Kiss (KISS, «Кисс», с англ. — «Поцелуй») — американская рок-группа, основанная в Нью-Йорке в январе 1973 года, играющая
Kiss (KISS, «Кисс», с англ. — «Поцелуй») — американская рок-группа, основанная в Нью-Йорке в январе 1973 года, играющая в жанрах глэм-рок и хард-рок. Широко известна развитием направления шок-рок, сценическими макияжами её участников, а также концертными шоу, сопровождающимися различными пиротехническими эффектами.
Наиболее известными песнями Kiss являются «Strutter» (1974), «Deuce» (1974), «Black Diamond» (1974), «Rock and Roll All Nite» (1975), «Detroit Rock City» (1976), «Beth» (1976), «Calling Dr. Love» (1976), «Christine Sixteen» (1977), «Love Gun» (1977), «I Was Made for Lovin’ You» (1979), «I Love It Loud» (1982), «Lick It Up» (1983), «Heaven’s on Fire» (1984), «Forever» (1990), «Unholy» (1992), «God Gave Rock 'N' Roll to You II» (1992), «Psycho Circus» (1998). По состоянию на 2016 год имеют более сорока пяти золотых и платиновых альбомов и более 100 миллионов проданных записей. В сентябре 2018 года Kiss объявили, что после 45 лет записей и выступлений они отправятся в свой последний тур в 2019 году.
Группа появилась на свет в 1972 году, хотя ее основатели, Джин Симмонс (Gene Simmons, p. 25 августа 1949, Хайфа, Израиль, настоящее имя Юджин Кляйн (Eugene Klein); бас, вокал) и Пол Стэнли (Paul Stanley, p. 20 января 1952, Куинс, Нью-Йорк, настоящее имя Пол Стэнли Айзен (Paul Stanley Eisen); гитара, вокал) познакомились двумя годами раньше и уже успели испытать себя в самодеятельных группах The Rainbow и Wicked Lester. Через объявление в Rolling Stone они нашли барабанщика: Питер Крисс (Peter Criss, p. 20 декабря 1945, Бруклин, настоящее имя Питер Крисскола (Crisscoula), уже играл с второразрядными командами (Lips и Chelsea) и даже записывался для MCA.
Продолжая днем ходить на работу (Кляйн, например, учительствовал), они репетировали вечерами. Осенью 1972 года по объявлению, вычитанному в газете Village Voice, их отыскал гитарист Пол Дэниел “Эйс” Фрейли (Paul Daniel Ace Frehley, p. 27 апреля 1951, Бронкс). Теперь настало время активных действий. Перебрав несколько названий (от эффектного Love Gun до неудобоваримого Bullfrog Beer — так называлась одна из школьных групп Джина), они остановились на коротком KISS и начали готовить свою атаку на Нью-Йорк, США.
30 января 1973 года KISS дебютировали в клубе Coventry в Куинсе и сразу же собрали обильный урожай разноречивых откликов. Если их музыкальный багаж (несколько рок-н-ролльных стандартов и пара бледных оригиналов) остался незамеченным, то об имидже сказать этого было явно нельзя. Доведя до абсолюта придуманный Бауи образ “рок-звезды со звезд”, KISS предстали на сцене в виде четырех бесполых и эффектно одетых монстров, лица которых скрывал искусный грим — в соответствии с выбранным для каждого образом: “ящер” Симмонс, “красавчик” Стэнли, “космический ас” Фрейли, “кот” Крисс. Через несколько недель на KISS натолкнулся безработный телережиссер Билл Окойн (Bill Aucoin), который стал их менеджером и в начале следующего года организовал контракт с Casablanca.
Несмотря на мощную рекламную кампанию (она включала даже марафонский “чемпионат поцелуев”), вышедший в феврале альбом Kiss был только 87-м, а появившийся осенью Hotter Than Hell дотянул до утешительной 100-й строки в Топ100. Критика освистала прямолинейный хард KISS и в пух и прах разнесла их “космический” маскарад, но Окойн не отступился. По слухам, грандиозное турне группы весной 1975 года оказалось настолько убыточным, что он был принужден покрывать долги из собственного кармана, но уже к лету ситуация ощутимо изменилась. Новый альбом Dressed To Kill поднялся до 32 отметки, а выпущенный по следам турне Kiss Alive оказался 9-м и в том же году получил “платиновый диск”. Извлеченная из альбома Rock And Roll All Nite принесла KISS первый успех в сингл-списке (№ 12).
Умело манипулируя рекламой (не просто майки и значки, но куклы с хорошо узнаваемыми лицами и комиксы в Marvel, не заурядный фан-клуб, а целая Kiss Army), Окойн быстро превратил KISS в новую подростковую моду. Концерты KISS поражали воображение обилием трюков: взрывные устройства, холодильные установки, полицейские мигалки и сирены, самовозгорающиеся гитары и летающие по воздуху барабаны. Центральная фигура шоу, Симмонс на сцене глотал пламя (настоящее!) и плевался кровью (фальшивой!). Не пугаясь многомесячных турне и постоянно совершенствуя свои представления, к середине 70-х годов KISS стали одной из наиболее сценичных групп мира. Если в декабре 1974 года KISS разогревали зал для Blue Oyster Cult, то через год ситуация изменилась с точностью до наоборот.
Следующий диск Destroyer продюсировал знаменитый Боб Эзрин, хотя на качестве материала это почти не сказалось. Единственным исключением стала неожиданно мелодичная баллада Beth (которую Крисс посвятил своей жене Лидии [Lydia Criss] ), № 7.
Kiss — The Originals (альбом из трех первых пластинок группы) включал буклет с изложенной в комиксах историей группы. Графика в манере комиксов на некоторое время стала основным элементом художественного стиля группы: так же были оформлены следующие альбомы Rock And Roll Over (1976) и Love Gun (1977), № 4 (их высшее достижение в чартах).
25-27 августа 1977 года KISS дали три концерта в Лос-анджелесском зале Forum, положенные в основу их второго концертного альбома (1977). Он же принес группе четвертый “платиновый диск”.
В октябре 1978 года участники группы одновременно выпустили по сольному альбому. Все они стали “платиновыми”, хотя степень успеха была различной: Симмонс поднялся до 22-й строки, Фрейли до 26-й, Стэнли до 40-й, а Крисс до 43-й. Одновременно NBC выпустила на телеэкраны страны мультик Kiss Meets The Phantom Of The Park, в котором бравая четверка доблестно сражалась с сумасшедшим профессором-берсеркером. Marvel издал очередную книжку комиксов, красная краска в которых якобы содержала кровь четырех музыкантов (!).
Хотя изданный в мае 1979 танцевальный хит I Was Made For Lovin' You (написана Стэнли вместе с будущим хитмэйкером Десмондом Чайлдом и продюсером Винни Понша) была 11-й в США и 50-й в Англии (их первое появление в чартах Британии), а вышедший следом альбом Dynasty 9-м, звезда KISS начала понемногу закатываться: на фоне агрессии и эпатажа панков их “картонные” ужасы выглядели неубедительно.
В январе 1980 года Крисс, чьи авторские амбиции давно выходили за рамки KISS, покинул группу, а позднее без видимых результатов играл с Criss-Penridge Alliance, Balls Of Fire, группой своего имени и т.д. В записи очередного альбома Unmasked его заменял Антон Фидж (Anton Fig), который позднее играл с Robert Gordon и Spider, а в июле на концерте в нью-йоркском Palladium с KISS на сцену вышел барабанщик Эрик Карр (Eric Carr, p.12 июля 1950, Бруклин, умер 24 ноября 1991, настоящее имя Пол Каравелло (Paul Caravello)). В качестве образа, барабанщик, после неудачного "Ястреба" (The Hawk), выбрал "Лиса" (The Fox). Этот состав сделал на удивление симпатичный альбом Music From 'The Elder' — саундтрек к так и не вышедшему мультфильму (над которым работал Симмонс) с текстами Лу Рида, записанный Эзрином в своей излюбленной бархатно-оркестровой манере: с хором и массой струнных. Как ни странно, альбом был весьма популярен в Англии.
В августе 1982 года уставший от своей роли в KISS Эйс ушел, чтобы объявиться во главе своих Frehley's Comet (причем барабанил у него Фидж). На время ближайшего турне его заменил — на полпути из Balance в Skull — Боб Кулик (Bob Kulick), а в следующем альбоме дебютировал новый музыкант Винни Винсент (Vinnie Vincent, p. в 1952, настоящее имя Винсент Кузано (Vincent Cusano)), карьера которого начиналась в хардовых группах Treasure и Warrior. Этот альбом, Creatures Of The Night, был посвящен памяти умершего незадолго до его выхода босса Casablanca Нила Богарта, но по иронии судьбы стал последней работой KISS для фирмы. По условиям контракта, а также в качестве удачной маркетинговой фишки, на обложке альбоме с группой был изображен Эйс, который по сути уже не являлся членом KISS и в записи участия не принимал. Такой же трюк был проделан двумя годами ранее с образом Крисса, при выходе "Unmasked".
Летом 1982 года они были вынуждены отменить трехдневные гастроли в Аргентине: местные экстремисты объявили, что готовы предотвратить концерт группы “даже ценой человеческих жизней”. 18 сентября 1982 года KISS опять привлекли внимание, впервые появившись в программе MTV без грима. Новый имидж был запечатлен на обложке Lick It Up (1983) — их сравнительно удачного дебюта на Mercury, хотя лишь вышедший годом позже Animalize вернул им статус “платиновых” артистов. К выходу этого альбома в группе произошли новые перемены: Винсент решил возглавить собственную группу Vinnie Vincent's Invasion, а на его место в мае 1984 года пришел Марк Сент-Джон (Mark St. John, p. 7 февраля 1956, умер 7 апреля 2007; настоящее имя Марк Нортон (Mark Norton)). Впрочем, Сент-Джон задержался всего на полгода: в декабре он заболел и был вынужден оставить группу (а позднее играл с White Tiger, Alice Cooper и группой Пита Крисса! Очередным гитаристом стал брат Боба Брюс Кулик (Bruce Kulick, p.12 декабря 1953), бывший участник Blackjack, Good Rats и Billy Squier Band.
В 80-е годы популярность KISS поменяла полюса: в США группу слушали все меньше, зато в Британии их акции начали неуклонно расти. Свидетельством этого стал альбом Crazy Nights (1987): № 65 в США и № 4 в Англии, и его заглавная вещь — № 18 и № 4 соответственно. Памятуя о своей трудной юности, Джин Симмонс всегда поддерживал молодых и менее удачливых артистов, в частности, Angel и Giuffria. Прирожденный актер, он дебютировал в кино в 1984 году эпизодической ролью в Runaway, а двумя годами позже сыграл сразу две главные роли: в Never Young To Die (с Р. Экелундом и Дж. Лэзенби) и Trick Or Treat (с Ozzy Osbourne). В том же году он спродюсировал альбом W.O.W. экс-вокалистки The Plasmatics Венди О. Уильямс. Позже Джин работал в этом качестве с Black'n'Blue (два альбома) и House Of Lords. В 1988 году он открыл собственный лейбл Simmons Records.
В 1989 году KISS выпустили довольно неплохой альбом Hot In The Shade, после чего замолчали почти на три года — как стало известно позже, причиной этого молчания стала болезнь Карра, который умер от рака 24 ноября 1991 года (в тот же день, когда по другую сторону Атлантики скончался Freddie Mercury). За барабаны сел Эрик Сингер (Eric Singer), барабанщик Black Sabbath и Badlands. Также Эрик участвовал в сольном туре Пола Стэнли в 1988 году. Новый состав в 1992 году записал мощный рок-н-ролльный альбом Revenge и кавер двадцатилетней давности хита Argent God Gave Rock'n'Roll To You, который был включен в популярную киноленту Bill And Ted's Bogus Journey и вернул имя группы в “пятерку” британских чартов. На следующий год KISS достойно отметили двадцатилетие, выпустив свой третий концертный альбом Kiss Alive III.
В 1994 году, на волне тотальной моды на всевозможные кавер-версии, Mercury сделала альбом-посвящение Kiss My Ass, в котором песни KISS исполняли как стилистически близкие (Anthrax), так и довольно далекие от них (Garth Brooks, Stevie Wonder) артисты. Летом 1995 года оригинальный состав KISS дал концерт в одном из нью-йоркских клубов. Разогревали зал их вечные партнеры The Tubes. После группа вновь воссоединилась оригинальным составом. Состоялся очень успешный реюнион тур. В 1997 году увидел свет альбом Carnival Of Souls: The Final Sessions. Саунд на нём довольно тяжелый по сравнению с предыдущими работами, а сам альбом получился довольно слабый. В 1998 году вышел Psycho Circus, записанный оригинальным составом. Альбом также получился тяжеленьким, но, в отличие от предшественника, он возвращает нас к забойному hard rock 70-х. В 2001 группу снова покидает Питер Крисс, на его место обратно приходит Эрик Сингер, затем уходит и Эйс Фрейли. Вместо него взяли бывшего гитариста Black'n'Blue Томми Сэера - старого фаната KISS. В 2003 году - грандиозное шоу KISS Symphony (за ударной установкой Питэр), сыгранное на самом большом стадионе Австралии в сопровождении Мельбурнского симфонического оркестра. В 2004 году - Rock the Nation тур.
В 2008 году - "35 Alive" тур. Впервые за 9 лет KISS возвращаются в Европу. И из новостей сегодня, в 2009 году в Conway Recording Studios был записан ещё один альбом группы под названием Sonic Boom. Альбом был тепло принят как критиками, так и слушателями. Первым альбом был выпущен в Италии 2 октября.
Current members
Paul Stanley – вокал, ритм-гитара (1972 – настоящее время)
Gene Simmons – вокал, бас (1972 – настоящее время)
Tommy Thayer – лидер-гитара, вокал (2002 – настоящее время)
Eric Singer – барабаны, вокал (1991–1996, 2001–2002, 2004 – настоящее время)
Бывшие участники:
Peter Criss – барабаны, вокал (1972–1980, 1996–2001, 2002–2004)
Ace Frehley – лидер-гитара, вокал (1972–1982, 1996–2002)
Eric Carr – барабаны, вокал (1980–1991)
Vinnie Vincent – лидер-гитара, вокал (1982–1984)
Mark St. John – лидер-гитара, вокал (1984)
Bruce Kulick – лидер-гитара, вокал (1984–1996); клавишные и фортепиано (1987–1992)
Туровые участники:
Gary Corbett – клавишные (1987–1988, 1990)
Derek Sherinian – клавишные (1992)
Сессионные участники:
Anton Fig – барабаны (1979–1980) (играл в Kiss на альбомах Dynasty и Unmasked).