"Двойной концерт для бас-гитары и пощёчина феминисткам"
"Двойной концерт для бас-гитары и пощёчина феминисткам"
Записанная в начале ноября 1964 года в знаменитой голливудской студии RCA и входящая в состав альбома 1965 года "Out Of Our Heads", "Heart Of Stone" во многих отношениях стала вехой в творчестве "Стоунз". Это не только первая в ряду т.н. "антифеминистических" вещей группы, открывшая характерную для "Стоунз" тему отторжения доминирующего в текстах классической поп-музыки романтического женского образа,- именно в текстах "Стоунз" впервые в истории поп-музыки возник мотив пустоты и глупости женщины, её ничтожности как объекта возвышенных чувств, а кроме того, появился образ мужчины как желанного, но недоступного предмета мечтаний слабой половины человечества. Текст "Каменного Сердца" наиболее полно демонстрирует это свойство. Журналисты справедливо полагали, что в образе лирического героя песни Мик Джаггер вывел себя и своих друзей-стоунов, - название можно перевести двояко: не только как "каменное сердце", но и как "сердце Стоуна" - красивого, желанного, обольстительного, но насмешливого и неприступного существа, которое выбирает, а не мечтает стать избранным.
Однако, кроме смысловой не менее важна и музыкальная составляющая. Во время записи "Heart Of Stone" была впервые опробована уникальная техника, идея применения которой принадлежала басисту "Стоунз" Биллу Уайману. Самим возникновением этой идеи "Стоунз" были обязаны своему знакомству в июле 1964 года с великим продюсером Филом Спектором, изобретателем техники "стена звука". Спектор при записи песен обычно сажал в студии по 2-3 бас-гитариста, образовывая целый оркестр. Это натолкнуло Билла на счастливую мысль: басовые партии можно дублировать столько раз, сколько захочется. Хитрость здесь была в том, что это не подпадало под обычный термин "овердаббинга",- Билл Уайман никогда не накладывал две одинаковые басовые партии друг на друга, но две или даже три РАЗНЫЕ. В "Heart Of Stone" партия обычной электрической бас-гитары продублирована 6-струнным басом. Этот эффект, усиленный к тому же неповторимым глиссандирующим звучанием Билла Уаймана, придал песне удивительные краски и мощность. Способ наложения 2-х или 3-х разных басовых партий друг на друга, впоследствии названный некоторыми музыковедами "двойным концертом для бас-гитары", Уайман с успехом применял и в дальнейшем, вплоть до альбома 1976 года "Black & Blue",(наиболее интенсивно - в альбоме 1966 года "Aftermath"). Ему помогали в этом и Кейт Ричардс, и Мик Тейлор, и Рони Вуд, - привычка всех троих играть время от времени басовые партии на пластинках "Стоунз" - не пустая блажь, возникшая ниоткуда, а, по сути дела, участие в проекте хитрой звукозаписывающей тактики, однажды в 1964 году созревшей в изобретательной голове "одинокого стоуна".
Как это неоднократно бывало, особенно в ранний период творчества "Стоунз", существует и второй вариант "Heart Of Stone", в 1975 году он был издан на сборнике "Metamorphoses", впрочем, против желания членов группы.
Read more on Last.fm. User-contributed text is available under the Creative Commons By-SA License; additional terms may apply.