Биография: За тридцать лет существования через Spyro Gyra прошло 11 музыкантов - целая футбольная команда.
Биография: За тридцать лет существования через Spyro Gyra прошло 11 музыкантов - целая футбольная команда. И это явно не предел, потому что сдавать свои позиции этот ансамбль, один из самых успешных на джаз-поп-сцене за последние 25 лет, явно не собирается. Хотя у критиков в запасе всегда находятся претензии к слишком прилизанным и предсказуемым записям Spyro Gyra, группа многое компенсирует своими живыми шоу, в которых свободно и с удовольствием импровизирует, вышивая по канве ритм-н-блюза, поп-джаза и этнических мелодий.
У истоков команды Spyro Gyra стоял саксофонист Джей Бекенштейн (Jay Beckenstein). Он родился в Бруклине в 1951 году и, по его словам, рос в окружении музыки. Его мать была оперной певицей, а отец настолько обожал джаз, что познакомил сына с мелодиями Чарли Паркера (Charlie Parker) и Лестера Янга (Lester Young) еще до того, как мальчик научился разговаривать. В пять лет его усадили за пианино, а в семь впервые дали в руки саксофон. С тех пор начались уроки игры на саксофоне, школьные ансамбли, а в старших классах, после знакомства с Джереми Уоллом (Jeremy Wall), появилась первая собственная группа. Заканчивать школу Бекенштейну пришлось в Германии, да еще и на территории американской военной базы, где получил работу его отец. Увлекшись роком и ритм-н-блюзом, парень начал экспериментировать с этими стилями, скрещивая их с джазом в своих первых композиторских опытах. Вернувшись в Штаты и приступив к изучению классической и авангардной музыки в университете, Бекенштейн по вечерам играл в клубах Буффало, штат Нью-Йорк, где проходил университетский курс, и накапливал исполнительский опыт в составе авангардных ансамблей, блюзовых и ритм-н-блюзовых команд.
Музыкальная сцена Буффало начала 70-х переживала период расцвета. И в какой-то момент музыканту захотелось стать чем-то большим, чем рядовым саксофонистом очередного
ансамбля. Вместе со старым другом, клавишником Джереми Уоллом, он начал выступать в
ночных клубах с импровизированными инструментальными сессиями. Через несколько месяцев к ним присоединился Том Шуман (Tom Schuman), который сменял за клавишами Джереми Уолла. Их свободный творческий союз со временем перерос в стабильный коллектив со своей программой, и вскоре музыканты поняли, что им катастрофически не хватает названия. Первое, что пришло в голову Джею Бекенштейну, - смутное воспоминание из школьного курса биологии о морской водоросли «spirogira». Через неделю владелец ангажировавшего их клуба уже вывешивал афишу, извещавшую о выступлении джазовой команды Spyro Gyra. Это была шутка, но она прижилась. В жизнедеятельности этой "шутки" принимали в разной степени активное участие многие музыканты. На момент рождения уже с собственным названием в команде числились, кроме лидера и двух клавишников, электрогитарист Чет Катальо (Chet Catallo), бас-гитарист Дэвид Уолфорд (David Wolford), барабанщик Эли Коникофф (Eli Konikoff) и перкуссионист Джерардо Велез (Gerardo Velez).
Кроме своего основного коллектива, альт-саксофонист Джей Бекенштейн периодически занимался продюсированием местных артистов. В 1976 году он познакомился с таким же начинающим продюсером Ричем Каландрой (Rich Calandra), с которым часто доводил до ума записи молодых команд. А в свободное время они пробовали небольшими порциями записывать материал Spyro Gyra. Таким образом мало-помалу и накопился материал для дебютного альбома. Естественно, помогать новичкам никто не спешил. Бекенштейн и Каланда пораскинули мозгами и создали собственный лейбл Amherst, на котором на свои же деньги отпечатали первые 500 копий пластинки "Spyro Gyra". Через год им удалось продать уже несколько десятков тысяч дисков, достучаться до боссов лейбла Infinity Records, подразделения MCA, и заручиться контрактом. Самое удивительное, что даже совсем скромные дозы промоушена имели для группы далеко идущие последствия. К 1978 году их первый студийный опыт "Spyro Gyra" поднялся на 14 строку джазового чарта и даже пересек нижнюю границу Тор 100 в рейтинге поп-альбомов. Композиции "Shaker Song" посчастливилось найти достаточно поклонников, чтобы отметиться под #90 в национальном хит-параде.
Дальше - больше. На новом лейбле группа дебютировала в 1979 году с альбомом "Morning Dance". Место в Тор 30 поп-чарта было первым звоночком растущей популярности. LP "Morning Dance" со временем получил платиновый сертификат, а одноименный сингл стал скромным хитом из Тор 25. Одним из основных пунктов в расписании команды, естественно, были концерты, с которыми группа колесила по всей Америке. Джереми Уолл уже через несколько лет почувствовал, что гастрольная жизнь не для него и около 1978 года практически полностью уступил место за клавишами Тому Шуману. С тех пор он участвовал в жизни Spyro Gyra как сопродюсер и один из композиторов.
С появлением второго альбома Spyro Gyra заявили о себе как о весьма перспективном ансамбле на современной джазовой сцене, с которым придется считаться. В 80-е годы их репутация крепла с каждым новым релизом. С 1980 по 1990 годы они выпустили 12 студийных и концертных альбомов, которые пользовались неизменной популярностью. Охватывая широкую гамму стилей, пластинки Spyro Gyra регулярно появлялись в поп-чарте, уверенно конкурировали с соперниками в рейтинге "черных" альбомов и особенно в хит-параде джазовых дисков. Джазовыми хитами номер один становились альбомы "Catching the Sun" (1980), "Freetime" (1981), "Access All Areas" (1984), "Breakout" (1986), "Stories Without Words" (1987), "Rites оf Summer" (1988), "Fast Forward" (1990).
Еще на заре 80-х Рич Каландра и Джей Бекенштейн купили в окрестностях Нью-Йорка почти столетний каменный дом, в котором оборудовали студию звукозаписи Bear Tracks. Здесь была записана большая часть альбомов Spyro Gyra, здесь же лидер группы мог работать над своими сайд-проектами, продюсировать молодых музыкантов.
С 1983 года постоянным участником группы становится Дэйв Сэмюэлс (Dave Samuels), который до этого только эпизодически подыгрывал в студии на маримбе и виброфоне. Спрос на живые выступления Spyro Gyra оставался достаточно высоким, чтобы гарантировать их концертам регулярные аншлаги. Крупнейшие джазовые фестивали мира с восторгом приветствовали артистов. Между тем в основном составе периодически происходили изменения, музыканты уходили и возвращались снова. Неизменным идейным ядром оставались Бекенштейн и Шуман.
Достигнув заметного успеха на родине, артисты обзавелись многочисленными поклонниками и в Европе, которая хорошо знала их уже по второму альбому "Morning Dance". Обаятельный симбиоз фанка, латинской музыки и джаза заставил многих раз и навсегда влюбиться в Spyro Gyra, сохраняя им верность на протяжении десятилетий. Изящная игра и красивые, легкие мелодии, озвучивать которые группа часто приглашала талантливых вокалистов, придавали их записям особое обаяние. Что характерно, даже эпоха MTV не заставила музыкантов идти по пути традиционной "агитации". У них так и не появилось ни одного видеоклипа. Впрочем, участники Spyro Gyra прекрасно понимали, что даже если такой клип и появится, он все равно не впишется в формат ни одного СМИ.
В 1990 году компания GRP поглотила подразделение МСА, занимавшееся джазом, и стала рекординговым патроном Spyro Gyra. Первый альбом на новом лейбле "Fast Forward" вышел в 1990 году. В 93 году виброфонист Дэйв Сэмюэлс объявил, что не сможет больше участвовать в гастрольной жизни группы, но остался постоянным помощником во время студийных сессий. Большую часть времени он проводил теперь со своей новой группой Caribbean Jazz Project.
В 90-е годы паузы между релизами несколько увеличились, но команда все равно оставалась достаточно активной. С 92 по 99 годы Spyro Gyra опубликовали семь альбомов нового материала, и все они фигурировали в первой пятерке джазового рейтинга. Конечно, слишком явный оттенок популизма давал джазовым снобам формальное право смотреть на них свысока и не воспринимать их творчество слишком серьезно. Но исключительная исполнительская техника и влюбленность в свое дело всегда ставили их особняком в семье джазового мейнстрима.
В 1999 году, когда Spyro Gyra отмечали свой 25-летний юбилей, в штатном расписании значились пять музыкантов: Бекенштейн и Шуман, Хулиос Фернандес (Julios Fernandez) (гитара), Джоэл Розенблатт (Joel Rosenblatt) (барабаны) и Скотт Эмбуш (Scott Ambush) (бас). В таком составе они записали отличный лонг-плей "Got the Magic" (1999). После двухлетнего перерыва и перемещения на новый лейбл в дискографии группы появился новый альбомы "In Modern Times" (2001), а затем "Original Cinema" (2003) и "Deep End" (2004). В 2000 году, воспользовавшись паузой, лидер ансамбля записал свой сольный дебют "Eye Contact".
В записях Spyro Gyra последних лет критики не устают отмечать высокое качество материала, который музыканты пишут и продюсируют сами, грамотно дозированную эклектичность, придающую их саунду свежесть и актуальность, и, конечно, первоклассную технику артистов, которые прекрасно справляются с любыми стилями - будь то классический джаз, ритм-н-блюз или фьюжн.
"Spyro Gyra были делом моей жизни, с ними связаны все мои музыкальные мечты, - откровенничает саксофонист Джей Бекенштейн. - Это 30 лет хорошей музыки, большой дружбы и насыщенного творчеством времени".
Виктория Прокопович
Последнее обновление - апрель 2004
http://music.com.ua/.