Эмилс Дарзиньш (латыш. Emīls Dārziņš; 3 ноября 1875—31 августа 1910) — латвийский композитор, музыкальный критик, хоровой
Эмилс Дарзиньш (латыш. Emīls Dārziņš; 3 ноября 1875—31 августа 1910) — латвийский композитор, музыкальный критик, хоровой дирижёр.
Сын сельского учителя. С самого раннего возраста занимался музыкой, несмотря на слабое здоровье (так, из-за реакции организма на солнечный свет в течения пяти лет юный Дарзиньш вынужден был жить в совершенно тёмной комнате). В 16 лет перебрался из провинции в Ригу, продолжая заниматься музыкой; раннее сочинение Дарзиня для мужского хора «Вы, холмы, и вы, луга» (латыш. Jūs kalni un jūs lejas; 1892) получило одобрение Язепа Витола.
В 1897 г. Дарзиньш поступил в Московскую консерваторию, однако не смог продолжить обучение по состоянию здоровья. В 1898 г. он вновь предпринял попытку продолжить профессиональное образование и поступил в класс органа Санкт-Петербургской консерватории (педагог Луи Гомилиус), изучал также композицию под руководством Н. А. Римского-Корсакова. Из-за недостатка средств в Петербурге Дарзиньш давал частные уроки музыки, выступал как музыкальный критик, но в конечном итоге так и не смог свести концы с концами и в 1901 г. вернулся в Ригу, не окончив консерваторского курса.
В Риге Дарзиньш преподавал музыку в различных гимназиях и частным порядком, его учениками были композиторы Янис Залитис и Адольфс Абеле. В 1903 г. он женился, в браке родились сын Вольфганг и дочь Лайма. В наибольшей степени Дарзиньш, однако, выступал как музыкальный критик в ведущих латвийских изданиях, опубликовав, в частности, пространный очерк «О происхождении оперы» (латыш. Par operas izcelšanos; 1907), развёрнутые характеристики ведущих национальных композиторов Язепа Витола и Алфреда Калныня, а также ряд отзывов на текущие события музыкальной жизни, в результате которых у него сложились конфликтные отношения с некоторыми другими заметными представителями латышской музыкальной общественности.
Премьера двух оркестровых сочинений Дарзиня, «Одинокая сосна» (латыш. Vientuļā priede) и «Меланхолический вальс» (латыш. Melanholiskais valsis), вызвала продолжительную полемику в латвийской прессе: критик и фольклорист Павел Юрьянс обрушился на них как на дилетантские и содержащие в себе элементы плагиата. Дарзиньш защищался в прессе, получив для публикации положительный отзыв Александра Глазунова о своих пьесах; Юрьянс в ответ опубликовал отрицательный отзыв о пьесах Дарзиня, полученный им от Яна Сибелиуса. В конечном итоге Дарзиньш уничтожил партитуры всех четырёх своих сочинений для оркестра («Меланхолический вальс» был реконструирован после его смерти).
Утром 31 августа (18 августа по старому стилю) 1910 года тело Дарзиня было найдено недалеко от станции Засулаукс (тогда предместье Риги), он был сбит поездом. Предположения о самоубийстве широко циркулировали в прессе. Дарзиньш был похоронен на кладбище при церкви Святого Мартина в рижском районе А́генскалнс.
Творческое наследие Дарзиня-композитора крайне невелико: ему принадлежит 43 сочинения, из которых 6 утрачены; в частности, из четырёх пьес Дарзиня для оркестра уцелел только «Меланхолический вальс» (1904). В разное время Дарзиньш строил планы сочинения нескольких опер (в том числе по пьесе А. П. Чехова «Иванов»), однако все эти проекты не состоялись, от единственной начатой оперы «Розовые дни» (латыш. Rožainās dienas) остались только наброски в клавире.
Тем не менее, вокальные и хоровые сочинения Дарзиня стали национальной классикой. Сохранились 17 песен для голоса и фортепиано, 8 пьес для мужского хора, 7 для смешанного, 1 для женского и 1 для детского. Семь раз Дарзиньш обращался к поэзии Яна Порука, писал также на стихи Яна Райниса, Аспазии, Рудольфа Блауманиса; положил на музыку «Испанский романс» («Я здесь, Инезилья…») А. С. Пушкина в латышском переводе Вилиса Плудониса.
В его честь названа Mузыкальная школа имени Эмиля Дарзиня в Риге. В 1975 году у школы воздвигнут памятник композитору.
Произведение изобразительного искусства фотография «Мать» — портрет скорбящей матери композитора Эмилса Дарзиньша в десятую годовщину со дня его смерти.