Французская артистка Эмили Симон – мечта любого музыкального издателя. Певица с оперной школой, композитор с богатейшей
Французская артистка Эмили Симон – мечта любого музыкального издателя. Певица с оперной школой, композитор с богатейшей фантазией, аранжировщик и звукорежиссер, открытый для самых неожиданных экспериментов, двуязычный автор и многоликая шоувумен, она пишет музыку про растения и пингвинов – на их языке, а о людях рассказывает на языке экспериментальной электроники. Ее работы редко остаются без наград и комплиментов, а ее концерты – без благодарных слушателей. Многие критики уверены, что Эмили Симон – это новое воплощение Бьорк (Bjork) и Кейт Буш (Kate Bush) в одном лице.
Эмили Симон родилась 14 июля 1978 года в городе Монпелье на юге Франции. Девочка с детства была окружена музыкой, что и неудивительно: ее отец – звукорежиссер, а мать – профессиональная пианистка. С трех лет она бывала на работе у отца, ходила вместе с родителями на концерты в джазовые клубы, слушала электронную музыку, которую обожала ее мать. В оснащенной до зубов отцовской студии она была как у себя дома, поэтому довольно рано начала разбираться в звукозаписывающей технике и всегда чувствовала себя комфортно среди кабелей, проводов и пультов. Правда, сама попробовать свои силы в звукозаписи она рискнула только в 16 лет.
До этого Эмили много лет прозанималась в музыкальной школе, потом поступила в консерваторию, где из нее готовили оперную певицу. Следующий этап ее профессиональной подготовки начался с переездом в Париж, где для нее открылись и новые образовательные, и новые карьерные возможности. Эмили поступила в Сорбонну, где изучала историю музыки и ранние формы музыкального искусства, а параллельно разбиралась в специфике электронной композиции в Институте исследования и координации акустики и музыки (Institut de Recherche et Coordination Acoustique/Musique), созданном при Национальном центре искусства и культуры имени Жоржа Помпиду.
Сочинение электронных композиций и стало той первой музыкальной формой, которая позволила начинающей артистке реализовать идеи, давно ждавшие воплощения. В частности, среди первых ее студийных опытов – демо-версии композиций "Desert" и "Flowers", которые станут украшением ее дебютного альбома. Но этого релиза могло бы и не быть, или он был бы совсем другим, если бы не его величество случай: как оказалось, одна из подруг Эмили Симон работала во французском представительстве компании Universal. Именно она предложила вчерашней провинциалке подготовить демо-диск и показать свои записи профессионалам. "Она почувствовала, что мне пора выходить на новый уровень, – вспоминала Эмили. – Именно она взяла на себя организацию переговоров, сумела заинтересовать менеджеров и устроила мой контракт".
Собственно, особо уговаривать никого не пришлось: музыка Эмили Симон говорила сама за себя, к тому же перед работодателями предстала не только оригинальная, но и отлично подготовленная артистка. Классическая вокальная школа, опыт сочинения мелодий и текстов (причем на двух языках – французском и английском), навыки аранжировки, продюсирования и даже звукорежиссуры, – она была мастерица на все руки. Кроме того, Эмили сама придумывала интересные детали оркестровок, программировала и редактировала звуковые эффекты. Так что в ее лице лейбл приобрел не просто уже практически написанный альбом, но и готового профессионала, которому можно без проблем доверить подготовку релиза.
Изданный в начале 2003 года студийный первенец артистки "Emilie Simon" вызвал настолько широкий интерес, что через несколько месяцев пришлось выпускать второй тираж, снабженный несколькими бонус-треками, который тоже был раскуплен. Экспериментальная электроника Эмили с мягкими вкраплениями мелодичного электро-попа, ее утонченные, хрупкие оркестровки и техничный вокал, легко справляющийся с любыми задачами, – все это не могло не вызвать симпатии как меломанов, так и представителей шоу-бизнеса. Нестандартные композиторские и продюсерские решения Эмили позволяли сравнивать ее с гуру экспериментальной электроники Бьорк, а очень экспрессивный вокал напоминал капризные арт-роковые выходки Кейт Буш.
В итоге, талантливая дебютантка была номинирована на премию Prix Constantin, которую вручают самым перспективным молодым артистам, и стала обладательницей высшей музыкальной награды Франции Victoire de la Musique (эквивалент Grammy) в номинации "Лучший электронный альбом".
Для промоушена релиза артистка не жалела ни сил, ни времени. Она объехала большую часть Европы и добралась до Соединенных Штатов. А тем временем ее первенец "Emilie Simon", хоть и не поднялся во французском поп-чарте выше 47 строки, на протяжении 4 лет оставался в национальном Тор 100.
Гораздо бОльшей популярностью пользовалась новая работа артистки – саундтрек к уникальному фильму французских документалистов "La Marche de l'empereur" ("Марш пингвинов"), который создавался при поддержке Национального географического общества и снимался в естественной среде обитания королевских пингвинов – в Антарктиде. Привлекая вчерашнюю дебютантку для сочинения музыки к фильму, продюсеры в определенной степени рисковали, но их риск оправдался. Запись номинировалась на премию "Сезар" за лучший оригинальный саундтрек и принесла Эмили Симон вторую награду Victoire de la Musique.
Альбом "La Marche de l'empereur" нашел почитателей в Бельгии и Швейцарии, а во Франции финишировал под 32 номером в поп-чарте. Именно этот саундтрек принес артистке и еще один бонус: контракт на издание ее альбомов в США. Первой здесь вышла компиляция "The Flower Book" (2006), объединившая композиции с двух альбомов – дебюта "Emilie Simon" и "Vеgеtal", ее второго лонг-плея, который появился в Европе в начале 2006 года.
В истории музыки уже был прецедент целого альбома, посвященного растениям, например, пластинка Стиви Уандера (Stevie Wonder) "Journey Through the Secret Life of Plants". Но французская артистка пошла еще дальше: флора стала героем не только ее лирики, но и музыки – оркестровок, звуковых эффектов, сэмплов. По аналогии с саундтреком "La Marche de l'empereur", в саунд которого были вплетены звуки трескающегося льда, хрустящего снега и другие отголоски живой природы, на "Растительном" альбоме Эмили деревья, цветы и трава тоже подавали голос. Акустические свидетельства их жизни, бережно сэмплированные Эмили, стали неотъемлемой частью звуковой фактуры, в которой на этот раз не последнюю роль играли и элементы рока (артистка сама записала несколько партий рок-гитары).
Волшебство ее вокала и необычный образный ряд, создаваемый всеми доступными средствами в мелодиях "Vеgеtal", были встречены с повышенным интересом. Стараниями меломанов альбом приземлился на 11 позиции французского хит-парада и неплохо постоял за себя в чартах Бельгии и Швейцарии. А Французская академия звукозаписи снова титуловала певицу и композитора высокой наградой – Victoire de la Musique в номинации "Лучший электронный альбом".
Симон активно гастролировала по Европе в поддержку "Vеgеtal", особенно много концертов дала в Германии и Австралии, выступала на разогреве у Placebo во время их европейского турне 2006 года, а в 2007-м отправилась с коротким клубным визитом в Нью-Йорк и Лос-Анджелес для промоушена свежеизданного диска "The Flower Book". Память об одном из лучших шоу этого турне осталась на концертном альбоме и DVD "А L’Olympia" (2007).
Заокеанских поклонников пикантного электро-попа Симон интересовали, конечно, в первую очередь ее англоязычные композиции, которые со временем занимали все больше места на ее альбомах. Что касается выбора языка, о чем часто спрашивают ее журналисты, Эмили не любит ломать над этим голову: "Я не разделяю музыку и слова, это две стороны единого целого. Я думаю, сама песня выбирает себе язык. Когда я сижу за пианино и подбираю мелодию, которую мысленно уже давно сочиняла, слова приходят сами и сразу на английском или на французском. Мне все равно на каком, потому что это часть одного творческого процесса".
Чересчур активно развивавшиеся события и слишком насыщенные гастроли, почти не прекращавшиеся на протяжении пяти лет, настолько утомили Эмили Симон, что она в конце концов не выдержала и объявила временный мораторий на работу. Целых полтора года она продержалась на немузыкальной диете, не подходила к пианино, не работала на компьютере. Только после такого "очищения организма" Эмили взялась за новую запись. Уже почти освоившись к этому времени в Нью-Йорке, где прожила не один месяц, в своих новых композициях она стремилась выразить свое отношение к этому культурному Вавилону, "со всеми черными и белыми музыкальными ассоциациями, с насыщенными басами и барабанами, с синтезированными вспышками цвета и света".
Свой четвертый лонгплей, изданный осенью 2009, певица назвала "The Big Machine". Это самый успешный релиз в ее карьере: диск поднялся в Тор 10 национального рейтинга продаж. Правда, обязан этим он был больше прошлым заслугам Эмили: альбом не отличается ни новизной оркестровок, ни свежестью идей, тяготея скорее к поп-стилистике, чем к экстравагантным электронным ландшафтам, хотя витиеватый вокал в духе Кейт Буш придает саунду пикантный оттенок.