В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов гитарист Отис Раш (Otis Rush) был одним из основателей Чикагской блюзовой
В конце пятидесятых – начале шестидесятых годов гитарист Отис Раш (Otis Rush) был одним из основателей Чикагской блюзовой сцены Вест Сайда. Музыка Muddy Waters и Howlin' Wolf, которую обычно имеют в виду, говоря о Чикагском блюзе, была прямым потомком блюза Дельты. В отличие от них, школа Вест Сайда, к которой принадлежали Раш, Magic Sam и Buddy Guy, акцентировала выразительную гитарную игру и 'городской' звук. Накалённые эмоцией соло Раша, меланхолические аккордовые фразы и тщательно продуманные детали текстуры создали формулу нового стиля.
Несмотря на свой вклад в развитие Чикагского блюза, Раш известен только фанатикам блюза и коллегам-музыкантам по горстке записей, выходивших с большими перерывами. Плохой менеджмент ли этому виной, или просто цепочка неудач, но Рашу не удалось реализовать свой потенциал в записях. Из-за своего плачевного опыта Раш перестал доверять компаниям звукозаписи и старался не связывать себя никакими контрактами. В результате, каталог этого ветерана блюза мал и пополняется крайне редко.
Раш родился и вырос в штате Миссиссипи. Подростком он играл на губной гармошке. Раш – левша, и на гитаре он выучился играть, держа её вниз головой, басовыми струнами книзу. В 1948-м он переехал в Чикаго, и к 1954-му занялся музыкой всерьёз, вдохновлённый встречей с Мадди Уотерсом и пластинками Би Би и Альберта Кинга. К 1956-му году неустанная игра по Чикагским клубам создала ему прочную репутацию, и вездесущий Вилли Диксон помог ему заключить контракт с фирмой Кобра. (Кстати, Magic Сэм тоже записывался для Кобры, а Гай – для её дочерней компании Artistic.) Первый сингл Раша, I Can’t Quit You, Baby, написанный специально для него Диксоном, был также первым синглом, выпущенным компанией и самым большим её успехом – он добрался до девятого места в ритм-энд-блюзовых чартах. За два года существования компании Раш записал целую серию шедевров, определивших ‘West Side sound:' минорные блюзы Double Trouble и My Love Will Never Die, рок-румбу All Your Love (I Miss Loving) и другие. Все они известны любителям блюза: I Can’t Quit You Baby – по первому альбому Led Zeppelin, All Your Love – по альбому Bluesbreakers with Eric Clapton или In The Beginning Стиви Рэя Воэна, а Double Trouble – по версиям Клэптона, Пола Баттерфилда или Майала.
В то время, когда английские блюзоманы гонялись за синглами Раша, заказывая их по почте из Чикаго или перекупая у американских моряков в портах, сам Раш переживал тяжёлые времена. После банкротства Кобры в 1960-м году Раш заключил контракт со знаменитыми Chess. За два года их сотрудничества Chess выпустили всего один сингл: классическую So Many Roads, So Many Trains. Невнимание компании заставило его перейти на Duke Records, но и там ему повезло не больше: за три года снова всего один сингл, под названием Homework. В середине 60-х пять песен Раша были включены на сборник Chicago/The Blues/Today!, благодаря которому он стал известен среди белых слушателей, начавших открывать для себя блюз. Одним из самых энергичных поклонников Раша стал Майк Блумфилд, гитарист Блюзовой Группы Пола Баттерфилда (Paul Butterfield Blues Band). Блумфилд убедил своего менеджера (который также представлял Дженис Джоплин и Боба Дилана) заняться делами Раша, а вдобавок устроил ему контракт с фирмой Cotillion. В 1969-м Раш записал альбом, Mourning In The Morning, спродюссированный неутомимым Блумфилдом. Попытка Блумфилда подать музыку Раша как блюз-рок провалилась: альбом вышел неудачный и успеха ни у критиков, ни у слушателей не имел. В то же время вышел старый материал Раша: Chess обнаружили в архивах ещё четыре песни, записанные на той же сессии, что и So Many Roads и выпустили альбом-компиляцию Door To Door, на котором также были песни Альберта Кинга. Blue Horizon выпустил записи Раша эпохи Кобры.
Вновь сменив компанию на Capitol, в 1971-м году Раш записал ещё один диск, пожалуй, самый лучший из всех, с пророческим названием Right Place, Wrong Time. По необъяснимым причинам Capitol предпочёл его не издавать, и плёнки пролежали в архивах до 1975-го, когда их купил и, наконец, выпустил маленький лейбл Bullfrog. К тому времени интерес американцев к блюзу уже угас, и альбом продавался плохо.
Проблемы продолжали преследовать гитариста. Неровный, но в целом неплохой диск 75-го года Cold Day In Hell и несколько концертных альбомов помогли Рашу удерживаться на сцене следующее десятилетие. В 1986-м Раш сорвал дорогостоящую сессию для лейбла Rooster Blues, покинув студию потому что его усилитель плохо звучал. Даже, казалось бы, благополучные проекты заканчивались неприятностями: Европейская запись под названием Troubles, Troubles была куплена американским лейблом Alligator и перемикширована; к возмущению Раша, продюсеры добавили клавишника, а изрядную часть гитарной игры вырезали. Результат вышел в 91-м под названием Lost In The Blues.
Наконец, к 1994-му году дела музыканта пошли на лад: Ain’t Enough Comin’ In, первый студийный альбом за 16 лет, вышел на Mercury. Безупречная работа продюсера, группа в лучшей форме и искромётная гитарная игра сделали его блюзовым диском года в опросах многих критиков.
Вновь, ряд личных проблем поставил под угрозу возвращение музыканта. Но в последнее время он в хорошей форме и записывает очередной альбом. Может быть, Раш ещё займёт давно заслуженное место короля чикагского блюза.