Sonic Youth вышли из движения "no wave", преемника Нью-Йоркского панка. Это был частично арт, частично панк, забавляющийся
Sonic Youth вышли из движения "no wave", преемника Нью-Йоркского панка. Это был частично арт, частично панк, забавляющийся сочинением простейших композиций, с грохотом продирающийся через двухаккордовые первобытные заклинания к концовкам, которые напрочь уничтожали остатки здравого смысла и приличия. Самоупоенные и непредсказуемые, Sonic Youth объявили панк своим достоянием и авангард своей территорией. Группа была достаточно тяжелой для студенческой публики, однако недостаточно завернутой для андеграунда. Группа использовала свою репутацию открывателя неизвестных талантов и помогла пробиться многим из тех, кто изменил впоследствии лицо альтернативного рока.
Sonic Youth была сформирована в 1981 году гитаристами Тёрстоном Муром (Thurston Moore) и Ли Ранальдо (Lee Ranaldo), а также басисткой Ким Гордон (Kim Gordon). Мур провел свое детство в Бетеле, штат Коннектикут, Ранальдо был из Лонг-Айленда. Оба гитариста приехали в Нью-Йорк после прорыва нью-йоркского движения "no wave" и начали играть вместе с авангардным композитором Гленном Бранкой (Glenn Branca), чья противоречивая, гитарно-диссонансная музыка стала основой для раннего творчества Sonic Youth. Подругу Мура Ким Гордон выгнали из художественного колледжа, и она некоторое время тусовалась на авангардных и "no wave" сценах, а летом 1981 года она вместе с Муром была одной из организаторов "Noise Festival", на котором группа дебютировала живьем. К тому времени в составе Sonic Youth уже играли: клавишница Энн ДеМаринис (Ann DeMarinis) и барабанщик Ричард Эдсон (Richard Edson). Вскоре ДеМаринис оставила группу, и квартет сделал запись их дебютного одноименного EP, который вышел на следующий год на "Neutral Records" (на лейбле, который принадлежал Бранке). В 1983 году Эдсон покинул группу, и на его место пришел Боб Берт (Bob Bert, см. фильм "Stranger than Paradise"), который и сыграл на дебютном альбоме группы "Confusion Is Sex" (1983). Группа поддержала альбом их первым европейским туром. Позже, в том же году Sonic Youth выпустили ЕР "Kill Yr Idols" на немецком лейбле Zensor.
В начале 1984 года Мур попытался подписать контракт с британским инди-лейблом "Doublevision", но лейбле отклонил это предложение, посчитав демо-запись, представленную группой, бесперспективной. Но Пол Смит (Paul Smith), один из совладельцев этой компании, решил открыть лейбл "Blast First Records" для того, чтобы специально записывать Sonic Youth. Вскоре он заключил сделку на распространение напечатанного тиража с британской инди-студией "Routh Trade", в результате чего у группы в первый раз появилась возможность донести свою запись до широкого круга слушателей. Пока велись эти переговоры, группа успела выпустить концертный магнитоальбом "Sonic Death: Sonic Youth Live" (1984), который был издан на "Ecstatic Peace". "Bad Moon Rising", первый альбом группы на "Blast First Records", был выпущен в 1985 году и был очень хорошо встречен независимой музыкальной прессой. Альбом заметно отличался от предыдущих – это была первая запись группы, где их любимые диссонирующие гитарные звуки были смешаны с поп-риффами. После выпуска ЕР "Death Valley 69", группу покинул Берт, и его место за ударной установкой занял Стив Шелли (Steve Shelley), который стал постоянным барабанщиком группы.
"Bad Moon Rising" привлек внимание не только со стороны американского андеграунда – группой заинтересовались крупные звукозаписывающие фирмы. Sonic Youth решили подписать контракт с "SST", лейблом, который выпускал альбомы Husker Du и Black Flag. На этом лейбле и был издан в 1986 году их следующий альбом "Evol". После этого альбома группа стала часто передаваться в эфире радио колледжей, и их популярность еще более выросла с выходом "Sister" в 1987 году. Этот альбом привлек внимание таких монстров музыкальной прессы как "Rolling Stones". В 1988 году творческий актив группы пополнился альбомом "The Whitey Album", вышедшего в рамках побочного проекта Ciccone Youth – насмешки над творчеством Мадонны и прочих грандов мейнстрима поп-культуры. В 1989 году группа гастролирует по СССР. Но реклама тура была настолько плоха, что на концерты собиралось по 200-500 человек.
Подлинный прорыв группа совершила, выпустив двойной альбом "Daydream Nation" (1988). Выпущенный на "Enigma Records", альбом стал первым кирпичиком к славе группы, а трек "Teenage Riot" стал радио-хитом. Хотя альбом и получил хорошую прессу и хорошо продавался, "Enigma Records" имела плохую сеть распространения, и из-за этого альбом было сложно найти в магазинах. К тому же релиз альбома совпал с банкротством компании, что и побудило Sonic Youth подписать контракт с крупной звукозаписывающей фирмой в 1990 году. Этой фирмой стала "DGC Records".
Контракт с "DGC" давал группе почти полную творческую свободу и послужил прецедентом, которому последовали многие альтернативные группы, повалившие на крупные лейблы в 90-х годах. Sonic Youth просто доказали, что возможно и на крупной звукозаписывающей фирме сохранить свою творческую независимость и самостоятельность. Первый альбом группы на "DGC" "Goo", выпущенный осенью 1990 года, был записан с более плотным звуком, но при этом группа не отказалась от своей шумовой эстетики. Результатом этого было попадание в эфиры радио колледжей, а также "Goo" стал первым альбомом группы, который возглавил Top 100. Нейл Янг (Neil Young) пригласил группу стать разогревающей в ходе его тура в поддержку "Ragged Glory". Хотя Sonic Youth не смогли покорить многих из рок-аудитории, их первое нападение на мейнстрим не прошло незамеченным. А Нейл Янг стал кумиром инди-аудитории 90-х.
На втором альбоме на "DGC" "Dirty" (1992) группа попыталась скопировать грязный звук грандж-рокеров Mudhoney и Nirvana. Sonic Youth давно поддерживали эти две сиэтловские группы – они выпустили сплит-сингл совместно с Mudhoney и привели Nirvana на "DGC Records". Хотя альбом и не получился по-настоящему гранджевым, он был более похож на самый "попсовый" альбом Nirvana "Nevermind" (ведь продюсер у этих альбомов был один – Буч Виг (Butch Vig)), он все равно стал альтернативным хитом сразу после выхода. Ну а треки "100%", "Youth Against Fascism" и "Sugar Kane" попали на вершины чартов. Sonic Youth были названы крестными отцами американской альтернативной сцены, которая стала в то время самой популярной формой музыки в США. "Dirty" синхронно со всем этим стал золотым.
Sonic Youth продолжили сотрудничество с Вигом в 1994 году альбомом "Experemental Jet Set, Thrash and No Star", который поднялся на 34 место в американских и на 10 место в британских чартах, став самым высокорейтинговым альбомом за всю историю группы. Высокие позиции альбома были, скорее, следствием высокой популярности группы предыдущие два года, поскольку сам по себе альбом был относительно слабоват и, получив довольно противоречивые отзывы критиков, быстро вывалился из чартов.
В 1994 году у Мура и Гордон (они поженились два года тому назад) родился их первый ребенок – дочка Coco Haley.
Sonic Youth согласились возглавить фестиваль "Lolapalooza" 1995 года, а на вырученные деньги обставили свою новую студию. После завершения тура, группа выпустила свой новый диск "Washing Machine", который получил очень хорошие отзывы в прессе, не хуже чем у "Daydream Nation".
После ряда экспериментальных ЕР, выпущенных на собственном лейбле SYR (Sonic Youth Records), Sonic Youth напомнили о себе в 1998 году альбомом "A Thousand Leaves". За ним весной 2000 года последовал "NYC Ghosts and Flowers", в записи которого принял участие Джим О'Рурк (Jimme O'Rourke), как продюсер и музыкант. Вскоре он официально вошел в состав группы.
В 2002 году Sonic Youth порадовали своих поклонников новым альбомом "Murray Street". А также отправилась в европейское турне, в рамках которого выступили на фестивале "T In The Park" в Шотландии. В конце года вышли в свет: новый альбом Ли Ранальдо под названием "Outside My Window the City is Never Silent: A Bestiary", саундтрек к фильму французского режиссера Оливье Асаяс "Demonlover", на 85 % написанный Sonic Youth.
В конце марта 2003 года в знак протеста войны в Ираке Торстен Мур открыл сайт с материалами, содержащими протест против войны: http://protest-records.com. На нем собрано несколько mp3-файлов с песнями, тексты которых имеют политическое содержание. В интервью журналу "Rolling Stone" Мур заявил: "Я не очень-то физически активен в уличных протестах, потому что они меня пугают, в особенности если учесть мою ответственность как отца. Я хотел приложить свою энергию к чему-то связанному с музыкой и общением".
В январе 2004 года Sonic Youth начали работу над своим новым альбомом. Запись, которая выполнена в классическом саунде группы, была закончена в марте и получила название "Sonic Nurse". Диск вышел в июне на лейбле "DGC/Interscope".
8 июня 2004 года Sonic Youth выпустили свой первый DVD под названием "Corporate Ghost". На диск вошло 23 клипа и много дополнительного материала – комментарии, интервью. "Мы проделали большую работу, - рассказывает Торстен Мур. - Работавший над созданием DVD режиссер Лэнс Бэнгз (Lance Bangs) проинтервьюровал каждого режиссера, с которым мы работали над своими видео, абсолютно всех. На диске много сюрпризов. Мы всегда гордились нашими клипами, хотя они не частые гости в телеэфире. Могу уверить всех поклонников, что содержимое стоит денег, потраченных на диск".
17 июня двумя концертами в австралийском Мельбурне стартовал тур Sonic Youth в поддержку "Sonic Nurse". Отыграв семь сетов в Австралии и Новой Зеландии, в июле группа вернулась в Северную Америку, где продолжила турне.
В сентябре группа вновь пополнила свою обширную дискографию. Новая работа Sonic Youth была названа "Hidros 3" и посвящена панк-диве Patti Smith. Вообще говоря, это не то чтобы новая работа именно Sonic Youth – соавтором записанного для "Hidros 3" материала является именитый шведский композитор и саксофонист Матс Густафссон. Пластинка 2001 года "Hidros 1" считается одной из вершин его двадцатилетней карьеры.
12 сентября 2005 года вышла в свет делюксовая версия альбома Sonic Youth 1990-го года "Goo". На два CD, или 4 виниловых пластинки, вошла 31 песня, включая оригинальный ремастированный альбом и демо. Помимо этого туда запихнули и кучу еще всяких раритетов. CD релиз оформлен 24-страничным буклетом (виниловый релиз – 16-страничным), куда вошли интервью и фотографии группы.
В октябре группу покинул Джим О'Рурк. Главная причина – масштабные планы Джима, которые он сможет осуществить, только если полностью посвятит себя этому. Особенно сильно музыканта привлекает кино. Не возможность писать музыку к фильмам, а весь мир кино – от съемочного процесса, до людей, им занимающихся.
А сами Sonic Youth тем временем приступили к записи своего нового альбома, последователя "Sonic Nurse". Работа получила название "Rather Ripped" и вышла в апреле 2006 года на лейбле Geffen Records (этим альбомом завершился контракт группы с лейблом). В июне 2007 года Sonic Youth выступили в Москве и Санкт-Петербурге.
В 2009 году на Matador Records был выпущен "The Eternal" – шестнадцатый и последний на сегодняшний день студийный альбом Sonic Youth.
С ноября 2011 года группа находится в бессрочном творческом отпуске.
Состав:
Kim Gordon – вокал, бас-гитара, гитары (с 1981 года)
Thurston Moore – вокал, гитары (с 1981 года)
Lee Ranaldo – гитары, вокал (с 1981 года)
Steve Shelley – ударные, перкуссия (с 1985 года)
Mark Ibold – бас-гитара, гитары (с 2006 года)
Бывшие участники:
Anne DeMarinis
Richard Edson
Jim Sclavunos
Bob Bert
Jim O'Rourke
Дискография
Студийные альбомы:
- Confusion Is Sex (1983)
- Bad Moon Rising (1985)
- EVOL (1986)
- Sister (1987)
- Daydream Nation (1988)
- The Whitey Album (как Ciccone Youth, 1988)
- Goo (1990)
- Dirty (1992)
- Experimental Jet Set, Trash and No Star (1994)
- Washing Machine (1995)
- A Thousand Leaves (1998)
- NYC Ghosts & Flowers (2000)
- Murray Street (2002)
- Sonic Nurse (2004)
- Rather Ripped (2006)
- The Eternal (2009)
http://www.sonicyouth.com