Юрий Шевчук
Детство и юность
Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области в семье школьных учителей.
Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области в семье школьных учителей.
Детство и юность
Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области в семье школьных учителей. Национальная принадлежность: по матери (Фаина Акрамовна Гариева) татарин (прадед был мулла), отец украинец. Основным увлечением мальчика до шести лет было рисование, которое он продолжил после переезда семьи в 1964 году в Нальчик. Параллельно учебе в школе и прежнему увлечению, Юрий начинает брать частные уроки музыки.
В 1970 году семья снова переезжает, на это раз в столицу Башкирии город Уфу. Свои навыки художника и начинающего музыканта Юрий развивает в изостудии при Доме пионеров и школьном ансамбле — «Вектор». Шевчук самостоятельно учится играть на музыкальных инструментах — осваивает баян и гитару, а его рисунки неоднократно получают награды на различных конкурсах, в результате чего он задумывается о своей будущей судьбе профессионального художника.
После окончания школы в 1975 году, Шевчук поступает на художественно-графический факультет Уфимского педагогического института. В институтской среде он — душа компании, активно участвует в студенческом театре. В это же время Юрий начинает разрываться между музыкой и живописью. Побеждает «болезнь» новым увлечением — только что вошедшим в моду рок-н-роллом.
Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу. Дает уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.
В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре.
После окончания положенного для молодого специалиста срока работы, в 1980 году Шевчук возвращается к родителям в Уфу.
80-е годы XX века
В конце 1979 года, по рекомендации некого общего знакомого, Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так в 1980 году появляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ». К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и домах культуры — практически на любых площадках. Они даже записывают свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием «ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу в песнях начали проявляться фольклорные интонации.
В 1982 году «Комсомольская правда» объявила Первый демократичный Всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Шевчука прошла первый тур и возникла необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось название «ДДТ». А группа стала лауреатом этого конкурса с песней «Не стреляй».
На этом «Камертоне» Шевчук познакомился с ещё одними конкурсантами, череповецкой группой «Рок-сентябрь», которая располагала уникальным по тем временам арсеналом технических средств и предложила записаться вместе. В начале 1983 года Шевчук отправился в Череповец, но в планах лидеров «Рок-сентября» были записи идеологически проходных песен в духе «Землян» и трудоустройство в одну из провинциальных филармоний. После двухмесячных конфликтов, Шевчук и Сигачёв с помощью музыкантов «Рок-сентября» и их звукорежиссёра Юрия Сорокина, записали альбом, который получил название «Компромисс» (1983). Записи быстро разошлись по стране, впервые поставив имя ДДТ и Шевчука на один уровень со звёздами питерского рок-клуба.
В мае 1983 года ДДТ посещают Москву и успешно выступают в программе официального фестиваля «Рок за мир» на стадионе «Лужники», но кадры с выступлением Юрия Шевчука вырезает бдительная цензура и в телеэфир его песни не попадают.
В 1984 году после выхода альбома «Периферия», который рисовал правдивую, а поэтому не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьезных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана», а группе запрещают записываться на студиях. Некоторые поклонники (в том числе и незнакомая тогда с ним лично будущая жена Юрия — Эльмира) собирают подписи в поддержку группы.
Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка».
В 1985 году Шевчук часто бывает в Москве и опять играет на «квартирниках» — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом «Москва. Жара» (1985).
В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьей в Ленинград, где как и многие представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни.
В канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны).
Весной 1987 года — «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).
Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.
90-е годы XX века
Начало 90-х годов изменило расстановку сил на сцене. Культовые фигуры рок-движения страны становятся менее агрессивны в своих стихах, музыке, чем поп-музыканты, которые в это время занимают основные концертные площадки страны. Но Юрий Шевчук и его группа «ДДТ» продолжает свой курс, записывая новые песни и альбомы — лирические, философские, социальные. В 1992 году жена и вдохновительница Юрия Шевчука — Эльмира умирает от рака.
С этого времени, основная цель Шевчука — проведение больших концертных программ («Черный Пес Петербург», «От и до» и др.). 20 мая 1993 года, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В тоже время, Шевчук резко реагирует на события в стране — обстрел Белого дома 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой в сторону официальной власти, общается в прессе на острые социальные темы. В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседуют с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъемку, где просит представиться солдатам и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на пленке, с войны вернулся только один.
90-е годы обернулись для Юрия Шевчука не только болью, но и успехом. В составе группы «ДДТ» были записаны альбомы: «Оттепель» (1990), «Пластун» (1991), «Актриса Весна» (1992), «Черный пес Петербург» (1994), «Это все» (1994), «Любовь» (1996), «Рождённый в СССР» (1997), «Мир номер ноль» (1999).
Кроме туров по стране, Шевчук в этой время часто гастролирует за рубежом. Германия, США, Австралия, Венгрия, Франция, Япония, Англия, Канада, Израиль, страны СНГ — везде концерты проходят с большим успехом.
Став к середине 90-х годов признанным мэтром российской рок-музыки, Юрий Шевчук продолжает поддержку молодых коллективов и исполнителей. Вместе с друзьями он организует большие фестивали, на которые приглашает талантливых музыкантов, отобранных ими во время гастролей по стране. Результатом фестиваля становятся записи дисков — сборников песен лучших групп на собственном лейбле «ДДТ». Таким образом, молодые музыканты получали возможность заявить о себе широкой общественности.
Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука — непримиримая борьба с поп-исполнителями, которая выражается в исполнении песен «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений, а иногда даже в физических столкновениях. Так, Филиппу Киркорову Юрий Шевчук нанес «укол» с помощью уволенного звукорежиссёра Филиппа. Вдвоем они распространили запись в интернете с реальными звуками, которые издаёт Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. Также группа ДДТ поучаствовала в составлении законопроекта, регламентирующего использование фонограммы в выступлениях.
В 1999 году издательство «Фонд русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука «Защитники Трои», во вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин написал: Стихи и песни Ю.Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире… Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые — как сама жизнь.
XXI век
В 2000-м году грандиозным туром отмечается 20-летие группы. В 2000—2004 годах «ДДТ» гастролирует по России (концерты в Москве и Санкт-Петербурге), странам СНГ (Белоруссия, Грузия, Украина) и по всему миру (Канада, США, Швейцария, Германия, Израиль, Англия). Выпускаются диски «Просвистела»(1999), «Метель августа»(2000), сборник серии «Энциклопедия русского рока» (2000).
Шевчук традиционно тяжело принимает любую власть, и она отвечает ему тем же. Так, после отмены рок-фестиваля, приуроченного к 300-летию Санкт-Петербурга, Шевчук, который много сделал для его организации, грустно пошутил, что если бы он вышел с гитарой от имени группы «Любэ», то имел бы больший вес в глазах президента. Кроме того, Шевчуку практически не предоставляют эфира на центральных телеканалах ни для интервью, ни для трансляции концертов или показа клипов, по сравнению с 90-ми годами XX века, когда Первый канал почти каждые три месяца показывал знаменитый концерт на Дворцовой площади Санкт-Петербурга (1993). Отчасти, это причина изменения музыкальных вкусов публики в сторону поп-музыки и рэпа.
Песни Юрия Шевчука сегодня можно услышать лишь на радиостанциях рок-формата, при этом он довольно обособленно стоит от многих рок-фестивалей, но регулярно участвует в фестивале авторской песни и выступает отдельно от группы. Так в 2002 году он принял участие в 29-м Грушинском фестивале, где на главной сцене фестиваля — Гостином дворе состоялся импровизированный концерт «группы» в составе: Юрий Шевчук — гитара, вокал; Михаил Махович — мандолина; Андрей Баранов — гитара; Тимур Ведерников — гитара; Сергей Войтенко — баян; Эдуард Двухимённый — контрабас; Антон Чердакли — домра. В 2007 г. Шевчук снова побывал на Грушинском фестивале (34-м) на Фёдоровских лугах под Тольятти.
2000-е годы ознаменовали новый этап в творчестве ДДТ. В альбомах «Единочество 1, 2», (2002—2003), «Пропавший без вести» (2005), «Прекрасная любовь» (2007) — поднимаются глубокие темы современного общества, ничтожность и величие человека в мире, любовь к жизни, религиозные мотивы. Звук становится более мягким и тяготеет к авторской песне, а к участию в записях песен привлекаются нехарактерные для рок-музыки — исполнители народных песен, духовые инструменты.
25-го декабря 2008 года. Компания «Navigator Records» представляет долгожданный сольный альбом Юрия Шевчука «L’Echoppe» («Ларёк»), записанный в мае 2007 года на студии Coppelia в Париже. Как заявил Юрий в недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы», в альбоме «есть совершенно свежие песни, есть очень и очень старые — такие, как первая „Осень“, с цыганским хором. Играют очень много музыкантов. Мы собрали музыкантов, наверное, шестьдесят: и бразильцы там играют, и румынские цыгане, и швейцарские аккордеонисты, и так далее ... Такой word music получился на русской основе, на русском языке». Все песни отобраны и аранжированы замечательным парижским композитором и музыкантом Константином Казански, известным по работе с Алешей Дмитриевичем и Владимиром Высоцким. Альбом готовится к выпуску и во Франции.
Семья и личная жизнь
Первая жена Юрия Шевчука, Эльмира, скончалась в 1992 от рака. От этого брака у Юрия родился сын Петр, которого пришлось воспитывать в одиночку. Позже Петр поступил в Кронтштадтский Морской Кадетскй Корпус, и, как отец, проявляет художественные способности. Сам же Юрий в течение некоторого времени даже жил отшельником в деревне Лебедевка (Ленинградская область), восстанавливая свой творческий потенциал.
В сентябре 1997 года у Шевчука родился еще один ребенок — Фёдор. Но с его матерью, актрисой, Юрий общается изредка, поскольку та живет в Германии.
Сегодня Юрий Юлианович постоянно живет и работает в Санкт-Петербурге.
Сольная карьера
Помимо творчества вместе с группой, Шевчук издал несколько собственных сольных альбомов:
«Кочегарка» (1985)
«Москва. Жара.» (1985)
«Акустика» (запись двух концертов) (2001)
«L’Echoppe» («Ларёк»)
Работы в кино
Актерские работы
Юрий Шевчук сыграл роли в художественных фильмах:
«Духов день» (1992) — Иван Христофоров
«Вовочка» (2002) — в эпизоде
«Антонина обернулась» (2007) — Аркадий - пациент в психиатрической клинике
Вместе с «ДДТ» снялся в документальных фильмах:
«Я получил эту роль» (реж. М. Мельниченко, 1986)
«Публикация»
«Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988)
«Рок» (реж. Алексей Учитель, 1987)
«Город»
«Лимита» (реж. Е.Головня, 1989)
«Время ДДТ» (реж. В. Бледнов, 2002)
Также участвовал в качестве ведущего в многосерийном телевизионном фильме «Земное и небесное», посвященном истории Русской православной церкви.
В 2007 году Юрий Шевчук озвучил 500 серий исторического проекта «История государства Российского».
Музыка к фильмам
Юрий Шевчук записал песни к фильмам:
«Азазель»
«Вовочка»
«Господа офицеры»
«Ледниковый период»
«Русский транзит»
«Поцелуй бабочки»
«Антонина обернулась»
Заслуги, достижения и награды
Юрий Шевчук был награждён:
Медалью МЧС России («Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»)
Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест»
Знаком «Мастер», международного фестиваля искусств «МАСТЕР КЛАСС»
Титулом «Лучший рок-певец года», фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга», проходившего в Берлине в 1994 году.
Юрий Шевчук является:
лауреатом конкурса «Золотой камертон» (1982)
лауреатом премии газеты «Московский комсомолец»
лауреатом художественной премии «Петрополь» (1999)
лауреатом Царскосельской «Художественной премии» за вклад в развитие российской поэзии и рок-культуры. (2000)
лауреатом премии «Синие страницы. Человек года — 2002» в области музыки
Народным артистом Республики Башкортостан (2005)
Лауреат российской независимой премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства «Триумф».(2007)
Юрий Шевчук родился 16 мая 1957 года в поселке Ягодное Магаданской области в семье школьных учителей. Национальная принадлежность: по матери (Фаина Акрамовна Гариева) татарин (прадед был мулла), отец украинец. Основным увлечением мальчика до шести лет было рисование, которое он продолжил после переезда семьи в 1964 году в Нальчик. Параллельно учебе в школе и прежнему увлечению, Юрий начинает брать частные уроки музыки.
В 1970 году семья снова переезжает, на это раз в столицу Башкирии город Уфу. Свои навыки художника и начинающего музыканта Юрий развивает в изостудии при Доме пионеров и школьном ансамбле — «Вектор». Шевчук самостоятельно учится играть на музыкальных инструментах — осваивает баян и гитару, а его рисунки неоднократно получают награды на различных конкурсах, в результате чего он задумывается о своей будущей судьбе профессионального художника.
После окончания школы в 1975 году, Шевчук поступает на художественно-графический факультет Уфимского педагогического института. В институтской среде он — душа компании, активно участвует в студенческом театре. В это же время Юрий начинает разрываться между музыкой и живописью. Побеждает «болезнь» новым увлечением — только что вошедшим в моду рок-н-роллом.
Получив диплом художника, Шевчук попадает по распределению на три года в сельскую школу. Дает уроки рисования и параллельно играет в группах «Вольный ветер» и «Калейдоскоп», выступает на школьных вечерах, праздниках в домах культуры. За свои первые музыкальные опыты Юрий получает приз на конкурсе авторской песни.
В это время Юрий сталкивается с первой критикой властей за преобладание в репертуаре музыкантов ритмов рок-н-ролла, который в конце 70-х годов XX века признавался чуждым явлением в советской культуре.
После окончания положенного для молодого специалиста срока работы, в 1980 году Шевчук возвращается к родителям в Уфу.
80-е годы XX века
В конце 1979 года, по рекомендации некого общего знакомого, Шевчук был приглашён в безымянную группу, которая репетировала в местном ДК «Авангард». Так в 1980 году появляется рок-группа, которая скоро станет известна как «ДДТ». К этому времени Юрий писал стихи, и исполнял их под гитару. Ребята начали выступать на студенческих вечерах, в ресторанах, кинотеатрах и домах культуры — практически на любых площадках. Они даже записывают свой первый магнитоальбом из семи песен, известный сегодня под названием «ДДТ-1». Репертуар группы балансирует между популярными в те годы хард-роком, рок-балладами, ритм-энд-блюзом и рок-н-роллом, и почти сразу в песнях начали проявляться фольклорные интонации.
В 1982 году «Комсомольская правда» объявила Первый демократичный Всесоюзный конкурс «Золотой камертон», в котором принимали участие группы со всей страны, присылая свои записи. Группа Шевчука прошла первый тур и возникла необходимость в официальном названии коллектива. Тогда и родилось название «ДДТ». А группа стала лауреатом этого конкурса с песней «Не стреляй».
На этом «Камертоне» Шевчук познакомился с ещё одними конкурсантами, череповецкой группой «Рок-сентябрь», которая располагала уникальным по тем временам арсеналом технических средств и предложила записаться вместе. В начале 1983 года Шевчук отправился в Череповец, но в планах лидеров «Рок-сентября» были записи идеологически проходных песен в духе «Землян» и трудоустройство в одну из провинциальных филармоний. После двухмесячных конфликтов, Шевчук и Сигачёв с помощью музыкантов «Рок-сентября» и их звукорежиссёра Юрия Сорокина, записали альбом, который получил название «Компромисс» (1983). Записи быстро разошлись по стране, впервые поставив имя ДДТ и Шевчука на один уровень со звёздами питерского рок-клуба.
В мае 1983 года ДДТ посещают Москву и успешно выступают в программе официального фестиваля «Рок за мир» на стадионе «Лужники», но кадры с выступлением Юрия Шевчука вырезает бдительная цензура и в телеэфир его песни не попадают.
В 1984 году после выхода альбома «Периферия», который рисовал правдивую, а поэтому не особо привлекательную картину жизни в глубинке, отношения с властями снова складываются неудачно. Концерты несколько раз запрещают, но это лишь прибавляло молодым музыкантам популярности среди слушателей. В итоге Шевчука вызывают в местные отделения КГБ СССР и ВЛКСМ и предлагают во избежание более серьезных неприятностей покинуть Уфу. В подтверждение тому в прессе начинается травля Шевчука, которого даже называют «агентом Ватикана», а группе запрещают записываться на студиях. Некоторые поклонники (в том числе и незнакомая тогда с ним лично будущая жена Юрия — Эльмира) собирают подписи в поддержку группы.
Вначале музыканты переехали в Свердловск, где Юрий Шевчук играл в группе «Урфин Джюс» на танцах, но вскоре ему пришлось уехать и оттуда. Шевчук колесит по стране, выступает на квартирах друзей. Так в марте 1985 года с ещё никому не известным Александром Башлачёвым Шевчук сыграл на полулегальном концерте в Ленинграде — чудом сохранившаяся запись этого концерта в 1995 году была опубликована под названием «Кочегарка».
В 1985 году Шевчук часто бывает в Москве и опять играет на «квартирниках» — соло или дуэтом со скрипачом, гитаристом и певцом Сергеем Рыженко. Один из таких концертов был записан и позднее разошелся по стране как альбом «Москва. Жара» (1985).
В конце 1985 года Юрий окончательно переезжает с семьей в Ленинград, где как и многие представители его поколения — молодые рок-музыканты и художники, он работает дворником, кочегаром, ночным сторожем и активно пишет песни.
В канун нового 1987 года Шевчук собирает новый состав «ДДТ»: Шевчук, Андрей Васильев (гитара), Вадим Курылев (бас-гитара, вокал) и Игорь Доценко (барабаны).
Весной 1987 года — «ДДТ» представляют свою концертную программу на 5-м Ленинградском Рок-фестивале, где признаются его главным открытием. В том же году Шевчук играет на видеофестивале «Рок-87», на всесоюзных рок-фестивалях в подмосковной Черноголовке (июнь) и Подольске (сентябрь).
Летом 1988 «ДДТ» повторяет свой успех на 6-м фестивале рок-клуба, триумфально проезжает с концертами по всей стране от Балтики до Камчатки и записывает альбом своих лучших песен «Я получил эту роль» (1989) для ленинградского отделения фирмы «Мелодия». Во время работы над альбомом в группу влился знаменитый джазовый саксофонист-флейтист Михаил Чернов.
90-е годы XX века
Начало 90-х годов изменило расстановку сил на сцене. Культовые фигуры рок-движения страны становятся менее агрессивны в своих стихах, музыке, чем поп-музыканты, которые в это время занимают основные концертные площадки страны. Но Юрий Шевчук и его группа «ДДТ» продолжает свой курс, записывая новые песни и альбомы — лирические, философские, социальные. В 1992 году жена и вдохновительница Юрия Шевчука — Эльмира умирает от рака.
С этого времени, основная цель Шевчука — проведение больших концертных программ («Черный Пес Петербург», «От и до» и др.). 20 мая 1993 года, в честь дня рождения Санкт-Петербурга, группа дала открытый концерт на Дворцовой площади, на котором присутствовало 120 тысяч человек. Тем же летом группа приняла участие в международном фестивале «Белые ночи Санкт-Петербурга» в Берлине, а осенью была удостоена престижной музыкальной премии «Овация» как лучшая рок-группа года, а Шевчук был признан лучшим рок-певцом года.
В тоже время, Шевчук резко реагирует на события в стране — обстрел Белого дома 1993 года, войну в Чечне и старается быть всегда в центре событий, часто выступает с критикой в сторону официальной власти, общается в прессе на острые социальные темы. В 1995 году состоялась поездка Юрия Шевчука в Чечню. Он беседуют с солдатами в блиндажах и укрытиях, выступает с акустическими концертами, несколько раз попадает под обстрел. В этой поездке Шевчук делает трагическую по своей сути видеосъемку, где просит представиться солдатам и назвать свой родной город. Через несколько лет стало известно, что из двух десятков парней, увековеченных на пленке, с войны вернулся только один.
90-е годы обернулись для Юрия Шевчука не только болью, но и успехом. В составе группы «ДДТ» были записаны альбомы: «Оттепель» (1990), «Пластун» (1991), «Актриса Весна» (1992), «Черный пес Петербург» (1994), «Это все» (1994), «Любовь» (1996), «Рождённый в СССР» (1997), «Мир номер ноль» (1999).
Кроме туров по стране, Шевчук в этой время часто гастролирует за рубежом. Германия, США, Австралия, Венгрия, Франция, Япония, Англия, Канада, Израиль, страны СНГ — везде концерты проходят с большим успехом.
Став к середине 90-х годов признанным мэтром российской рок-музыки, Юрий Шевчук продолжает поддержку молодых коллективов и исполнителей. Вместе с друзьями он организует большие фестивали, на которые приглашает талантливых музыкантов, отобранных ими во время гастролей по стране. Результатом фестиваля становятся записи дисков — сборников песен лучших групп на собственном лейбле «ДДТ». Таким образом, молодые музыканты получали возможность заявить о себе широкой общественности.
Другая сторона музыкальной деятельности Шевчука — непримиримая борьба с поп-исполнителями, которая выражается в исполнении песен «Фонограммщик» и «Попса», публикациях в СМИ критических интервью и заявлений, а иногда даже в физических столкновениях. Так, Филиппу Киркорову Юрий Шевчук нанес «укол» с помощью уволенного звукорежиссёра Филиппа. Вдвоем они распространили запись в интернете с реальными звуками, которые издаёт Киркоров под фонограмму, изображая на сцене вокал. Также группа ДДТ поучаствовала в составлении законопроекта, регламентирующего использование фонограммы в выступлениях.
В 1999 году издательство «Фонд русской поэзии» выпустило первую книгу стихов Ю. Шевчука «Защитники Трои», во вступительном слове к которой писатель, драматург и поэт Александр Володин написал: Стихи и песни Ю.Шевчука многое вобрали в себя в нашем земном и небесном мире… Исступленные, пронзительные, иногда озорные строки. И мудрые — как сама жизнь.
XXI век
В 2000-м году грандиозным туром отмечается 20-летие группы. В 2000—2004 годах «ДДТ» гастролирует по России (концерты в Москве и Санкт-Петербурге), странам СНГ (Белоруссия, Грузия, Украина) и по всему миру (Канада, США, Швейцария, Германия, Израиль, Англия). Выпускаются диски «Просвистела»(1999), «Метель августа»(2000), сборник серии «Энциклопедия русского рока» (2000).
Шевчук традиционно тяжело принимает любую власть, и она отвечает ему тем же. Так, после отмены рок-фестиваля, приуроченного к 300-летию Санкт-Петербурга, Шевчук, который много сделал для его организации, грустно пошутил, что если бы он вышел с гитарой от имени группы «Любэ», то имел бы больший вес в глазах президента. Кроме того, Шевчуку практически не предоставляют эфира на центральных телеканалах ни для интервью, ни для трансляции концертов или показа клипов, по сравнению с 90-ми годами XX века, когда Первый канал почти каждые три месяца показывал знаменитый концерт на Дворцовой площади Санкт-Петербурга (1993). Отчасти, это причина изменения музыкальных вкусов публики в сторону поп-музыки и рэпа.
Песни Юрия Шевчука сегодня можно услышать лишь на радиостанциях рок-формата, при этом он довольно обособленно стоит от многих рок-фестивалей, но регулярно участвует в фестивале авторской песни и выступает отдельно от группы. Так в 2002 году он принял участие в 29-м Грушинском фестивале, где на главной сцене фестиваля — Гостином дворе состоялся импровизированный концерт «группы» в составе: Юрий Шевчук — гитара, вокал; Михаил Махович — мандолина; Андрей Баранов — гитара; Тимур Ведерников — гитара; Сергей Войтенко — баян; Эдуард Двухимённый — контрабас; Антон Чердакли — домра. В 2007 г. Шевчук снова побывал на Грушинском фестивале (34-м) на Фёдоровских лугах под Тольятти.
2000-е годы ознаменовали новый этап в творчестве ДДТ. В альбомах «Единочество 1, 2», (2002—2003), «Пропавший без вести» (2005), «Прекрасная любовь» (2007) — поднимаются глубокие темы современного общества, ничтожность и величие человека в мире, любовь к жизни, религиозные мотивы. Звук становится более мягким и тяготеет к авторской песне, а к участию в записях песен привлекаются нехарактерные для рок-музыки — исполнители народных песен, духовые инструменты.
25-го декабря 2008 года. Компания «Navigator Records» представляет долгожданный сольный альбом Юрия Шевчука «L’Echoppe» («Ларёк»), записанный в мае 2007 года на студии Coppelia в Париже. Как заявил Юрий в недавнем интервью радиостанции «Эхо Москвы», в альбоме «есть совершенно свежие песни, есть очень и очень старые — такие, как первая „Осень“, с цыганским хором. Играют очень много музыкантов. Мы собрали музыкантов, наверное, шестьдесят: и бразильцы там играют, и румынские цыгане, и швейцарские аккордеонисты, и так далее ... Такой word music получился на русской основе, на русском языке». Все песни отобраны и аранжированы замечательным парижским композитором и музыкантом Константином Казански, известным по работе с Алешей Дмитриевичем и Владимиром Высоцким. Альбом готовится к выпуску и во Франции.
Семья и личная жизнь
Первая жена Юрия Шевчука, Эльмира, скончалась в 1992 от рака. От этого брака у Юрия родился сын Петр, которого пришлось воспитывать в одиночку. Позже Петр поступил в Кронтштадтский Морской Кадетскй Корпус, и, как отец, проявляет художественные способности. Сам же Юрий в течение некоторого времени даже жил отшельником в деревне Лебедевка (Ленинградская область), восстанавливая свой творческий потенциал.
В сентябре 1997 года у Шевчука родился еще один ребенок — Фёдор. Но с его матерью, актрисой, Юрий общается изредка, поскольку та живет в Германии.
Сегодня Юрий Юлианович постоянно живет и работает в Санкт-Петербурге.
Сольная карьера
Помимо творчества вместе с группой, Шевчук издал несколько собственных сольных альбомов:
«Кочегарка» (1985)
«Москва. Жара.» (1985)
«Акустика» (запись двух концертов) (2001)
«L’Echoppe» («Ларёк»)
Работы в кино
Актерские работы
Юрий Шевчук сыграл роли в художественных фильмах:
«Духов день» (1992) — Иван Христофоров
«Вовочка» (2002) — в эпизоде
«Антонина обернулась» (2007) — Аркадий - пациент в психиатрической клинике
Вместе с «ДДТ» снялся в документальных фильмах:
«Я получил эту роль» (реж. М. Мельниченко, 1986)
«Публикация»
«Игра с неизвестным» (реж. П. Солдатенков, 1988)
«Рок» (реж. Алексей Учитель, 1987)
«Город»
«Лимита» (реж. Е.Головня, 1989)
«Время ДДТ» (реж. В. Бледнов, 2002)
Также участвовал в качестве ведущего в многосерийном телевизионном фильме «Земное и небесное», посвященном истории Русской православной церкви.
В 2007 году Юрий Шевчук озвучил 500 серий исторического проекта «История государства Российского».
Музыка к фильмам
Юрий Шевчук записал песни к фильмам:
«Азазель»
«Вовочка»
«Господа офицеры»
«Ледниковый период»
«Русский транзит»
«Поцелуй бабочки»
«Антонина обернулась»
Заслуги, достижения и награды
Юрий Шевчук был награждён:
Медалью МЧС России («Участнику чрезвычайных гуманитарных операций»)
Знаком Отличия МВД «Серебряный Крест»
Знаком «Мастер», международного фестиваля искусств «МАСТЕР КЛАСС»
Титулом «Лучший рок-певец года», фестиваля «Белые ночи Санкт-Петербурга», проходившего в Берлине в 1994 году.
Юрий Шевчук является:
лауреатом конкурса «Золотой камертон» (1982)
лауреатом премии газеты «Московский комсомолец»
лауреатом художественной премии «Петрополь» (1999)
лауреатом Царскосельской «Художественной премии» за вклад в развитие российской поэзии и рок-культуры. (2000)
лауреатом премии «Синие страницы. Человек года — 2002» в области музыки
Народным артистом Республики Башкортостан (2005)
Лауреат российской независимой премии за выдающиеся достижения в области литературы и искусства «Триумф».(2007)
ООО «АдвМьюзик» заключил лицензионные соглашения с крупнейшими российскими правообладателями на использование музыкальных произведений. Описание услуг
Подробнее
Подробнее