ХАЙНС ЭРЛ (Hines Earl) («Папа», «Papa») (полное имя Хайнс Эрл Кеннет, Hines Earl Kenneth) (28 декабря 1905, Дюквесн, шт.
ХАЙНС ЭРЛ (Hines Earl) («Папа», «Papa») (полное имя Хайнс Эрл Кеннет, Hines Earl Kenneth) (28 декабря 1905, Дюквесн, шт. Пенсильвания — 22 апреля 1983, Окленд, шт. Калифорния), один из величайших американских пианистов в истории джаза. Подражая Луи Армстронгу, создал на фортепиано так называемый «стиль трубы». Прозвище «папа» сохранилось за ним со времен участия в чикагских радиопрограммах, где его именно так представляли слушателям.
Отец играл на трубе в EUREKA BRASS BAND, мать — органистка. Мальчиком играл на корнете в духовом оркестре, с 9 лет занимался на фортепиано в Питтсбурге и родители мечтали сделать его концертирующим классическим пианистом. Уже в школе собрал джазовое трио, а профессиональный дебют состоялся в 1922 в Чикаго, где он аккомпанировал вокалистам и работал в оркестре Кэрола Диккерсона вместе с Луи Армстронгом и Джимми Нуном. Первый успех принесли записи c «Горячей семеркой» Армстронга (1927-28), запомнилиcь соло Хайнса в хитах West End Blues, My Monday Date. В 1927 играл со знаменитым трубачом в чикагском «Sunset Cafe», а в конце 1928 собрал свой первый бэнд для выступлений в танцевальном зале «Grand Terrace», откуда велись прямые трансляции и пианист сам представлял свои программы. Оркестр продержался с маленьким перерывом до 1947 и в начале 1940-х гг. его называли «инкубатором бибопа», так как в нем играли Чарли Паркер, Диззи Гиллеспи, Трамми Янг, Бадд Джонсон, Рэй Нэнс, Уорделл Грей и другие. С оркестром пели Сара Воэн и Билли Экстайн. В 1947 Хайнс возглавил один из клубов Чикаго, но через год принял приглашение Армстронга и вошел в ансамбль ALL STARS. В 1951 покинул своего кумира, с которым отношения были не совсем гладкими. «Меня хотели видеть в роль сайдмена, а не равноправного партнера», — скажет он позже.
В1950-е гг. работал в клубах Калифорнии (почти всегда становился их владельцем), регулярно вел радиопередачи и изредка собирал биг-бэнды. В 1964 вернулся на большую сцену, собрав септет (труба, тромбон, 2 саксофона, контрабас и ударные). Через год был выбран в символический «Зал славы», а весь 1966 гастролировал в Европе (в том числе и в СССР). В 1970-е гг. выступал с сольными программами, участвовал в крупнейших фестивалях. Его знаменитые хиты — Rosetta, Deep Forrest.
Предоставлено издательством «Скифия» (Санкт-Петербург)
Дискография:
Earl Hines And The All Stars (1950)
Fats Waller Memorial Set (1951)
«Fatha» Plays Fats (1956)
Earl «Fatha» Hines Solo (1956)
A Monday Date (1961)
Earl «Fatha» Hines (1963)
The Earl Hines Trio At The Little Theatre, New York (1964)
Hines "65/Tea For Two (1965)
Life At The Village Vangurd (1965)
Blues So Low (1966)
Earl Hines At Home (1969)
Earl Hines In Paris (1970)
Earl Hines Plays Duke Ellington, vol. 1-3 (1972)
My Tribute To Louis (1973)
Hines Does Hoagy (1973)
Lionel Hampton Presents Earl «Fastha» Hines (1977)
The Indispensable Earl Hines. 1944-66 (1983)
Father Steps In (1993)