но не получил ее. Позже эту вещь в манере «соул» переработала знаменитая английская певица Элки Брукс. Успех сингла в США побудил фирму Magnet Records переиздать его в Англии, и на этот раз он поднялся до 30 места.
Дебютный долгоиграющий альбом Криса Whatever Happened To Benni Santini? (Что случилось с Бенни Сантини), записанный с помощью Рода Арджента (Rod Argent) и Пита Уингфилда (Pete Wingfield), был выдержан в спокойной, приятной AOR-овой стилистике и напоминал отчасти Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), отчасти (вокалом)
Барри Уайта (Barry White). Продюсировал пластинку знаменитый Газ Даджон (Gus Dudgeon), в свое время обеспечивавший успех альбомам Элтона Джона (Elton John). Название альбома намекает на принятое однажды решение фирмы Magnet и продюсера Криса Ри «перекрестить» певца в Benny Santini на американский лад, чтобы выйти на американский рынок. Крис заявил тогда, что это звучит слишком по-американски и что Даджин намеренно сглаживает острые углы в его стиле игры.
В пост-панковом музыкальном климате Великобритании этот альбом также не произвел впечатления на критиков. Однако, в целом, альбом продается неплохо, даже становится «золотым» после продажи полумиллиона копий и добирается до 49-го места в списке. Крису Риа предлагают провести гастроли в США, но он вынужден отказаться, чтобы сконцентрироваться на записи нового альбома в Великобритании.
После относительного успеха дебютных работ Криса Риа наступает творческий кризис, затянувшийся на пять лет.
В 1979 году выходит диск Deltics, спродюсированный Даджином. В Великобритании альбом поднимается до 54 номера национального хит-парада, а в США провалился вообще.
Выше 60-го места не поднимается и альбом 1980 года Tennis, не смотря на то, что все песни для него Крис написал сам. Всё это время, не смотря на «напряги» и творческую нестабильность, естественно, не способствующих коммерческому успеху, музыкант продолжает напряжённо работать. Правда, концертную деятельность он предпочитает студийной.
В 1980 году Крис женится на своей давней подруге Джоан Лесли (Joan Lesley) , которая впоследствии родила ему двух дочек Джозефину (Josephine) и Джулию (Julia).
Новый альбом 1982 года Chris Rea вряд ли что–то изменил в его отношениях с публикой, в марте LP Chris Rea достигает в Великобритании № 52. Англичане не спешили покупать его, как и две предыдущие работы, хотя критика была довольно «сносной». В США альбом выходит на лейбле CBS/Columbia, но в хит-парады не попадает. Однако песня Loving you, титульный трек с этого альбома и одноименный сингл – первый за три года, достигает в Великобритании № 65 и в США № 66.
«В 1983 году мне казалось, что я опустился на самое дно своей карьеры» – вспоминает Крис Риа. – «Я был уже готов завязать с музыкой» (и то же готовы были сделать с ним звукозаписывающие компании). Криса спас звонок из Ирландии: ему предложили турне по континенту «начиная от Финляндии и далее вниз по карте» (всего пятнадцать городов) и «раскрутку» следующего альбома Water sign. Переехав в Лондон, Крис начал перестраивать свою карьеру и музыкальную концепцию практически с нуля, работая, по его словам, в режиме «французского семейного отеля». Он обнаружил, что в Европе его задушевный, вылизанный до состояния «попсы» блюз-рок принимают весьма благожелательно: характерный хриплый голос, саунд, что называется, с «песочком» пришелся по нраву Старому Свету. Похоже, старый добрый рок вновь стал популярен в Европе! Крис делает весьма важный для себя вывод: его основная аудитория находится в континентальной Европе.
В октябре 1983 года песня I can hear your heartbeat с альбома Water sign добирается в хит-парадах Англии до 60-го места, но в Ирландии и в других европейских странах становится настоящим хитом. Попадает на 64-е место и сам альбом, хотя даже автор называет Water Sing «набором демо-записей, на которых барабан-то едва слышно...». Таким образом, в Европе его репутация значительно превысила британскую, а в Ирландии и Германии музыкант приобрел статус суперзвезды. Его первыми настоящими поклонниками стали немцы: они, оказывается, всегда были любителями мягких гитарных риффов, блюзовых исполнителей и инструментальных треков, которые всегда присутствовали в программах, которые Крис Риа предлагал слушателю. Турне были уже регулярными и, что самое важное, стали не только окупать себя (что само по себе выглядело просто фантастично), но и приносить прибыль. Так незаметно люди стали слушать песни Криса Риа и дома.
В марте 1984 года песня I don't know what it is but I love it со следующего альбома Криса поднялась в Великобритании до 65-го места. А в мае уже сам LP Wired to the moon вскарабкался там же до № 35.
В мае 1985 года песня Stainsby girls (песня-ностальгия по старой Англии), после мощнейшей радиораскрутки, достигает
в Великобритании 27-ой строки чартов. А в июне LP Shamrock diaries превращается в первый альбом Криса, который попал в Великобритании в первую двадцатку (15-е место хит-парада), и становится золотым как там, так и в Голландии и Бельгии, а в Германии – платиновым.
В мае 1986 года появляется LP On the beach, ставший первым бестселлером Криса Риа в родной Англии (№ 11 в 24-недельном чарте). Диск становится золотым в Австралии, Новой Зеландии и Японии. Даже в СССР фирма Мелодия по лицензии выпустила этот альбом с названием На пляже.
В июле 1987 года Крис Риа выпускает отличный драйвовый сингл Let's dance, который достигает в чартах Великобритании № 12 и становится самым продаваемым синглом Криса Риа и самым большим британским хитом музыканта. В связи с успехом Let's dance рейтинг альбома LP On the beach также поднимается.
Следующей вехой творчества Криса Риа становится самоспродюсированный альбом Dancing With Strangers, вышедший в сентябре 1987 года и включающий песню Let's dance. В течение первой недели продаж диск достигает золотого статуса, как и Крис Риа – статуса звезды у себя на родине в Великобритании. В США сингл Let's dance – первый релиз Криса на лейбле Motown – достигает только 81-го места. В альбоме Dancing With Strangers Крис очень точно передал состояние эйфории, охватившее Запад в связи с якобы глобальными переменами, вызванными «перестройкой» в СССР (композиция Gonna Buy A Hat посвящена М. Горбачеву). Диск достигает 2-го места, уступив первенство только альбому Майкла Джексона Bad. Однако, предполагавшийся хитовым сингл Joys Of Christmas коммерческого успеха не имел, а вариант самостоятельного издания эффектной во всех отношениях композиции Windy Town просто не рассматривался. В это же время Крис Риа предпринимает первый концертный тур по Австралии и затем – новый по Европе.
В августе 1988 года On the beach Summer '88, ремиксованная ускоренная версия старого хита, становится первым синглом Риа, выпущенным компанией WEA. Последняя выкупила Magnet Records у старых владельцев. Хит поднимается до №12 в Великобритании, и WEA переиздает LP On the beach, который на этот раз добирается до UK № 37. В ноябре WEA выпускает сборник лучших вещей Криса Ри LP New light through old windows, который имеет в Европе оглушительный успех – пластинка вошла в UK под № 5. С тех пор Крис Риа всеми способами борется с популярностью, которая, по его мнению, не дает творческой личности нормально работать.
Следующий альбом The Road To Hell (октябрь 1989 года) возглавляет национальный хит-парад и становится трижды платиновым. Альбом с двумя явными хитами №1 в Британии — Road to Hell (посвящение умершей матери) и Looking For The Summer, значил для Криса очень много, ведь песни такого класса мечтал бы иметь в своей дискографии любой приличный музыкант. Одиннадцатый по счету альбом Криса Риа был признан лучшей пластинкой Англии 1989-1990 годов, и вообще был одной из самых знаменитых работ конца 80-х годов, одной из лучших мировых работ. После издания альбома Крис подписывает контракт на 52-дневное турне по Англии и Европе, которое завершает в марте 1990 года.
В январе 1990 года синглом выходит песня Tell me there's a heaven с альбома The Road To Hell и сразу поднимается в чартах Великобритании до № 24.
Выпуская альбомы раз в год–два, Крис явно давал понять всему миру, что отступать от найденного пути не собирается. Личная лирика (многие из своих песен он посвятил дочерям, как, например, известную композицию Josefine) и прокуренный голос Криса Ри стабильно поддерживали интерес к его записям.
Февраль 1991 года был отмечен выходом LP Auberge (название можно перевести как «кабак» или «притон»), который через неделю продаж становится хитом №1 и быстро приобретает платиновый статус. Здесь вообще, что ни песня, то хит. Сингл с тем же названием достигает в британских чартах 16-го места. При этом Winter song, четвертый сингл с альбома Auberge, достигает UK № 27.
В октябре 1991 года Крис Риа подписывает контракт на 50-дневное турне по Великобритании и Европе. И опять начинается бесконечная череда гастрольных поездок. Правда, Крис никогда не проводит в дороге более недели подряд. Он обязательно возвращается домой, хотя бы на день, несмотря на расходы. «Я люблю свой дом, люблю жену, и мне действительно нужно её видеть. По-моему, это вполне естественно. Сейчас многие музыканты заявляют, что хотят, в первую очередь, жить нормальной семейной жизнью. Я не исключение».
Не смотря на популярность альбомов The Road To Hell и Auberge в Великобритании, они были весьма холодно приняты в США (соответственно 107-е и 176-е места).
В октябре 1992 года выходит новый альбом Криса Риа God's great banana skin и быстро становится четвертым номером в чартах Великобритании. Сингл Nothing to fear с этого альбома, достигает UK №16. Видно, что к этому времени слушатели уже насытились песнями Криса.
С января по апрель 1993 года проходит англо-европейский тур Криса Риа.
В этот период выходит сингл Soft top, hard shoulder, и одновременно на экранах появляется фильм с таким же названием, к которому Крис написал весь саундтрек.
В ноябре 1993 года выходит его четырнадцатый альбом Espresso logic и поднимается в Великобритании до №8, что тоже большой успех. Во время посвященной альбому рекламной компании, Крис принимает участие в чемпионате Англии по гонкам на спортивных автомобилях (British Touring Car Championship), который проходит в Донингтоне. В это же время Крис Риа начинает работу над музыкальным фильмом La Passione (Страсть).
В октябре 1994 года, собирая последние крохи былого успеха, музыкант выпускает компиляцию: The Best Of Chris Rea, набор проверенных хитов, плюс дуэт с Элтоном Джоном — If You Were Me. В принципе, работа была довольно тепло встречена публикой и достигает в британском чарте №3.
На февраль-март 1994 года было запланировано небольшое евро-канадо-американское турне, однако выступления в США пришлось отменить, так как Крису сделали очень выгодное предложение со стороны Ford Motor Company написать музыку для коммерческого ролика, рекламирующего новую модель компании — Ford Probe. Песня в виде сингла выпускается в октябре и становится №28 в Великобритании.
После работы над выпуском сборника лучших вещей у Криса возникают проблемы со здоровьем. В 1995 году Крис некоторое время болеет и переносит несколько операций. Вот что говорит сам Крис Риа: «Сначала у меня случилось прободение толстой кишки, которое потребовало хирургического вмешательства, а затем начался постоперационный абцесс, приведший к обширному перитониту». Но все обошлось, и Крис выздоравливает.
После операции Крис Риа концентрируется на музыкальном кинопроекте La Passione – музыкальной фантазии, основанной на его детской мечте стать гонщиком. «Записав столько альбомов, я решил в очередной раз сделать что-нибудь новое». Саундтрек к фильму планируется выпустить в 1996 году, причем его должен будет предварять соответствующий сингл. А пока Крис работает над сценарием и дописывает музыку.
В феврале 1996 года начинается съемка фильма La Passione, а уже в ноябре выходит одноименный альбом. Фильм получился о гоночных автомобилях Феррари и жизни итальянских иммигрантов в 60-е годы. Его демонстрируют на Лондонском кинофестивале. В записи альбома участвовали сам музыкант со своей группой, легендарная певица Ширли Бесси (Shirley Bassey), духовая секция и симфонический оркестр из 58 человек.
В мае 1997 года альбом переиздается, а фильм выходит в прокат и появляется на экранах кинотеатров Великобритании. Лейбл Криса Риа очень серьезно относится к увлечению киноиндустрией своего подопечного и раскручивает его саундтреки не хуже обычных рок–альбомов.
В это же время Крис обращается к своим друзьям - Дэвиду Ковердэйлу и Джо Уолшу с предложением записать совместный альбом, продюссером которого согласился стать ещё один его приятель Марк Нопфлер (Mark Knopfler), но что-то не «срослось», и от идеи пришлось отказаться.
В мае 1997 года футбольный клуб Middlesbrough FC вышел в финал кубка F.A. Cup, и по этому поводу была выпущена специальная версия сингла Let's dance, на которой Крис поет вместе с Бобом Мортимером и командой Middlesbrough FC (к сожалению, клуб потерпел поражение в финальной схватке с командой Chelsea). Осенью 1997 года Крис принимает участие в съемках нового фильма Майкла Уиннера Parting Shots (Роковые выстрелы), где играет главную роль.
Людям порой бывает очень трудно избавиться от устоявшегося представления о том, какие они есть в глазах других. Имидж Криса, в принципе, всегда был на уровне максимально приземленного семейного человека, но и такие иногда меняются. Бывает же такое, чтобы на деле очень консервативный гитарный музыкант, продавший 15 миллионов своих дисков, отправился в свою студию сочинять очередной альбом с CD, полученным в подарок от своей дочери! Дело в том, что любимой игрушкой его 13–летней Джозефины давно уже стал компьютер, а любимым занятием — скачивание свежих мелодий и сэмплов из Интернета. Затем эти музыкальные «штучки» она смешивает, и получаются новые композиции. Однажды отец услышал ее наработки и вдруг подумал про себя: «Вот это ребенок! Я тут в студии работаю месяцами с дорогим оборудованием ради того, чтобы найти новое звучание, а она, не выходя из дома, делает это за один день!».
Целый год Крис размышляет о перспективах своего «сотрудничества» с дочерью. В конце концов он просит у нее множество ударных и других файлов, и после 10-ти дневной перекачки на студийный аппарат закрывается в студии вместе со своей группой, чтобы извлечь из современных технологий максимум для своего нового альбома The Blue Cafe.
Зимой 1998 года Крис записывает The Blue Cafe, жемчужинами которого стали композиции Since I Found You, The Blue Cafe и Miss Your Kiss. Титульный трек этого альбома написан специально для немецкого телесериала Schimanski, в эпизоде которого Крис сам его и исполняет.
Крис дает три концерта в Лондоне, однако настоящее турне проводится в апреле-мае. Крис выступает в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Германии и России. На протяжение года на разных кинофестивалях демонстрируется фильм Parting Shots.
Ещё один альбом The Road To Hell – Part 2 – увидел свет в 1999 году. Очевидно, он задумывался музыкантом как «подарок на десятилетие» своего знаменитого предшественника The Road To Hell. Диск получился весьма насыщенным экспериментами Криса Ри с танцевальными ритмами.
Крис Риa продолжает активно гастролировать. Blue cafe – так называется Европейское турне певца, с которым он посещает Москву и Санкт-Петербург. 12 мая 1998 года Крис Риa дал единственный концерт в Государственном Кремлевском Дворце, где до него выступали Элтон Джон, Род Стюарт, Стинг, Тина Тернер и другие звезды мировой рок-музыки.
Ещё один клон, на этот раз альбома 1986 года On The Beach, появляется на прилавках магазинов в 2000 году. Мало того, что на этом диске состоялся возврат к саунду «давно минувших дней», одинакова со своим далёким предшественником и концепция оформления и, наконец, название – King Of The Beach. В этой работе Крис вернулся к более традиционному для себя лайт-блюзовому звучанию, практически отказавшись от хип-хоповых и эсид-джазовых экспериментов, несколько смутивших поклонников Криса Риa в предыдущем альбоме. Альбом в целом получился спокойным, спетым как бы вполголоса, в своеобычной для Криса Риa манере. Мягкая перкуссия, прозрачная аранжировка, изумительный дуэт фортепиано-гитара, органичные «поющиеся» мелодии. King Of The Beach был буквально «обласкан» критиками.
Запланированный еще весною концертный осенне-зимний туp по «pаcкpутке» King Of The Beach пришлось отменить из-за серьезной болезни Криса.
Дорога к новому альбому 2002 года Stony Road была, как в названии, ухабистой и трудной. Крис Риa прервал двухлетнее молчание, вызванное тяжелой и продолжительной болезнью. На альбоме Stony Road представлен тот тип музыки, которая не производится за компьютером, а играется и пишется живьем в студии во время сейшена. Основные стили, в которых выдержана запись Stony Road — это блюз и госпел. Неудивительно и то, что у музыканта возникли трудности с изданием этого продукта на крупных фирмах. По представлениям рекорд-компаний, это совсем не коммерческая музыка, на ней нельзя заработать огромные деньги.
Stony Road выпускается в Великобритании на Jazzee Blue (звукозаписывающей компанией, созданной в 2000 году Крисом Риa), а в Германии диск выходит на независимом лейбле Edel Records.
Сказалась ли на его настроении болезнь, но Крис, мастер светлой солнечной музыки, великолепно передающей летнее настроение, вдруг наполнил новую пластинку осенними тонами. На пластинке практически нет ярких хитов, нацеленных на вершины чартов, нет богатых аранжировок, но скупой набор живых инструментов (банджо, гитара, перкуссия) создают какую-то особую, неповторимую атмосферу альбома, слушать который необходимо от начала и до конца без перерывов. Крис Риa попытался воспроизвести знаменитый мемфисский блюзовый «саунд», в чем ему помогали постоянные музыканты: перкуссионист Martin Ditcham и гитарист Robert Ahwai.
После выпуска Stony Road Крис Риa отправляется в концертный тур по Европе. По возвращении на родину, он проводит тур по Великобритании (Stony Road UK tour).
Jazzee Blue выпускает несколько альбомов с участием Криса Ри, его группы и певицы Сары Рэндл (Sarah Randle).
Если предыдущий альбом музыканта Stony Road выдержан в аскетичных традициях чикагского блюза, то на новом альбоме Blue Street 2003 года Крис Риa обращается к джазу. По крайней мере, первая половина альбома (практически полностью инструментального) – это джазовые композиции. Затем на второй половине Крис вновь дрейфует в сторону блюза. Причем здесь отчетливо слышны нотки помпезного сладкого блюза, которым он зарабатывал деньги столько лет. Правда, тут это влияние сведено к минимуму, традиционная блюзовая составляющая преобладает.
Крис Риa отправляется в тур по Великобритании в поддержку певицы Sarah Randle. Jazzee Blue продолжает выпускать новые альбомы участников группы Криса Риa.
После окончания школы Крис поступает в журналистский колледж, но на первом же курсе бросает его из-за «горячего» спора с преподавателем. Пришлось пойти по стопам отца, продавца мороженого, и с головой уйти в семейный бизнес. И на этом всё бы закончилось. Его теперешним поклонникам не пришлось бы услышать ни The Road To Hell, ни Auberge, ни The Blue Cafe, если бы не счастливая случайность. Где-то в начале семидесятых годов, у своего друга Крис услышал американского фольк-гитариста Джо Уолша (Joe Walsh) из группы The Eagles, которого Крис Риа и сегодня называет своим учителем. «Друг поставил пластинку – это был Джо Уолш. И вдруг я увидел свет. Я понял – вот оно!» – вспоминает Крис Риа. Этот случай кардинально изменил его жизнь.
Когда Крису исполнилось 19 лет, скопив приличную сумму денег, он покупает высококлассную гитару. «Я купил гитару и моментально излечился от депрессии. При этом я чувствовал себя как ребенок, которому подарили краски и бумагу» – вспоминает Крис Риа. Около двух лет Крис не выпускает гитару из рук, поставив перед собой цель: самостоятельно научиться сносной игре.
В 1973 году Крис был вознагражден за свой труд. Дело в том, что из местной малоизвестной и полупрофессиональной рок–группы Magdalene, игравшей жесткий блюз-рок, ушел в Deep Purple гитарист и лидер команды Дэвид Ковердейл (David Coverdale) и группе срочно потребовалась замена. Кандидатура Криса им подошла, так как он мог не только петь и играть на гитаре, но и писал песни.
В 1974 году Крис Риа становится ведущим вокалистом Magdalene. Закипела профессиональная работа музыканта.
Группа гастролирует и выпускает синглы, но Крису всего этого явно мало. В мае 1974 года одну из своих свежих вещей So Much Love он предложил лейблу Magnet Records, но, к сожалению, песня провинциала осталась незамеченной.
В 1975 году Magdalene сменили название на Beautiful Losers («Прекрасные неудачники»), Очевидно, название навеяло одноимённое произведение канадца Леонарда Коэна (Leonard Cohen), весьма схожего по стилистике с Крисом Риа. В этом же году Beautiful Losers выиграла национальный конкурс самодеятельных групп и «неудачники» были отмечены авторитетной музыкальной газетой Melody Maker, как «лучшие новички года» («Melody Makers' Best Newcomer of the Year»). Однако настоящий успех к ним так и не пришел. Еще пару лет гитара Криса Риа была слышна в песнях «неудачников», но в 1977 году Крис не выдержал такого положения дел и решил уйти из группы, чтобы начать сольную карьеру.
В ноябре 1977 Крис Риа принимает участие (как и многие другие приглашенные гитаристы) в записи альбома The Hank Marvin Guitar Syndicate, где аккомпанирует гитаристу группы Shadows.
В 1977 году Крис Риа в качестве независимого сольного исполнителя подписывает контракт с фирмой Magnet Records. И уже в апреле 1978 года свет увидел самостоятельный сингл музыканта Fool (if you think it's over) (эту песню он написал для одной из своих сестёр).
Обладатель мягкого бархатного баритона и неплохой техники игры на слайд-гитаре, Крис, естественно, не мог претендовать на роль «молодого бунтаря» и предпочел развивать идеи «классических» гитарных групп 70-х. Казалось, добиться международного успеха музыканту-традиционалисту в эру «новой волны» нелегко, но первый же сингл Криса Риа Fool (if you think it's over), вышедший на лейбле United Artists, стал звучать по радио и легко занял 12-е место в американском хит-параде, и даже был выдвинут на соискание премии «Грэмми», но не получил ее. Позже эту вещь в манере «соул» переработала знаменитая английская певица Элки Брукс. Успех сингла в США побудил фирму Magnet Records переиздать его в Англии, и на этот раз он поднялся до 30 места.
Дебютный долгоиграющий альбом Криса Whatever Happened To Benni Santini? (Что случилось с Бенни Сантини), записанный с помощью Рода Арджента (Rod Argent) и Пита Уингфилда (Pete Wingfield), был выдержан в спокойной, приятной AOR-овой стилистике и напоминал отчасти Брюса Спрингстина (Bruce Springsteen), отчасти (вокалом)
Барри Уайта (Barry White). Продюсировал пластинку знаменитый Газ Даджон (Gus Dudgeon), в свое время обеспечивавший успех альбомам Элтона Джона (Elton John). Название альбома намекает на принятое однажды решение фирмы Magnet и продюсера Криса Ри «перекрестить» певца в Benny Santini на американский лад, чтобы выйти на американский рынок. Крис заявил тогда, что это звучит слишком по-американски и что Даджин намеренно сглаживает острые углы в его стиле игры.
В пост-панковом музыкальном климате Великобритании этот альбом также не произвел впечатления на критиков. Однако, в целом, альбом продается неплохо, даже становится «золотым» после продажи полумиллиона копий и добирается до 49-го места в списке. Крису Риа предлагают провести гастроли в США, но он вынужден отказаться, чтобы сконцентрироваться на записи нового альбома в Великобритании.
После относительного успеха дебютных работ Криса Риа наступает творческий кризис, затянувшийся на пять лет.
В 1979 году выходит диск Deltics, спродюсированный Даджином. В Великобритании альбом поднимается до 54 номера национального хит-парада, а в США провалился вообще.
Выше 60-го места не поднимается и альбом 1980 года Tennis, не смотря на то, что все песни для него Крис написал сам. Всё это время, не смотря на «напряги» и творческую нестабильность, естественно, не способствующих коммерческому успеху, музыкант продолжает напряжённо работать. Правда, концертную деятельность он предпочитает студийной.
В 1980 году Крис женится на своей давней подруге Джоан Лесли (Joan Lesley) , которая впоследствии родила ему двух дочек Джозефину (Josephine) и Джулию (Julia).
Новый альбом 1982 года Chris Rea вряд ли что–то изменил в его отношениях с публикой, в марте LP Chris Rea достигает в Великобритании № 52. Англичане не спешили покупать его, как и две предыдущие работы, хотя критика была довольно «сносной». В США альбом выходит на лейбле CBS/Columbia, но в хит-парады не попадает. Однако песня Loving you, титульный трек с этого альбома и одноименный сингл – первый за три года, достигает в Великобритании № 65 и в США № 66.
«В 1983 году мне казалось, что я опустился на самое дно своей карьеры» – вспоминает Крис Риа. – «Я был уже готов завязать с музыкой» (и то же готовы были сделать с ним звукозаписывающие компании). Криса спас звонок из Ирландии: ему предложили турне по континенту «начиная от Финляндии и далее вниз по карте» (всего пятнадцать городов) и «раскрутку» следующего альбома Water sign. Переехав в Лондон, Крис начал перестраивать свою карьеру и музыкальную концепцию практически с нуля, работая, по его словам, в режиме «французского семейного отеля». Он обнаружил, что в Европе его задушевный, вылизанный до состояния «попсы» блюз-рок принимают весьма благожелательно: характерный хриплый голос, саунд, что называется, с «песочком» пришелся по нраву Старому Свету. Похоже, старый добрый рок вновь стал популярен в Европе! Крис делает весьма важный для себя вывод: его основная аудитория находится в континентальной Европе.
В октябре 1983 года песня I can hear your heartbeat с альбома Water sign добирается в хит-парадах Англии до 60-го места, но в Ирландии и в других европейских странах становится настоящим хитом. Попадает на 64-е место и сам альбом, хотя даже автор называет Water Sing «набором демо-записей, на которых барабан-то едва слышно...». Таким образом, в Европе его репутация значительно превысила британскую, а в Ирландии и Германии музыкант приобрел статус суперзвезды. Его первыми настоящими поклонниками стали немцы: они, оказывается, всегда были любителями мягких гитарных риффов, блюзовых исполнителей и инструментальных треков, которые всегда присутствовали в программах, которые Крис Риа предлагал слушателю. Турне были уже регулярными и, что самое важное, стали не только окупать себя (что само по себе выглядело просто фантастично), но и приносить прибыль. Так незаметно люди стали слушать песни Криса Риа и дома.
В марте 1984 года песня I don't know what it is but I love it со следующего альбома Криса поднялась в Великобритании до 65-го места. А в мае уже сам LP Wired to the moon вскарабкался там же до № 35.
В мае 1985 года песня Stainsby girls (песня-ностальгия по старой Англии), после мощнейшей радиораскрутки, достигает
в Великобритании 27-ой строки чартов. А в июне LP Shamrock diaries превращается в первый альбом Криса, который попал в Великобритании в первую двадцатку (15-е место хит-парада), и становится золотым как там, так и в Голландии и Бельгии, а в Германии – платиновым.
В мае 1986 года появляется LP On the beach, ставший первым бестселлером Криса Риа в родной Англии (№ 11 в 24-недельном чарте). Диск становится золотым в Австралии, Новой Зеландии и Японии. Даже в СССР фирма Мелодия по лицензии выпустила этот альбом с названием На пляже.
В июле 1987 года Крис Риа выпускает отличный драйвовый сингл Let's dance, который достигает в чартах Великобритании № 12 и становится самым продаваемым синглом Криса Риа и самым большим британским хитом музыканта. В связи с успехом Let's dance рейтинг альбома LP On the beach также поднимается.
Следующей вехой творчества Криса Риа становится самоспродюсированный альбом Dancing With Strangers, вышедший в сентябре 1987 года и включающий песню Let's dance. В течение первой недели продаж диск достигает золотого статуса, как и Крис Риа – статуса звезды у себя на родине в Великобритании. В США сингл Let's dance – первый релиз Криса на лейбле Motown – достигает только 81-го места. В альбоме Dancing With Strangers Крис очень точно передал состояние эйфории, охватившее Запад в связи с якобы глобальными переменами, вызванными «перестройкой» в СССР (композиция Gonna Buy A Hat посвящена М. Горбачеву). Диск достигает 2-го места, уступив первенство только альбому Майкла Джексона Bad. Однако, предполагавшийся хитовым сингл Joys Of Christmas коммерческого успеха не имел, а вариант самостоятельного издания эффектной во всех отношениях композиции Windy Town просто не рассматривался. В это же время Крис Риа предпринимает первый концертный тур по Австралии и затем – новый по Европе.
В августе 1988 года On the beach Summer '88, ремиксованная ускоренная версия старого хита, становится первым синглом Риа, выпущенным компанией WEA. Последняя выкупила Magnet Records у старых владельцев. Хит поднимается до №12 в Великобритании, и WEA переиздает LP On the beach, который на этот раз добирается до UK № 37. В ноябре WEA выпускает сборник лучших вещей Криса Ри LP New light through old windows, который имеет в Европе оглушительный успех – пластинка вошла в UK под № 5. С тех пор Крис Риа всеми способами борется с популярностью, которая, по его мнению, не дает творческой личности нормально работать.
Следующий альбом The Road To Hell (октябрь 1989 года) возглавляет национальный хит-парад и становится трижды платиновым. Альбом с двумя явными хитами №1 в Британии — Road to Hell (посвящение умершей матери) и Looking For The Summer, значил для Криса очень много, ведь песни такого класса мечтал бы иметь в своей дискографии любой приличный музыкант. Одиннадцатый по счету альбом Криса Риа был признан лучшей пластинкой Англии 1989-1990 годов, и вообще был одной из самых знаменитых работ конца 80-х годов, одной из лучших мировых работ. После издания альбома Крис подписывает контракт на 52-дневное турне по Англии и Европе, которое завершает в марте 1990 года.
В январе 1990 года синглом выходит песня Tell me there's a heaven с альбома The Road To Hell и сразу поднимается в чартах Великобритании до № 24.
Выпуская альбомы раз в год–два, Крис явно давал понять всему миру, что отступать от найденного пути не собирается. Личная лирика (многие из своих песен он посвятил дочерям, как, например, известную композицию Josefine) и прокуренный голос Криса Ри стабильно поддерживали интерес к его записям.
Февраль 1991 года был отмечен выходом LP Auberge (название можно перевести как «кабак» или «притон»), который через неделю продаж становится хитом №1 и быстро приобретает платиновый статус. Здесь вообще, что ни песня, то хит. Сингл с тем же названием достигает в британских чартах 16-го места. При этом Winter song, четвертый сингл с альбома Auberge, достигает UK № 27.
В октябре 1991 года Крис Риа подписывает контракт на 50-дневное турне по Великобритании и Европе. И опять начинается бесконечная череда гастрольных поездок. Правда, Крис никогда не проводит в дороге более недели подряд. Он обязательно возвращается домой, хотя бы на день, несмотря на расходы. «Я люблю свой дом, люблю жену, и мне действительно нужно её видеть. По-моему, это вполне естественно. Сейчас многие музыканты заявляют, что хотят, в первую очередь, жить нормальной семейной жизнью. Я не исключение».
Не смотря на популярность альбомов The Road To Hell и Auberge в Великобритании, они были весьма холодно приняты в США (соответственно 107-е и 176-е места).
В октябре 1992 года выходит новый альбом Криса Риа God's great banana skin и быстро становится четвертым номером в чартах Великобритании. Сингл Nothing to fear с этого альбома, достигает UK №16. Видно, что к этому времени слушатели уже насытились песнями Криса.
С января по апрель 1993 года проходит англо-европейский тур Криса Риа.
В этот период выходит сингл Soft top, hard shoulder, и одновременно на экранах появляется фильм с таким же названием, к которому Крис написал весь саундтрек.
В ноябре 1993 года выходит его четырнадцатый альбом Espresso logic и поднимается в Великобритании до №8, что тоже большой успех. Во время посвященной альбому рекламной компании, Крис принимает участие в чемпионате Англии по гонкам на спортивных автомобилях (British Touring Car Championship), который проходит в Донингтоне. В это же время Крис Риа начинает работу над музыкальным фильмом La Passione (Страсть).
В октябре 1994 года, собирая последние крохи былого успеха, музыкант выпускает компиляцию: The Best Of Chris Rea, набор проверенных хитов, плюс дуэт с Элтоном Джоном — If You Were Me. В принципе, работа была довольно тепло встречена публикой и достигает в британском чарте №3.
На февраль-март 1994 года было запланировано небольшое евро-канадо-американское турне, однако выступления в США пришлось отменить, так как Крису сделали очень выгодное предложение со стороны Ford Motor Company написать музыку для коммерческого ролика, рекламирующего новую модель компании — Ford Probe. Песня в виде сингла выпускается в октябре и становится №28 в Великобритании.
После работы над выпуском сборника лучших вещей у Криса возникают проблемы со здоровьем. В 1995 году Крис некоторое время болеет и переносит несколько операций. Вот что говорит сам Крис Риа: «Сначала у меня случилось прободение толстой кишки, которое потребовало хирургического вмешательства, а затем начался постоперационный абцесс, приведший к обширному перитониту». Но все обошлось, и Крис выздоравливает.
После операции Крис Риа концентрируется на музыкальном кинопроекте La Passione – музыкальной фантазии, основанной на его детской мечте стать гонщиком. «Записав столько альбомов, я решил в очередной раз сделать что-нибудь новое». Саундтрек к фильму планируется выпустить в 1996 году, причем его должен будет предварять соответствующий сингл. А пока Крис работает над сценарием и дописывает музыку.
В феврале 1996 года начинается съемка фильма La Passione, а уже в ноябре выходит одноименный альбом. Фильм получился о гоночных автомобилях Феррари и жизни итальянских иммигрантов в 60-е годы. Его демонстрируют на Лондонском кинофестивале. В записи альбома участвовали сам музыкант со своей группой, легендарная певица Ширли Бесси (Shirley Bassey), духовая секция и симфонический оркестр из 58 человек.
В мае 1997 года альбом переиздается, а фильм выходит в прокат и появляется на экранах кинотеатров Великобритании. Лейбл Криса Риа очень серьезно относится к увлечению киноиндустрией своего подопечного и раскручивает его саундтреки не хуже обычных рок–альбомов.
В это же время Крис обращается к своим друзьям - Дэвиду Ковердэйлу и Джо Уолшу с предложением записать совместный альбом, продюссером которого согласился стать ещё один его приятель Марк Нопфлер (Mark Knopfler), но что-то не «срослось», и от идеи пришлось отказаться.
В мае 1997 года футбольный клуб Middlesbrough FC вышел в финал кубка F.A. Cup, и по этому поводу была выпущена специальная версия сингла Let's dance, на которой Крис поет вместе с Бобом Мортимером и командой Middlesbrough FC (к сожалению, клуб потерпел поражение в финальной схватке с командой Chelsea). Осенью 1997 года Крис принимает участие в съемках нового фильма Майкла Уиннера Parting Shots (Роковые выстрелы), где играет главную роль.
Людям порой бывает очень трудно избавиться от устоявшегося представления о том, какие они есть в глазах других. Имидж Криса, в принципе, всегда был на уровне максимально приземленного семейного человека, но и такие иногда меняются. Бывает же такое, чтобы на деле очень консервативный гитарный музыкант, продавший 15 миллионов своих дисков, отправился в свою студию сочинять очередной альбом с CD, полученным в подарок от своей дочери! Дело в том, что любимой игрушкой его 13–летней Джозефины давно уже стал компьютер, а любимым занятием — скачивание свежих мелодий и сэмплов из Интернета. Затем эти музыкальные «штучки» она смешивает, и получаются новые композиции. Однажды отец услышал ее наработки и вдруг подумал про себя: «Вот это ребенок! Я тут в студии работаю месяцами с дорогим оборудованием ради того, чтобы найти новое звучание, а она, не выходя из дома, делает это за один день!».
Целый год Крис размышляет о перспективах своего «сотрудничества» с дочерью. В конце концов он просит у нее множество ударных и других файлов, и после 10-ти дневной перекачки на студийный аппарат закрывается в студии вместе со своей группой, чтобы извлечь из современных технологий максимум для своего нового альбома The Blue Cafe.
Зимой 1998 года Крис записывает The Blue Cafe, жемчужинами которого стали композиции Since I Found You, The Blue Cafe и Miss Your Kiss. Титульный трек этого альбома написан специально для немецкого телесериала Schimanski, в эпизоде которого Крис сам его и исполняет.
Крис дает три концерта в Лондоне, однако настоящее турне проводится в апреле-мае. Крис выступает в Англии, Франции, Бельгии, Голландии, Швейцарии, Германии и России. На протяжение года на разных кинофестивалях демонстрируется фильм Parting Shots.
Ещё один альбом The Road To Hell – Part 2 – увидел свет в 1999 году. Очевидно, он задумывался музыкантом как «подарок на десятилетие» своего знаменитого предшественника The Road To Hell. Диск получился весьма насыщенным экспериментами Криса Ри с танцевальными ритмами.
Крис Риa продолжает активно гастролировать. Blue cafe – так называется Европейское турне певца, с которым он посещает Москву и Санкт-Петербург. 12 мая 1998 года Крис Риa дал единственный концерт в Государственном Кремлевском Дворце, где до него выступали Элтон Джон, Род Стюарт, Стинг, Тина Тернер и другие звезды мировой рок-музыки.
Ещё один клон, на этот раз альбома 1986 года On The Beach, появляется на прилавках магазинов в 2000 году. Мало того, что на этом диске состоялся возврат к саунду «давно минувших дней», одинакова со своим далёким предшественником и концепция оформления и, наконец, название – King Of The Beach. В этой работе Крис вернулся к более традиционному для себя лайт-блюзовому звучанию, практически отказавшись от хип-хоповых и эсид-джазовых экспериментов, несколько смутивших поклонников Криса Риa в предыдущем альбоме. Альбом в целом получился спокойным, спетым как бы вполголоса, в своеобычной для Криса Риa манере. Мягкая перкуссия, прозрачная аранжировка, изумительный дуэт фортепиано-гитара, органичные «поющиеся» мелодии. King Of The Beach был буквально «обласкан» критиками.
Запланированный еще весною концертный осенне-зимний туp по «pаcкpутке» King Of The Beach пришлось отменить из-за серьезной болезни Криса.
Дорога к новому альбому 2002 года Stony Road была, как в названии, ухабистой и трудной. Крис Риa прервал двухлетнее молчание, вызванное тяжелой и продолжительной болезнью. На альбоме Stony Road представлен тот тип музыки, которая не производится за компьютером, а играется и пишется живьем в студии во время сейшена. Основные стили, в которых выдержана запись Stony Road — это блюз и госпел. Неудивительно и то, что у музыканта возникли трудности с изданием этого продукта на крупных фирмах. По представлениям рекорд-компаний, это совсем не коммерческая музыка, на ней нельзя заработать огромные деньги.
Stony Road выпускается в Великобритании на Jazzee Blue (звукозаписывающей компанией, созданной в 2000 году Крисом Риa), а в Германии диск выходит на независимом лейбле Edel Records.
Сказалась ли на его настроении болезнь, но Крис, мастер светлой солнечной музыки, великолепно передающей летнее настроение, вдруг наполнил новую пластинку осенними тонами. На пластинке практически нет ярких хитов, нацеленных на вершины чартов, нет богатых аранжировок, но скупой набор живых инструментов (банджо, гитара, перкуссия) создают какую-то особую, неповторимую атмосферу альбома, слушать который необходимо от начала и до конца без перерывов. Крис Риa попытался воспроизвести знаменитый мемфисский блюзовый «саунд», в чем ему помогали постоянные музыканты: перкуссионист Martin Ditcham и гитарист Robert Ahwai.
После выпуска Stony Road Крис Риa отправляется в концертный тур по Европе. По возвращении на родину, он проводит тур по Великобритании (Stony Road UK tour).
Jazzee Blue выпускает несколько альбомов с участием Криса Ри, его группы и певицы Сары Рэндл (Sarah Randle).
Если предыдущий альбом музыканта Stony Road выдержан в аскетичных традициях чикагского блюза, то на новом альбоме Blue Street 2003 года Крис Риa обращается к джазу. По крайней мере, первая половина альбома (практически полностью инструментального) – это джазовые композиции. Затем на второй половине Крис вновь дрейфует в сторону блюза. Причем здесь отчетливо слышны нотки помпезного сладкого блюза, которым он зарабатывал деньги столько лет. Правда, тут это влияние сведено к минимуму, традиционная блюзовая составляющая преобладает.
Крис Риa отправляется в тур по Великобритании в поддержку певицы Sarah Randle. Jazzee Blue продолжает выпускать новые альбомы участников группы Криса Риa.
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Описание услуг
Подробнее
Подробнее