Легендарная команда Portishead из английского города Бристоля (Bristol, UK). Название группы – это название небольшого
Легендарная команда Portishead из английского города Бристоля (Bristol, UK). Название группы – это название небольшого городка в 12 милях от самого Бристоля. Читается оно как "Портисхед".
Музыка этой группы – сочетание хип-хоповых, джазовых и экспериментально-роковых элементов с характерным lo-fi звучанием аранжировок. О влиянии Portishead на их творчество сегодня говорят многие именитые музыканты.
Группа была образована в 1991 году мультиинструменталистом Джеффом Бэрроу (Geoff Barrow) и вокалисткой Бет Гиббонс (Beth Gibbons). Позже к ним присоединился бывший джазовый гитарист Адриан Атли (Adrian Utley), который стал третьим постоянным участником группы. Со времени основания Portishead выпустили три студийных альбома и не терпят спешки в этом деле.
Определенную путаницу в их дискографию вносит якобы третий студийный альбом под названием "Pearl". На самом деле это альбом "Empathy" группы Mandalay.
Музыку Portishead и творчество других подобных ей по стилю групп чаще всего определяют как "трип-хоп", хотя сами участники групп избегают этого термина, аргументируя это попытками масс-медиа категоризировать их неподдающееся категоризации творчество.
Проникшись неторопливой атмосферой и эластичными ритмами, которые доминировали на альбоме "Blue Lines" Massive Attack, добавив элементы кул-джаза (cool jazz) и эйсид-хауса (acid house), сплавляя хип-хоп (hip-hop), рок (rock) и эмбиент (ambient) вместе с характерными приемами кино-саундтреков, Portishead создали свой уникальный, ни на что не похожий, соблазнительный, мрачный саунд.
Своим названием группа обязана сонному портовому городку на юго-западном побережье Англии в окрестностях Бристоля, где прошла юность Джеффа Бэрроу. Еще подростком он начал играть на барабанах, а в 18 лет, получив работу в студии Coach House Studios, научился создавать сэмплы и занимался мастерингом. Здесь же он познакомился с Massive Attack, а через них и с Трики (Tricky), для которого продюсировал трек, попавший на благотворительный альбом "Sickle Cell". Специально для Нене Черри (Neneh Cherry) он написал несколько композиций, одна из них – "Somedays" – вошла в ее альбом "Homebrew" (1992). К моменту создания Portishead у Джеффа была крепкая репутация продюсера ремиксов, среди его работ – треки Primal Scream, Пола Уэллера (Paul Weller), Gabrielle и Depeche Mode.
С вокалисткой Бет Гиббонс, выступавшей в пабах со своей программой, Бэрроу познакомился совершенно случайно в 1991 году – в бюро по трудоустройству безработных. Она поразила его исполнением песен Дженис Джоплин (Janis Joplin). С момента их знакомства обязанности распределяются таким образом: Джефф пишет музыку и занимается аранжировками, Бет пишет тексты и исполняет песни. Аргументы в пользу создания собственной группы у Бэрроу были простыми: «Я хотел делать интересную музыку, записывать песни определенной направленности, которые в перспективе заняли бы свое скромное место в домашних коллекциях записей».
Однако первым проектом тандема Бэрроу-Гиббонс стал не альбом, а короткометражный фильм "To Kill a Dead Man" ("Убить мертвеца") – дань любви шпионским лентам 60-х. Бэрроу и Гиббонс не только написали саундтрек к фильму, но и сыграли в нем, поскольку «не могли найти никого, кто справился бы с ролями». Звуковая дорожка фильма попала в поле зрения одного из боссов лейбла Go! Discs Records. Осенью 91-го года Portishead подписали контракт с Go! Discs и приступили к работе над своим дебютным альбомом, который вышел в 1994-ом. Рождением на свет первенец Portishead "Dummy" обязан таким персонам, как Дэйв Макдональд (Dave McDonald, звукоинженер и владелец студии "State of the Art") и Адриан Атли (Adrian Utley, джазовый музыкант, поработавший со многими артистами и озвучивший несколько саундтреков). Последний стал третьим постоянным участником Portishead.
Многое в этой группе с самого начала делалось не по правилам. Мало того, что играли они весьма странную музыку, они еще и вели себя, скажем так, неадекватно статусу. Будучи людьми скорее застенчивыми, Джефф и Бет отказывались от всех интервью, а кроме того – не горели желанием концертировать, то есть совсем не вписывались в типичную схему промо-кампании. Неудивительно, что британская музыкальная пресса никак не откликнулась на выход "Dummy". Тогда лейбл Go! Records изменил тактику и сделал упор на видео: очень своеобразные и запоминающиеся клипы просто не могли пройти мимо зрителей. Еще один оригинальный ход – расставленные в наиболее людных точках Лондона раскрашенные манекены, рекламирующие альбом ("dummy" в переводе и значит "манекен").
Так или иначе, дебют был оценен. Авторитетные издания "Melody Maker", "Mixmag", "The Face" назвали "Dummy" альбомом 1994 года, а в январе 95-го трек "Glory Box" неожиданно дебютировал на 13 месте в чартах, еще не успев ни разу попасть в радиоэфир. Примерно в это же время сингл "Sour Times" получил стабильную ротацию на американском MTV. И уже через считанные недели и лонг-плей "Dummy", и трек "Sour Times" становятся альтернативными хитами в США. Альбом разошелся тиражом более 150000 копий еще до первых концертов группы в Америке, а журнал "Rolling Stone" называет "Dummy" в числе "Главных записей 90-х". Переплыв обратно Атлантический океан и вернувшись на родину, альбом вливается в мейнстрим, надолго обосновавшись в британском Top 40. В 1995-м "Dummy" выигрывает Mercury Music Prize в номинации "Альбом года", превратив этот дебют в настоящую сенсацию, ведь соперниками никому неизвестных Portishead были Blur, Suede, Oasis и Pulp.
Только подержав в руках Mercury Music Prize, Бэрроу решается оставить Coach House Studios, чтобы начать работу над вторым альбомом Portishead. Несмотря на очевидный международный успех первой записи и, как следствие, появление множества подражателей и просто плагиаторов, музыканты сохраняют здравомыслие. А Джефф остается верным своему перфекционизму, который в один прекрасный день чуть не погубил все дело. За время работы над альбомом, которая длилась два года, у Бэрроу бывали периоды творческого тупика, так что не однажды он готов был распустить группу. Альбом, получивший название "Portishead", наконец-то вышел в сентябре 1997 года, был прекрасно встречен критикой (журнал "Spin" отвел ему 6 место в списке "Top 20 альбомов года"), но, как ни странно, продавался довольно вяло. Музыканты остались приверженцами того же экзотического, мрачного саунда, с которым дебютировали. От гитарных пассажей Адриана Атли по спине пробегают мурашки, неповторимый вокал Бет Гиббонс превращает ее в Билли Холидей (Billie Holiday) электронной музыки, а сама группа так и напрашивается на звание королей трип-хопа. В поддержку "Portishead", смирившись с неизбежным, группа проводит большой концертный тур по Великобритании, Европе и Америке.
В следующем 1998-м году Portishead выпускают концертный альбом "Roseland NYC Live", записанный по материалам концерта в Нью-Йорке, в зале Roseland Ballroom совместно с нью-йоркским симфоническим оркестром. Хотя творчество Portishead ассоциируется прежде всего со студийными экспериментами, live-альбом оказался явной удачей. Он интересен уже одним количеством привлеченных музыкантов, особенно духовой и скрипичной секции – на "Roseland NYC Live" звучат 12 скрипок, четыре альта, три виолончели, альт-флейта и тенор-саксофон, тромбон, баритон-саксофон и гобой. Душой записи остается голос Бет Гиббонс, богатая палитра гитар дает ощущение спонтанности и импровизации, а мастерство ди-джеев завершает этот насыщенный и яркий эксперимент.
В середине 2001 года новый американский лейбл группы Island Records сообщил о начале подготовки третьего студийного альбома. Бэрроу, Гиббонс и Атли, подключив ди-джея Энди Смита (Andy Smith), раздумывают, в каком направлении им двигаться дальше. Без сюрпризов не обошлось и тут. Джефф уведомил прессу, что записываться музыканты будут, скорее всего, в Австралии, а именно в Сиднее. Бэрроу и Атли успели разведать обстановку на зеленом континенте и пришли к выводу, что более подходящего места им не найти. Оставалось надеяться, что известный перфекционизм Джеффа не станет помехой на пути к долгожданному новому альбому всегда неожиданных Portishead.
Новостью о завершении работы над новым альбомом "Third" ("Третий") группа порадовала поклонников 2 октября 2007 года. Чуть позже, в начале декабря Portishead курировали фестиваль All Tomorrow’s Parties, на котором дали два концерта и представили пять своих новых песен – "Silence", "Hunter", "The Rip", "Machine Gun" и "We Carry On". Выпуск альбома был запланирован на конец марта, затем был перенесен на начало апреля, а в итоге альбом, в который по традиции вошло 11 композиций, увидел свет 28 апреля 2008 года. Его предварял сингл "Machine Gun", вышедший 19 марта. Примечательно, что, помимо традиционных носителей, альбом также был выпущен на 1-гигабайтной флешке, на которую вошли различные видеоматериалы группы.
До даты официального выхода "Third" был представлен на Last.fm, чем привлек более 327000 слушателей в течение всего лишь 24 часов. Это первый случай, когда альбом на Last.fm доступен для прослушивания до даты официального выхода. По оценкам сайта, четверть миллиона человек посетили Last.fm исключительно ради знакомства с новым творением Portishead.
9 декабря 2009 года был выпущен сингл "Chase the Tear", записанный специально для правозащитной организации "Международная амнистия" (Amnesty International) и приуроченный ко Дню защиты прав человека, который отмечается 10 декабря. В том же году Джефф Бэрроу продюсировал альбом "Primary Colours" группы The Horrors, а также организовал сайд-проект Beak>, в составе которого были выпущены три альбома – "Beak>" (2009), ">>" (2012), ">>>" (2018), а также EP "BEAK> .
В октябре 2015 года на экраны кинотеатров вышел фильм "High-Rise" ("Высотка", по одноименному роману Джеймса Балларда), в саундтрек которого вошла кавер-версия Portishead песни "SOS" ABBA.
В настоящее время группа, предположительно, работает над новым материалом.