«Symptom of the Universe» — песня британской heavy-metal-группы Black Sabbath, написанная всеми участниками квартета
«Symptom of the Universe» — песня британской heavy-metal-группы Black Sabbath, написанная всеми участниками квартета, впервые записана в лондонской Morgan Studios весной 1975 года. Песня вошла в шестой студийный альбом группы Sabotage
Песня, текст которой был написан Гизером Батлером (по мотивам, как он утверждал, собственного сновидения), представляла собой своеобразный коллаж космогонических аллюзий и научно-фантастической образности, объединенных философским взглядом на «никогда не умирающую любовь» как на «симптом» Вселенной (англ. Symptom of the Universe is love that never dies). Отчасти текст этот выглядел продолжением «National Acrobat» (из альбома Sabbath Bloody Sabbath), во второй части которой была развернута более детальная панорама Вселенной, которая рождается и умирает в себе самой.
К моменту начала работы над альбомом Sabotage участники Black Sabbath уже находились в серьёзном внутреннем конфликте. Все четверо употребляли наркотики, чем (по мнению рецензента Allmusic) отчасти и объясняется возникновение в альбоме странной, мистической образности и неожиданно глубоких философских идей, которые в предыдущих работах обозначались штрихами.
Материал альбома, считает Б. Торреано, родился на почве острого конфликта внутри группы: именно поэтому и отмечен такой внутренней силой. Критик называет настоящим «гвоздём» пластинки именно «Symptom of the Universe»: в песне, базовый рифф которой «на пять-шесть лет предвосхитил появление thrash'а », был создан «…уровень энергетики, редко наблюдавшийся за пределами панк-сцены»
Музыкальное исполнение
Рецензент Allmusic особо отмечает игру Билла Уорда, который ни до ни после не демонстрировал подобного мастерства. Необычайную выразительность и вокальный диапазон продемонстрировал и Оззи Осборн, которого прежде нередко упрекали в слишком примитивном использовании своих вокальных данных.
Как пишет Б. Торреано, Осборн примерно в это время только «и начал по-настоящему осознавать, какой харизмой обладает»: это позволяло ему смело браться за исполнение «любого, даже малопонятного и запутанного текста». Рецензент называет «Symptom of the Universe» последней великой metal-вещью, созданной группой с Осборном у микрофона
Историческое значение
Наряду с «Paranoid» (где была впервые создана почва для proto-thrash'а), «Symptom of the Universe» стала (согласно Allmusic) одной из самых влиятельных песен в рок-истории, указавшей сразу на несколько дальнейших ветвей развития рока: thrash, speed-metal, гитарный индастриал (Ministry), маниакальный альт-рок Butthole Surfers, сладжевый гранж Soundgarden.