«Жаль, нет ружья» — шестой студийный альбом российской панк-рок-группы «Король и Шут». Выпущен 10 октября 2002 года.
«Жаль, нет ружья» — шестой студийный альбом российской панк-рок-группы «Король и Шут». Выпущен 10 октября 2002 года. Последний альбом группы, записанный в «золотом» составе и при участии скрипачки Марии Нефёдовой. Второй альбом записанный по контракту с компанией «Мистерия звука».
Часть песен, включённых в «Жаль, нет ружья!», к периоду записи альбома были довольно старыми, но почти неизвестными за пределами группы. Самая старая песня альбома — «Пьянка», была написана Михаилом Горшенёвым ещё в школе и вошла в демоальбом «Ересь» 1990 года. Композиция «Представляю я» исполнялась на концертах в 1993 году. Демоверсии песен «Волосокрад», «Некромант», «Вдова и Горбун», «Разборки из-за баб» и «Утопленник» Андрей Князев записал на приставке ZX Spectrum после того, как вернулся из армии в 1995 году. Сохранилась запись композиции «Утопленник», исполненной А. Князевым под акустическую гитару в середине 1990-х годов. Ранняя версия песни «Жаль, нет ружья!» существовала уже в 1998 году и примерно в то же время на неё был снят шуточный видеоклип, в котором песню поёт портрет деда, по сюжету съеденного волками (в роли деда — Андрей Князев). Четверостишия, являющиеся вступлениями к композициям «Смешной совет» и «Некромант» были впервые опубликованы в буклете к сборнику песен «Собрание» в 2001 году. Композиция "Песенка пьяного деда" посвящена основателю панк-движения в Ленинграде и СССР Андрею "Свину" Панову - лидеру, вокалисту и автору песен группы "Автоматические удовлетворители".
К репетиции песен для будущего альбома группа приступила в апреле 2002 года. Первой была полностью сделана аранжировка к заглавной композиции — «Жаль, нет ружья!», а текст песни «Мёртвый анархист» был написан в последний день перед началом студийной записи, к которой приступили в июне на студии «Добролёт» в Санкт-Петербурге.
Нам как всегда хотелось вместить в альбом как можно больше песен. Я написал кучу музыки, Горшок тоже. И если мои песни обычно готовы заранее, то песни Мишки приходилось дописывать едва ли не в студии. Были, конечно определенные сроки, но мы как авторы всегда все почему-то откладываем до последней минуты. Писать тексты мне всегда нравилось. А получается так, что на одну песню пишется четыре разных варианта, а то и пять. И всё это нужно сделать, предположим в две недели.
— Андрей Князев. «Самая правдивая история о самой невероятной группе»
В итоге работа в студии продлилась на месяц дольше, чем планировалось. Из-за этого музыкантам приходилось постоянно передоговариваться с группами, записывающимися параллельно, и передвигать их часы записи. Из-за строго установленных сроков выпуска альбома у звукорежиссёров было недостаточно времени на сведение материала, поэтому к выпуску второго, дорогого издания альбома в слипкейсе некоторые песни были пересведены. По этой же причине буклет успели напечатать только к изданию второй версии.
Тур в поддержку альбома начался в конце сентября и продолжался до середины декабря. За это время группа сыграла концерты более чем в шестидесяти городах. Двухдневные презентации пластинки состоялись 11 и 12 октября в Санкт-Петербурге на концерте в ДС «Юбилейный» и 18 и 19 октября в Москве на концерте в ДС «Лужники». Московская презентация послужила основой для концертного альбома «Мёртвый анархист».
Список композиций:
1. «Волосокрад» А. Князев 4:27
2. «Мёртвый Анархист» М. Горшенёв 4:07
3. «Смешной совет» М. Горшенёв 4:05
4. «Некромант» А. Князев 2:43
5. «Защитник свиней» М. Горшенёв 2:45
6. «Генрих и Смерть» М. Горшенёв 2:24
7. «Жаль, нет ружья!» А. Князев 3:40
8. «Представляю я» М. Горшенёв 2:10
9. «Мой характер» М. Горшенёв 3:51
10. «Песенка пьяного деда» А. Князев 2:05
11. «Водяной» М. Горшенёв 2:10
12. «Вдова и Горбун» А. Князев 3:11
13. «Вино хоббитов» М. Горшенёв 4:32
14. «Разборки из-за баб» А. Князев 3:43
15. «Утопленник» А. Князев 4:03
16. «Медведь» М. Горшенёв 3:31
17. «Пьянка» М. Горшенёв 2:12
Все тексты написаны Андреем Князевым.
На песню «Волосокрад» был смонтирован концертный видеоклип.
Участники записи:
Михаил Горшенёв (Горшок) — вокал, музыка
Андрей Князев (Князь) — вокал, стихи, музыка
Александр Балунов (Балу) — бас-гитара, бэк-вокал, вокал
Яков Цвиркунов — гитара, бэк-вокал, вокал (2,5,13)
Александр Леонтьев (Ренегат) — гитара, акустическая гитара, бэк-вокал, вокал
Александр Щиголев (Поручик) — ударные
Мария Нефёдова — скрипка
Приглашённые участники:
Александр «Рикошет» Аксёнов (Объект Насмешек) — вокал (2)
Фотографии: Валерий Кузнецов
Дизайн обложки: Юрий Солодовников
Запись и сведение произведены на студии «Добролёт».
Саунд-продюсеры: Павел Сажинов и Евгений Лёвин
Музыкальный обозреватель портала InterMedia отметил утяжеление звучания группы и, в то же время, однообразность песен альбома.
Сложность восприятия диска заключается не столько в количестве треков, сколько в однообразности всех этих «Волосокрадов», «Некромантов», «Водяных» и «Утопленников». «Больше песен, хороших и разных» — это явно не про «Жаль, нет ружья». Музыканты играют, словно заметают следы — быстро и не запоминаясь. Мысль не цепляется ни за тексты, ни за содержащиеся в них идеи, хотя нельзя сказать, что претензий на философствование у авторов нет — одна только вещь «Генрих и смерть» чего стоит. Между тем мрачные сказки, спетые Горшком и Князем почти в раммштайновском духе, занимают первые места в чартах отдельных радиостанций, а фанаты «КиШа» на улице встречаются так же часто, как киоски с шаурмой.
Музыкантам «Короля и Шута» сначала не понравилось финальное сведение альбома, но со временем к такому звуку все привыкли и смирились с ним. Андрей Князев считает «Жаль, нет ружья» одним из лучших творений группы. Он вспоминает следующее:
Мы очень много времени потратили на запись вокала, да и четверть текстов я писал уже в студии, и, как следствие, уехали в тур, а сведение и мастеринг оставили доделывать мастерам. Сама пластинка нагнала нас уже в середине тура. Я помню жуткое возмущение Горшка, когда он поставил пластинку в плеер. Мы услышали, что альбом звучит совершенно не так, как мы рассчитывали. Надо было всё переделывать, пересводить или перемастеринговать, но, к сожалению, было уже поздно, потому что альбом уже везде продавался. В итоге мы смирились. А потом к звуку привыкаешь и принимаешь его. А вообще, этот альбом я считаю одним из лучших наших творений.
По мнению многих поклонников группы альбом является одним из лучших творений группы, а также последним альбомом, записанным в «традиционном» для группы стиле. В «Жаль, нет ружья» уже появляются тенденции к утяжелению звучания группы, но при этом альбом остаётся вполне мелодичным.
«Жаль, нет ружья» повторил успех альбома «Как в старой сказке», а песни «Медведь» и «Мертвый анархист» также попадали на вершину «Чартовой дюжины».
Вступлением к песне «Мой характер» послужила случайная гитарная импровизация Александра «Ренегата» Леонтьева. Эта композиция, как и "Генрих и смерть", "Вдова и горбун", "Утопленник" не исполнялись на концертах.
С 2008 по 2013 года песня «Медведь» исполнялась в жанре индастриал — метал
Рабочее название альбома - "Мёртвый анархист", однако участники его не приняли. В результате этого так стал называться второй концертный альбом.
У белорусской панк — группы «Ойра» в песне «Эй, братуха» строчка «Похватали горожане топоры и вилы» является отсылкой к песне «Мёртвый Анархист» («Взяли люди топоры и вилы. Мертвецов загнать в свои могилы…»)
Это первый альбом со времен "Камнем по голове", на обложке которого были изображены участники группы.
В 2018 панк - группа "Смех" записала кавер-альбом под названием "Мёртвый анархист", посвятив его памяти Михаила Горшенёва. В него вошли 4 песни Короля и Шута, а также песни групп "Кино", "Сектор газа" и "Гражданская оборона".