Холодная и мрачная атмосфера загадочной Скандинавии породила почти все существующие группы, играющие death- или black-metal
Холодная и мрачная атмосфера загадочной Скандинавии породила почти все существующие группы, играющие death- или black-metal, за исключением лишь немногих. Extol (в переводе “Превозноси” или “Вознеси”) образовались в Норвегии, это христианская группа, ориентирующаяся на death-metal . Коллектив появился благодаря стараниям братьев Питера и Кристера Эспеволлов, а также Дэвида Хасвика. Все трое вынашивали идею создания группы еще с 1993 года. Коллектив был основан в Осло, и начал набирать обороты, не смотря на то, что все участники мало того, что были самоучками, так еще по ходу сами учились многому. Когда коллектив начал свое существование, Дэвиду и Кристеру было по 16, а Питеру всего 14.
До создания коллектива, Кристер еще играть не умел толком, мог только бренчать на гитаре, купленной им за пару месяцев до основания Extol, но Кристер довольно быстро её освоил. Он не был новичком в музыке, так как до гитары он два года играл на фортепиано, инструменте, который страстно ненавидел в свои юные годы. На фортепиано Кристер играл только потому, что его заставляли родители, но все же Дэвид вынудил Кристера купить гитару, так и начался Extol. Название Extol ребята нашли в орфографическом словаре, и поначалу им просто понравилось звучание, так они решили, что “вознеси” звучит значительно и довольно величественно. Они хотели придумать другое название, но после того, как начали выступать, решили название не менять.
Братья Кристер и Питер росли на христианском роке 80-х, а именно на музыке Stryper, Petra, Whitecross, Barren Cross и New Jerusalem. Ребята позже, уже в девяностых, подсели на музыку Mortification и Tourniquet, но это из христианских, а из светских ребята любили слушать такие команды, как Death, Rush, Mortification, Meshuggah, Pestilence, King's X, Cynic и т. п. Несмотря на свое пристрастие к metal’у, ребята игнорировали все песни, в содержании которых хулилось имя Бога.
Скандинавский метал, как правило, наполнен историями об эльфах, гномах, колдунах, лесных разбойниках, и всего того, что можно наблюдать в фильме “Властелин колец”. Тексты Extol ничего толкинисткого в себе не несли, хотя весть о Христе в таком стиле, как death-metal звучит довольно-таки мистически, но никакого оккультизма, вампиризма и колдовства.
Когда к братьям присоединился Оле Боруд, музыка Extol возросла, а для Кристера новый гитарист Оле стал настоящим учителем по мастерству игры на гитаре.
17 мая 1994 года состоялся первый концерт Extol в Осло, так началась их серьезная карьера. Extol часто и помногу репетировали в своей церкви в Осло, на что их пастор реагировал одобрительно и без укоров в том, что музыка metal’ическая.
В январе 1996 группа записала три трека самостоятельно, а в 1997-м смогла подписать контракт с Endtime Productions на запись и выпуск дебютного альбома. В 1997 году группа выпустила демо Embraced. В 1998-м — дебютный альбом Burial на шведском лейбле Endtime Productions, чуть позже альбом был переиздан в США на лейбле Solid State Records.
В 1998 году был волнительный момент, так как их пригласили на самый масштабный христианский рок-фестиваль, проводимый в США — Cornerstone fest. Extol были сильно взволнованы, но их настолько хорошо встретили, что ребята просто не ожидали такого теплого приема. В итоге Extol остались очень довольны, а на их выступлении побывало порядка 2 000 человек.
В 1999 году, не заставляя долго ждать своих фэнов, группа выпускает Mesmerized EP. В этом же году группу покидает басист Ойстин Хольм, но на вакантное место сразу же пришел Тор Магне.
Вышедший в 2000 году альбом Undeceived имел более блэковые оттенки, которые в свою очередь являются более характерными для норвежских метал-групп. К записи альбома был привлечен норвежский скрипач и виолончелист. В переизданный Undeceived вошло два бонуса, среди которых кавер на песню христианской metal-группы 80-х (и начала 90-х) Believer. После выхода Undeceived, Extol закрепили свою популярность по всей Скандинавии, особенно в Норвегии, Швеции и Финляндии. За Undeceived последовал коротенький Paralysis EP.
В 2002 году группа подписала контракт еще и с германским лейблом Century Media Records. Лейбл был несколько лет заинтересован в подписании контракта с Extol’ами, а предел заинтересованности был, когда Extol выступили в 2000 году на концерте Christmas Rock Night, который проводится в Германии. Century Media Records хоть лейбл и мейнстримовый, но тот факт, что группа христианская, их нисколько не коробил. Благодаря Century Media Records группа смогла переиздать Undeceived в Европе. Помимо Century Media Records, ребята подписали контракт с лейблом Avalon (японский лейбл) и американских христианским лейблом Solid state.
Кроме участия в Extol, ребята еще прикалываются в коллективе Ganglion, играя, прогрессивный тяжелый панк. Ganglion состоит из непосредственно участников Extol, с привлечением музыкантов ранее игравших в Extol. На постоянных правах из Extol в Ganglion уходит Тор Магне Глидже.
В июне 2003 года Extol выпускают альбом Synergy на лейбле Solid state. Новый альбом был направлен к корням дэс-метала, то есть к металу 90-х, когда он процветал и развивался в полной мере. В записи альбома ребятам помогал Хью Сэйм (Hugh Syme), работавший в свое время с таким коллективами, как Rush, Aerosmith, Megadeth. В записи альбома было привлечено три дополнительным вокалиста: Мария Солхейм, Тор Морен и Самуил Дарлинг.
Альбом получился опять же мощным, но лирика стала еще интереснее. Например, песня Psychopath посвящена проблемам церковных заблуждений и учений, противоречащих библейским учениям. Единственной балладой на альбоме является Aperture. Хотя альбом в традиционном death-metal-ключе, блэковые оттенки выразились в нем еще в больше мере.
После выпуска альбома Extol’ы проводят совместно турне с мощными Demon Hunter’ами и The Agony Scene, и остаются очень довольными этим сотрудничеством.
В 2004 году и Оле Боруд покинул состав Extol, и ушел играть в Ganglion и Lengsel. Главной причиной ухода Оле стало то, что он просто устал от сумасшедших темпов Extol, ему захотелось больше размеренной жизни и просто захотелось иметь больше свободного времени. Кристер Эспеволл начал играть в составе Benea Reach. Кристер покинул Extol по причине того, что группа требовала все больше и больше времени, которого у Кристера не так уж много было. Кристер лидер молодежного служения, и он не мог просто бросить все и “лететь” с Extol’ом, которые набирают с каждым годом все большие обороты. В результате этого Кристер покинул Extol, что для группы является большой потерей.
Летом 2004 года слухи о мощном продвижении Extol подтвердились, так как они подписали контракт с еще более мейнстримовым лейблом — норвежским Toproom Studios, на котором писались такие титаны метала, как Mayhem, Borknagar, а так же подписали контракт с датским лейблом Antfarm Studios.
В 2005 году на лейбле Century Media Records Extol пишут промо сингл Pearl, включающий в себя сам сингл, ремикс, и новый трек Gloriana, а так же видео клип на Pearl. В марте группа выпустила полный альбом The Blueprint Dives, который вышел на лейбле Century Media Records, ну и, конечно же, на Solid state. Первым синглом с альбома стал трек Gloriana, хотя предвестником был Pearl.
Помимо того, что Extol стали одной из самых значимых христианских метал-групп, они еще и стали одной из самых видных групп Норвегии.